Поршневые пальцы установлены с натягом в верхних головках шатунов и свободно вращаются в бобышках поршней, поэтому нагрейте до температуры 250˚ C верхнюю головку шатуна. При сборке удобно использовать комплект Mot. 574-22 и приспособление Mot. 574-24.

Разборка и проверка ШПГ двигателя К4М была рассмотрена в статье – «Разборка и дефектовка ШПГ».

Визуально проверьте состояние шатунов (скручивание и изгиб) и чистоту опорных поверхностей крышки и кривошипной головки шатуна.

Для нагрева верхней головки шатунов используйте электроплитку мощностью 1500 Вт.

Поместите верхние головки шатунов на плитку.

Убедитесь, что верхние головки шатунов соприкасаются с плиткой по всей поверхности.

На каждую головку шатуна положите в качестве индикатора температуры кусочек оловянного припоя. Температура плавления оловянного припоя составляет примерно 250°С.

Нагрейте верхние головки шатунов до расплавления припоя.

Подготовка поршневых пальцев

Проверьте, свободно ли вращаются поршневые пальцы в бобышках соответствующих новых поршней. Для установки используйте оправки C13 и A13 из комплекта Mot. 574-22 для поршневых пальцев без буртика или оправки C13 и A13 из комплекта Mot. 574-24 для поршневых пальцев с буртиком.

Сборка шатунно-поршневой группы двигателя К4МРис.1

Установите поршневой палец (1) на монтажную оправку (2) (см. рис. 1).

- Заверните оправку (З) до затяжки сборки.

- Отверните на четверть оборота оправку (2).

Положение поршней по отношению к шатунам

Поршни маркированы меткой «V» на головке, которая должна располагаться со стороны маховика.

Сборка шатунно-поршневой группы двигателя К4МРис.2

- Расположите головку поршня меткой «V» вверх (см. 1, рис. 2).

- Направьте паз под стопорный усик шатунного вкладыша вниз (см. 2, рис. 2).

Сборка

Сборка шатунно-поршневой группы двигателя К4МРис.3

Установите на призму кольцо B10 (см. 1, рис. 3), поршень с опорой на кольцо и скрепите все детали зажимом (2).

Убедитесь, что отверстие поршневого пальца совпадает с отверстием кольца B10.

Смажьте оправку и поршневой палец моторным маслом.

Оставьте поршневой палец в сборку и проверьте, свободно ли он вращается. При необходимости отцентрируйте поршень.

Следующие операции нужно выполнить быстро, чтобы не допустить охлаждения головки шатуна.

Когда кусочек припоя расплавится, удалите припой.

Вставьте центрирующую оправку в поршень,

Вставьте правильно ориентированный шатун в поршень.

Быстро запрессуйте поршневой палец до упора центрирующей оправки в дно приспособления.

Убедитесь в том, что поршневой палец не выступает из поршня при любых положениях шатуна.

Установка поршневых колец

Поршневые кольца подобраны по поршню и должны свободно перемещаться в канавках поршня.

Соблюдайте направление установки колец (метка «ТОР» должна быть направлена вверх).

Сборка шатунно-поршневой группы двигателя К4МРис.4

Соблюдайте положение замка каждого кольца (см. рис. 4). Замки компрессионных колец надо развернуть на 180˚, замки частей маслосъемного кольца – на 120˚.