Изношенные/плохо установленные ремень и натяжной механизм или перекошенный шкив могут привести к соскакиванию ремня.

Это может стать причиной снижения частоты вращения насоса охлаждающей жидкости и/или вентилятора, что приведет к перегреву двигателя.

При диагностике неисправностей системы охлаждения двигателя крышке радиатора/расширительного бака, как правило, уделяется меньше всего внимания.

В системе охлаждения используется герметичная крышка радиатора для предотвращения закипания жидкости.

Неправильный подбор крышки или ее неисправность может к тому же привести к утечке охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Технические характеристики крышки радиатора приводятся в документации на комплектное оборудование.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Воздух, проходящий через ребра радиатора за счет разрежения, которое создает вентилятор, отбирает тепло у охлаждающей жидкости, которая прокачивается через радиатор водяным насосом.

Посторонние предметы (клочки бумаги, сухая трава, волокна ткани, пыль и пр.) могут застрять между ребрами, мешая прохождению воздуха. Это снизит эффективность работы радиатора.

Радиатор нужно периодически проверять на отсутствие погнутых или сломанных ребер и утечек охлаждающей жидкости.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Если вентилятор снабжен ременным приводом, проскальзывание ремня может привести к снижению частоты вращения вентилятора и снижению эффективности охлаждения двигателя.

Проблема может быть также связана с неисправностью автоматического механизма натяжения ремня.

Проверьте подшипники в ступице вентилятора и остальные шкивы и убедитесь, что они не вызывают повышенной вибрации и проскальзывания ремня.

Утепляющие чехлы могут использоваться для сокращения времени прогрева двигателя и способствуют сохранению тепла двигателя в местах с холодным климатом.

Утепляющие чехлы должны прикрывать только часть радиатора спереди, оставляя место для прохода воздуха.

Если не оставить часть передней стороны радиатора открытой для воздушного потока или не снять утепляющие чехлы при повышении температуры окружающего воздуха, это может привести к перегреву двигателя.

Если радиатор объединен с промежуточным охладителем наддувочного воздуха, то установка чехла без отверстия приведет к плохому охлаждению наддувочного воздуха.

Не устанавливайте самодельные чехлы из картона, т.к. продукты разрушения такого утеплителя приведут к сильному загрязнению радиатора и промежуточного охладителя наддувочного воздуха.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Если транспортное средство оборудовано терморегулируемыми жалюзи, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой жалюзи открываются и закрываются.

Сравните результат с величиной, указанной на устройстве управления жалюзи.

Фирма Cummins рекомендует открывать жалюзи, когда температура охлаждающей жидкости достигает 85°С.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Если двигатель оснащен терморегулируемой муфтой вентилятора системы охлаждения, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой происходит срабатывание муфты вентилятора.

Фирма Cummins рекомендует включать вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости достигает 96°С.

Если на двигателе установлена вязкостная муфта вентилятора, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой происходит включение вентилятора.

Примечание: некоторые модели вязкостных муфт вентилятора могут иметь электронное управление.

Если температура воздуха достигает заданного уровня, который определяется температурной настройкой используемого датчика, термочувствительный элемент перемещает исполнительный механизм, который позволяет вязкой жидкости включить привод вентилятора и увеличить частоту его вращения.

Фирма Cummins рекомендует включать вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости достигает 96˚ С.

Снятие и установка насоса охлаждающей жидкости

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Внимание: при наличии постоянной утечки охлаждающей жидкости, замените насос охлаждающей жидкости.

Слейте охлаждающую жидкость.

Снимите ремень привода навесных агрегатов.

Отверните 8 болтов крепления и снимите насос охлаждающей жидкости. Момент затяжки 8 Нм

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Очистите поверхности насоса охлаждающей жидкости.

Установка насоса охлаждающей жидкости производится в порядке, обратном снятию.

Проверка

Убедитесь, что на крыльчатке насоса охлаждающей жидкости отсутствуют задиры и повреждения. При наличие повреждений необходимо заменить крыльчатку.

Убедитесь в отсутствии повреждений уплотнителя насоса охлаждающей жидкости.

При наличие повреждений необходимо заменить уплотнитель.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Термостат

Примечание: корпус термостата является частью впускного коллектора, при повреждении корпуса термостата впускной коллектор необходимо заменить.

Проверка перед снятием

Закрыв термостат на 1 минуту при работающем двигателе, выполните следующее:

- для контроля температуры охлаждающей жидкости, подключите диагностический прибор.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Отсоедините шланг радиатора от выпускного патрубка системы охлаждения.

Установите шланг на выпускной патрубок системы охлаждения, затяните хомут и опустите свободный конец шланга в мерную емкость.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Запустите двигатель и прогрейте его при номинальной частоте вращения в течение одной минуты, при этом контролируйте открытие термостата.

Если термостат откроется во время данной проверки, повторите её. Допустимая температура охлаждающей жидкости 38˚ С

Заглушите двигатель и измерьте объем охлаждающей жидкости в мерной емкости.

Если объем собранной жидкости больше допустимого, термостат необходимо заменить.

Допустимый объем 100 см3

Снятие и установка термостата

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Слейте охлаждающую жидкость.

Отверните болт крепления, снимите перепускной патрубок системы охлаждения и кольцевое уплотнение.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Отсоедините верхний шланг радиатора от выпускного патрубка системы охлаждения.

Отверните болты крепления выпускного патрубка системы охлаждения.

Снимите выпускной патрубок системы охлаждения.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Снимите термостат

Установите термостат

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Установите выпускной патрубок системы охлаждения и затяните крепежные болты. Момент затяжки 7 Нм

Подсоедините верхний шланг радиатора к выпускному патрубку системы охлаждения.

Установите перепускной патрубок системы охлаждения.

а) Установите новое кольцевое уплотнение.

б) Установите перепускной патрубок системы охлаждения и затяните болт крепления. Момент затяжки 24 Нм

Залейте охлаждающую жидкость.

Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.

Проверка

Примечание: как правило, на корпус термостата нанесены цифры, обозначающие температуру начала открытия клапана.

Очистите контактные поверхности, используя абразивную губку.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Убедитесь в отсутствии повреждений на уплотнении термостата. При наличии повреждений необходимо заменить термостат.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Проверьте температуру открытия термостата.

а) Опустите термостат и термометр в емкость с водой и медленно нагрейте.

Примечание: термостат и термометр не должны касаться боковых стенок емкости.

б) Проверьте температуру открытия клапана термостата.

Температура начала открытия 79 - 8З˚ С

Температура полного открытия 94˚ С

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Проверьте перепускной патрубок системы охлаждения

а) Очистите патрубок мыльной водой.

б) Просушите сжатым воздухом.

в) Очистите канавки под кольцевые уплотнения.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

г) Убедитесь в отсутствии повреждений канавки под кольцевое уплотнение. При наличии повреждений необходимо заменить перепускной патрубок.

Снятие и установка нагревателя охлаждающей жидкости

Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Слейте охлаждающую жидкость.

Отсоедините проводку от нагревателя охлаждающей жидкости.

Отсоедините нагреватель охлаждающей жидкости. Момент затяжки 55 Нм

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Нанесите слой герметика на резьбу нагревателя.

Герметик 3375066 или эквивалентный

Установка нагревателя охлаждающей жидкости производится в порядке, обратном снятию.

Проверка

Очистите отверстие под установку нагревателя охлаждающей жидкости.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Убедитесь в отсутствии повреждений резьбы.

Очистите нагреватель ветошью.

Убедитесь в отсутствии отложений и трещин на нагревательном элементе и кольцевом уплотнении.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Проверьте сопротивления нагревателя охлаждающей жидкости. Оно должно быть в допустимых пределах. Сопротивление нагревателя охлаждающей жидкости:

- минимальное значение 18,2 Ом;

- максимальное значение 21,1 Ом.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Снятие и установка вентилятора системы охлаждения

Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Снимите ремень привода навесных агрегатов (статья – Замена ремня привода навесных агрегатов Cummins ISF3.8)

Снимите кожух вентилятора.

Отверните 4 болта крепления вентилятора, снимите вентилятор и проставку.

Внимание не удерживайте вентилятор за его лопасти. Момент затяжки:

- М6 – 10 Нм;

- М10 – 43 Нм;

- М12 – 77 Нм.

Снимите шкив вентилятора.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Отверните четыре болта крепления ступицы вентилятора и снимите ступицу вентилятора. Момент затяжки 33 Нм

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Установка вентилятора системы охлаждения производится в порядке, обратном снятию.

Проверка

Очистите шкив, проставку и ступицу вентилятора растворителем и просушите сжатым воздухом.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Убедитесь в отсутствии повреждений и трещин на шкиве вентилятора.

Убедитесь в отсутствии повреждений на ступице вентилятора, фаске ступицы и проверьте ступицу вентилятора на отсутствие признаков нарушения герметичности сальника.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Проверните ступицу вентилятора и убедитесь в легком и бесшумном вращении.

Проверьте подшипник ступицы вентилятора.

а) Проверьте подшипник на отсутствие износа.

б) Проверьте радиальный и осевой люфт подшипника. Замените ступицу вентилятора, если осевой люфт превышает максимальное значение.

Максимальный осевой люфт ступицы вентилятора 0,15 мм

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Убедитесь в отсутствии повреждений, ослабленных болтов, погнутых или плохо закрепленных лопастей на вентиляторе системы охлаждения.

При необходимости замените вентилятор. При замене вентилятора, используйте деталь с тем же номером по каталогу.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Внимание: не выпрямляйте погнутую лопасть вентилятора, а замените вентилятор системы охлаждения.

Убедитесь в отсутствии повреждений на кожухе вентилятора. Проверьте зазор между кожухом вентилятора и вентилятором, он должен находиться в допустимых пределах.

Пределы допустимого зазора 5,08 - 10,16 см

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Радиатор

Очистка

Продуйте радиатор сжатым воздухом для удаления грязи из его сердцевины.

Давление воздуха 552 кПа

Примечание держите сопло шланга на расстоянии не менее 15 см от сердцевины радиатора. чтобы не повредить радиатор.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Проверка

Проверьте все шланги на отсутствие трещин, порезов и смятия. При необходимости замените шланги.

Убедитесь в отсутствии повреждений и утечек радиатора и прокладки радиатора.

Снимите крышку радиатора.

Внимание: на горячем двигателе эту операцию необходимо выполнять с осторожностью, так как вода и пар находятся под давлением.

Проверьте крышку радиатора, используя радиаторный тестер.

Примечание: если на крышке сохранились следы жидкости и/или посторонние налеты, промойте и продуйте крышку.

Перемещая поршень тестера, равномерно и медленно (1 ход поршня тестера за 1 секунду) создайте давление на паровом клапане пробки радиатора и убедитесь, что клапан открывается под давлением воздуха.

Крышка радиатора должна обеспечивать герметичность в пределах 14 кПа от величины, указанной на крышке.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

Если давление открытия клапана меньше минимального, замените крышку радиатора.

Проверьте систему охлаждения на наличие утечек.

а) Заполните систему охлаждающей жидкостью и подсоедините тестер с помощью шланга к горловине радиатора, как показано на рисунке.

Диагностика системы охлаждения Cummins ISF3.8

б) Прогрейте двигатель.

в) С помощью тестера создайте в системе давление 138 кПа и убедитесь, что давление не снижается.

При падении давления проверьте шланги радиатор и насос на наличие утечек.

Установите крышку радиатора.