После снятия двигателя с автомобиля, устанавливаем его на стенд.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Накидным ключом или головкой на 17 отворачиваем гайку крепления опоры силового агрегата к кронштейну.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Снимаем опору

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Ключом на 13 отворачиваем болт крепления щитка стартера к кронштейну

Отворачиваем четыре гайки крепления кронштейна к блоку цилиндров.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Снимаем кронштейн со шпилек блока цилиндров.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Отворачиваем четыре гайки и снимаем кронштейн левой опоры двигателя.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Отвернув ключом на 13 две гайки крепления щитка стартера к выпускному коллектору, и снимаем щиток

Снимаем модуль зажигания; датчик детонации; генератор;

  • - кронштейн генератора; кронштейн масляного фильтра; маслоотделитель системы вентиляции картера;
  • - масляный насос; насос охлаждающей жидкости; маховик и крышку картера сцепления;
  • - головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором;
  • - цепь привода ГРМ, башмак натяжителя цепи, звездочку коленчатого вала; валик привода масляного насоса.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Поддеваем отверткой приливы держателя и снимаем его в сборе с сальником.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из крышки сальника два болта с квадратными головками.

Снимаем прокладку.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Ключом на 10 отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя и снимаем кронштейн

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Головкой на 14 отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Стучим пластмассовым молоточком по поверхностям крышки шатуна

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Снимаем крышку шатуна

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем нижний вкладыш шатуна

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шейки коленчатого вала

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Деревянной рукояткой молотка упираемся в нижнюю головку шатуна и проталкиваем поршень в цилиндр

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем поршень с шатуном из цилиндра. Также вынимаем поршни из других цилиндров.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Разжимаем замок верхнего компрессионного кольца

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Также снимаем нижнее компрессионное кольцо

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем два диска маслосъемного кольца.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Снимаем расширитель маслосъемного кольца

Ремонт двигателя ВАЗ-2123 

Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Извлекаем кольцо из канавки бобышки поршня. Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Сдвинув поршневой палец, извлекаем его из отверстий в поршне и в головке шатуна

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Снимаем поршень с шатуна

Если детали будут повторно использованы, то нужно их пометить.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Головкой на 17 отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Снимаем крышку коренного подшипника

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из крышки вкладыши коренного подшипника.

Также снимаем остальные крышки коренных подшипников

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Извлекаем коленчатый вал из блока.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров полукольца.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

Дефектовка деталей двигателя

После того как разобрали двигатель нужно тщательно отмыть все детали бензином и удалить нагар.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Измеряем нутромером диаметр цилиндров в четырех поясах (на расстоянии 8, 15, 50, 90 мм от верхней плоскости блока) и двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала).

Если износ превышает 0,15 мм, необходимо блок расточить до ремонтного размера на 0,4 или 0,8 мм.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Чтобы определить износ юбки поршня, микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Измеряем микрометром диаметры шатунных шеек коленчатого вала

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Измеряем диаметры коренных шеек коленчатого вала

Шейки коленчатого вала шлифуют до ближайшего ремонтного размера, если их овальность больше 0,03 мм, а также, если на шейках присутствуют задиры и риски.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

После шлифовки нужно удалить заглушки с масляных каналов и удалить остатки абразива и отложений.

Устанавливаем новые заглушки

Сборка двигателя

Собираем двигатель в обратной последовательности. Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала по размерам.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками, а в третью опору вкладыши без проточки на внутренней поверхности.

Наносим на рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников тонкий слой моторного масла и укладываем вал.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминевое полукольцо, а с задней стороны металлокерамическое (желтого цвета).

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Рабочие поверхности полуколец  с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Устанавливаем крышки коренных подшипников с вкладышами в соответствии с метками, нанесенными на наружной поверхности крышек (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

Замки вкладышей должны находиться с одной стороны.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников с моментом 68,31-84,38 Нм (6,97-8,61 кгс.м).

Поршни к цилиндрам подбираются по классам. Класс диаметра цилиндра, обозначенный буквами, клеймится на нижней плоскости блока.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Классы диаметров юбки поршня и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода ГРМ.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях. Устанавливаем на поршни кольца

Перед сборкой шатунно-поршневой группы необходимо подобрать пальцы к поршням и шатунам.

У новых деталей класс отверстий под палец в шатуне и поршне должен соответствовать классу пальца.

У деталей, бывших в эксплуатации, для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

Если на кольце около замка нанесена метка ВЕРХ или ТОР, то кольцо устанавливаем меткой вверх. Кольца должны проворачиваться в канавках свободно, без заеданий.

Располагаем кольца следующим образом:

  • - замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;
  • - замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
  • - замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой вниз.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и стягиваем оправку, сжимаем кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр, ориентируя поршень стрелкой на его днище в сторону привода ГРМ.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Рукояткой молотка проталкиваем поршень в цилиндр.

Сняв оправку, досылаем рукояткой молотка поршень в цилиндр.

Смотрим с другой стороны блока посадку нижней головки шатуна с вкладышем на шейку коленвала.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Когда устанавливаем крышки шатуна, номера на шатуне и крышке должны совпадать и располагаться с одной стороны шатуна

Гайки крепления шатуна затягиваем моментом - 43,32–53,51 Нм (4,42–5,4 кгс.м)

Обкатка двигателя после ремонта

Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу:

  • 750—800 мин1 - 2 мин.
  • 1000 мин1 - 3 мин.
  • 1500 мин1 - 4 мин.
  • 2000 мин1 - 5 мин.

Установив на стенде и запустив двигатель, проверьте следующее:

  • - нет ли течи охлаждающей жидкости или топлива между сопрягаемыми деталями, из соединений трубопроводов и через прокладки;
  • - давление масла и нет ли подтекания масла через прокладки;
  • - частоту вращения на холостом ходу;
  • - нет ли посторонних стуков.

Если обнаружатся посторонние стуки или неисправности, остановите двигатель, устраните их, а затем продолжите испытания.

При подтекании масла через прокладку между крышкой и головкой цилиндров или через прокладки между масляным картером двигателя, блоком цилиндров и крышками подтяните болты крепления рекомендуемым моментом.

Если течь масла не прекращается, проверьте, правильно ли установлены прокладки и при необходимости замените их.

Так как после ремонта двигатель еще не приработался, и трение рабочих поверхностей новых деталей оказывает значительное сопротивление вращению, необходим определенный период приработки.

Указанное в особенности относится к тем двигателям, на которых были заменены поршни, вкладыши шатунных и коренных подшипников, перешлифованы шейки коленчатого вала, а также отхонингованы цилиндры.

Поэтому во время обкатки отремонтированного двигателя не подвергайте его максимальным нагрузкам.

Обкатка двигателя должна продолжаться на автомобиле с соблюдением тех скоростей движения, которые рекомендуются для периода обкатки автомобиля.