Топливо из бака по топливопроводу поступает к диафрагменному насосу.

Он приводится в действие от эксцентрика распределительного вала, который действует на рычаг привода насоса

 На подводящем штуцере насоса установлен фильтр из мелкой латунной сетки.

При неработающем двигателе подкачка топлива в карбюратор производится рычагом ручного привода насоса.

В нижней части корпуса насоса имеется отверстие для контроля целостности мембраны топливного насоса.

Снятие и разборка топливного насоса

Условно насос снимаем с двигателя снятого с автомобиля.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Головкой на 12 отворачиваем два болта крепления топливного насоса

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Снимаем топливный насос

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Снимаем прокладку топливного насоса

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Помечаем взаимное положение крышки и частей корпуса топливного насоса

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Плоской отверткой отворачиваем два винта

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Снимаем крышку

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Снимаем уплотнительную прокладку.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Снимаем сетчатый фильтр.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Отверткой отворачиваем восемь винтов, стягивающих половины корпуса.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Разъединяем корпус насоса.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Ключом «на 8» отворачиваем гайку штока, удерживая раздвижными пассатижами верхнюю шайбу мембраны

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Снимаем верхнюю шайбу, три мембраны, нижнюю шайбу и пружину.

Если повреждены только мембраны, заменяем их и собираем насос в обратной последовательности

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Для полной разборки насоса снимаем со штока упорную шайбу мембраны

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Извлекаем упорную шайбу пружины.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Ключом «на 9» отворачиваем две винтовые заглушки.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Тонким бородком выбиваем ось рычага привода насоса

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Вынимаем рычаг привода, втулку рычага и пружину

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Вынимаем шток с уплотнителем.

В случае повреждения заменяем резиновый уплотнитель

Осмотр и дефектовка

Промыть все детали насоса в бензине.

Осмотреть корпус насоса. Резьбовые отверстия корпуса не должны иметь повреждений и срыва резьбы.

На фланце крепления головки насоса не должно быть коробления в зоне резьбовых отверстий.

Сетчатый фильтр контрольного отверстия не должен быть засорен или поврежден.

Осмотреть диафрагму. Если на ней есть трещины, надрывы или значительные потертости, ее нужно заменить.

Порванный сетчатый фильтр заменить.

Проверить, нет ли заедания клапанов в головке насоса.

При наличии заедания устранить причины или заменить головку топливного насоса.

Сборку насоса удобнее проводить в следующей последовательности:

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Устанавливаем на шток упорную шайбу, пружину, мембраны и шайбы мембран.

Затягиваем гайку их крепления.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Устанавливаем шток с мембранами в корпус насоса и, утопив шток, вставляем рычаг с втулкой и пружиной.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Вилка рычага должна войти в зацепление со штоком (как показано на фотографии).

Дальнейшую сборку насоса ведем в обратной последовательности.

При заворачивании винтов, соединяющих половины корпуса, совмещаем метки и поджимаем рычаг ручного привода вверх, чтобы мембраны прогнулись, а отверстия мембран и корпуса совместились.

Как снять и отремонтировать топливный насос ЗМЗ-402

Зажав пальцем выходной патрубок, рычагом ручного привода создаем давление, опустив входной штуцер насоса в топливо.

Выдержав 10–15 с, отпускаем палец. Топливо должно брызнуть из выходного патрубка.

В противном случае подтягиваем винты, соединяющие корпус и крышку насоса, и заново проверяем исправность насоса.

Если восстановить работоспособность насоса таким способом не удалось — негерметичны клапаны.

В этом случае меняем насос в сборе или половину корпуса с клапанами.

Устанавливаем насос в обратной последовательности.

В корпусе насоса имеется дренажное отверстие для слива топлива при повреждении мембран.

Поэтому после пуска двигателя и в процессе его эксплуатации следует контролировать отсутствие подтекания топлива из этого отверстия топливного насоса.