Сборка двигателя

Собираем двигатель в обратной последовательности. Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала по размерам.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками, а в третью опору вкладыши без проточки на внутренней поверхности.

Наносим на рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников тонкий слой моторного масла и укладываем вал.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминевое полукольцо, а с задней стороны металлокерамическое (желтого цвета).

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Рабочие поверхности полуколец  с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Устанавливаем крышки коренных подшипников с вкладышами в соответствии с метками, нанесенными на наружной поверхности крышек (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

Замки вкладышей должны находиться с одной стороны.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников с моментом 68,31-84,38 Нм (6,97-8,61 кгс.м).

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Поршни к цилиндрам подбираются по классам. Класс диаметра цилиндра, обозначенный буквами, клеймится на нижней плоскости блока.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Классы диаметров юбки поршня и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода ГРМ.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.Смазываем моторным маслом канавки на поршнях. Устанавливаем на поршни кольца

Перед сборкой шатунно-поршневой группы необходимо подобрать пальцы к поршням и шатунам. У новых деталей класс отверстий под палец в шатуне и поршне должен соответствовать классу пальца. У деталей, бывших в эксплуатации, для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца. Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

Если на кольце около замка нанесена метка ВЕРХ или ТОР, то кольцо устанавливаем меткой вверх. Кольца должны проворачиваться в канавках свободно, без заеданий.

Располагаем кольца следующим образом:

• замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;

• замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;

• замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой вниз.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и стягиваем оправку, сжимаем кольца. Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр, ориентируя поршень стрелкой на его днище в сторону привода ГРМ.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Рукояткой молотка проталкиваем поршень в цилиндр. Сняв оправку, досылаем рукояткой молотка поршень в цилиндр.

Смотрим с другой стороны блока посадку нижней головки шатуна с вкладышем на шейку коленвала.

Ремонт двигателя ВАЗ-2123

Когда устанавливаем крышки шатуна, номера на шатуне и крышке должны совпадать и располагаться с одной стороны шатуна

Гайки крепления шатуна затягиваем моментом - 43,32–53,51 Нм (4,42–5,4 кгс.м)

Обкатка двигателя после ремонта

Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу:

750—800 мин1 - 2 мин.

1000 мин1 - 3 мин.

1500 мин1 - 4 мин.

2000 мин1 - 5 мин.

Установив на стенде и запустив двигатель, проверьте следующее:

— нет ли течи охлаждающей жидкости или топлива между сопрягаемыми деталями, из соединений трубопроводов и через прокладки;

— давление масла и нет ли подтекания масла через прокладки;

— частоту вращения на холостом ходу;

— нет ли посторонних стуков.

Если обнаружатся посторонние стуки или неисправности, остановите двигатель, устраните их, а затем продолжите испытания.

При подтекании масла через прокладку между крышкой и головкой цилиндров или через прокладки между масляным картером двигателя, блоком цилиндров и крышками подтяните болты крепления рекомендуемым моментом. Если течь масла не прекращается, проверьте, правильно ли установлены прокладки и при необходимости замените их.

Так как после ремонта двигатель еще не приработался, и трение рабочих поверхностей новых деталей оказывает значительное сопротивление вращению, необходим определенный период приработки.

Указанное в особенности относится к тем двигателям, на которых были заменены поршни, вкладыши шатунных и коренных подшипников, перешлифованы шейки коленчатого вала, а также отхонингованы цилиндры.

Поэтому во время обкатки отремонтированного двигателя не подвергайте его максимальным нагрузкам. Обкатка двигателя должна продолжаться на автомобиле с соблюдением тех скоростей движения, которые рекомендуются для периода обкатки автомобиля.