Замена моторного масла и фильтра

При замене моторного масла рекомендуется заме­нять и масляный фильтр.

Периодичность замены масла зависит от его каче­ства и условий эксплуатации. При использовании мас­ла рекомендованного класса (CES-20072, CES-20077, CES-20078) масло и фильтр необходимо менять раз в 20000 км. При использовании масла классом ниже ре­комендованного - раз в 10000 км.

Установите автомобиль на ровной горизонтальной по­верхности.

Прогрейте двигатель до 60°С и заглушите его.

Снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку масляного поддона.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 3

Слейте масло в под­ходящую емкость.

Внимание: будьте внимательны, так как масло горячее.

Снимите масляный фильтр.

а) Удалите грязь вокруг масляного фильтра.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 4

б) Отверните масляный фильтр с помощью съемника или гаечного ключа.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 5

в) Очистите привалочную поверхность под масляный фильтр.

Установите масляный фильтр.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 6

а) Слегка смажьте маслом уплотнительное кольцо.

б) Заполните фильтр чистым маслом.

Внимание: отсутствие смазки из-за задержки, вызван­ной заполнением фильтра маслом, может привести к повреждению двигателя

Примечание: не допускайте попадания в фильтр посто­ронних частиц. При использовании масла из канистры, запечатанной металлической или пластмассовой плен­кой, аккуратно отделите пленку. Если проткнуть ее ножом или острым предметом, в канистру могут по­пасть посторонние частицы.

в) Рукой наверните фильтр на посадочное место до мо­мента контакта прокладки с привалочной поверхностью.

г) С помощью съемника дополнительно доверните фильтр на 3/4 - 1 оборот.

Установите сливную пробку с новым уплотнительным кольцом.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 7

Момент затяжки 20 Нм

Залейте новое моторное масло.

Заправочная емкость:

- в масляном поддоне около 10.5 л

- общая емкость 13.1 л

Примечание: объем моторного масла может значительно отличаться в зависимости от модификации двигателя.

Запустите двигатель. Убедитесь в отсутствии утечек.

Заглушите двигатель, подождите около 5 минут и про­верьте уровень моторного масла с помощью щупа,

Охлаждающая жидкость

  1. Убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости на хо­лодном двигателе в расширительном бачке находится между метками "МАХ" и "MIN" (или "ADD"), нанесенными на поверхность бачка. При низком уровне охлаждающей жидкости убедитесь в отсутствии утечек, и добавьте охла­ждающую жидкость до метки "МАХ" (прогретый двигатель) или метки "MIN" (холодный двигатель).

Внимание: не доливайте холодную охлаждающую жид­кость в горячий двигатель, Это может привести к по­вреждению литых деталей двигателя. Перед доливкой дайте двигателю остыть до температуры ниже 50˚ С.

  1. Снимите крышку радиатора.

Внимание: во избежание ожогов не снимайте крышку радиатора на горячем двигателе, так как жидкость и пар находятся под давлением.

  1. Убедитесь в отсутствии отложений ржавчины вокруг клапанов крышки радиатора и посадочных мест заливной горловины радиатора.
  2. Убедитесь, что охлаждающая жидкость прозрачная и не содержит масла. Если охлаждающая жидкость грязная, очистите каналы системы охлаждения и замените жидкость.
  3. Установите крышку радиатора на место.

Замена охлаждающей жидкости

  1. Снимите крышку радиатора / расширительного бачка.
  2. Слейте охлаждающую жидкость.

а) Слейте охлаждающую жидкость из радиатора, отвернув сливную пробку.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 8

б) Слейте охлаждающую жидкость из двигателя, отвернув сливную пробку впускного патрубка охлаждающей жидкости.

Примечание: подготовьте емкость ёмкостью более 20 л для сбора охлаждающей жидкости.

в) Слейте охлаждающую жидкость из расширительного бачка.

Промойте систему охлаждения при необходимости. Залейте в систему охлаждения жидкость так, чтобы система не оказалась завоздушена. После заливки подождите 2 - З минуты, пока выйдет воздух, затем долейте жидкость до верхнего уровня.

Для отвода воздуха предназначены следующие системы:

- Термостат оснащен клапаном, позволяющим отводить воздух, когда термостат закрыт.

- Отверстие для выпуска воздуха соединяется с расширительным бачком.

Данное отверстие обеспечивает нормальную вентиляцию при заполнении системы со скоростью 19 л в минуту.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 9

Для очистки системы охлаждения используйте водный раствор кальцинированной соды, средство Restore или аналогичное.

Средство Restore, используемое для очистки системы ох­лаждения двигателей, работающих в сложных условиях, удаляет продукты коррозии, силикатный гель и прочие от­ложения. Эффективность средства Restore зависит от времени обработки, температуры и уровней концентра­ции. Так, большое количество накипи или частичное засо­рение системы могут потребовать увеличения уровня кон­центрации моющего средства, температуры и времени промывки или использования средства Restore Plus. Безо­пасным считается уровень концентрации средства Restore, превышающий рекомендованный не более чем в 2 раза. Обязательно используйте средство Restore Plus только в рекомендованной концентрации. При большом количестве накипи или сильном засорении системы может потребоваться промыть ее несколько раз.

а) Залейте в систему охлаждения средство для очистки. Внимание: не устанавливайте крышку радиатора. При выполнении этой операции двигатель должен работать без крышки радиатора.

б) Прогрейте двигатель и дайте ему поработать 5 минут при температуре охлаждающей жидкости выше 80°С.

в) Выключите двигатель и слейте промывочную жид­кость из системы охлаждения.

г) Залейте в систему охлаждения чистую воду.

Внимание: не устанавливайте крышку радиатора. Примечание: перед включением двигателя убедитесь, что ручной вентиль выпуска воздуха, устанавливаемый в контуре слива охлаждающей жидкости из охладителя системы рециркуляции отработавших газов, закрыт.

д) Запустите двигатель и дайте ему поработать 5 минут при температуре охлаждающей жидкости выше 80˚С.

е) Выключите двигатель и слейте охлаждающую жид­кость из системы охлаждения.

Примечание: если спиваемая вода все еще грязная, обя­зательно промывайте систему до тех пор, пока она не станет чистой.

  1. Залейте охлаждающую жидкость.

Внимание: категорически запрещено использовать чис­тую воду в качестве охлаждающей жидкости. Это мо­жет привести к повреждению двигателя от коррозии. Для заполнения системы охлаждения используйте смесь равных долей воды и антифриза на основе этиленгликоля или пропиленгликоля.

а) Залейте охлаждающую жидкость в количестве, ука­занном в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Заправочная емкость около 15 л

Рекомендуемая охлаждающая жидкость:

- автомобили ГАЗ: “Cool Stream Premium", "Shell GlycosheU, Diluted", "ES Сompteat".

- автобусы ПАЗ: "Cool Stream Standart 40", "Fleet Charge 50/50".

б) Установите крышку заливной горловины.

в) Прогрейте двигатель до 80°С и проверьте отсутствие утечек охлаждающей жидкости.

г) Вновь проверьте уровень охлаждающей жидкости, чтобы убедиться в том, что система заполнена охлаж­дающей жидкостью, или что ее уровень поднялся до максимального уровня в расширительном баке системы (при наличии).

Удаление воды из топливного фильтра грубой очистки

Примечание: регулярно сливайте воду из топливного фильтра, не дожидаясь включения индикатора.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 10

Остановите двигатель.

Отверните пробку (5), расположенную в нижней части водоотделителя.

Слейте воду до появления топлива.

Если будет слито более 50 г топлива, прокачайте топ­ливную систему с помощью ручного топливоподкачиваю­щего насоса.

а) Отверните пробку (6) на 2 - 3 оборота.

б) Прокачайте топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса (2) до появления топлива без пузырьков воздуха.

в) Заверните пробку (6). Момент затяжки 6 Нм

Топливный фильтр

Отсоедините разъем от датчика наличия воды.

Ослабьте и снимите топливный фильтр.

Убедитесь, что уплотнительное кольцо не приклеилось к головке топливного фильтра.

Снимите уплотнительное кольцо при необходимости.

Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8рис. 11
  1. Смажьте уплотнительное кольцо чистым маслом.
  2. Установите топливный фильтр на крышку фильтра. Заверните фильтр до контакта с крышкой. С помощью съемника доверните фильтр на 3/4 оборота. Момент затяжки 23 Нм

Примечание: не заливайте заранее топливо в топливный фильтр.

  1. Прокачайте топливную систему низкого давления с помощью ручного насоса (140 - 150 качков для сухого фильтра).

Запустите двигатель. Если двигатель не запускается в течение 30 с, выключите зажигание.

Вновь поработайте топливоподкачивающим насосом, повторяя описанные выше операции, пока двигатель не запустится.

Если двигатель запустится, возможно, что первые несколько минут его работа будет неустойчивой и шумной, что не является неисправностью.