Рулевое управление автомобиля — реечное, с гидроусилителем. Рулевой механизм типа «шестерня—рейка».

В картере рулевого механизма на двух подшипниках установлена приводная шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой

При повороте рулевого колеса поворачивается вал рулевой колонки, который через промежуточный вал (на концах которого имеются карданные шарниры) соединен с приводной шестерней.

Шестерня перемещает рейку, которая через рулевые тяги с наконечниками и соединенные с ними рычаги поворотных кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.

Рулевой механизм установлен в подкапотном пространстве.

Картер рулевого механизма закреплен на поперечине передней подвески.

Рулевой механизм: 1, 11 - наконечники рулевых тяг; 2, 10 - контргайки; 3, 9 - рулевые тяги; 4 - обратный трубопровод; 5 - кронштейны крепления термоэкрана; 6 - трубопроводы рулевого механизма; 7 - уплотнитель; 8 - вал-шестерня рулевого управления; 12 - палец шарнира наконечника рулевой тяги; 13, 17 - защитные чехлы; 14, 16 - кронштейны крепления рулевого механизма; 15 - напорный трубопровод

В картере рулевого механизма рейка поджимается к приводной шестерне через упор.

Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки.

Регулировку проводят только при сборке рулевого механизма на заводе-изготовителе. В эксплуатации зазор регулировке не подлежит.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.

Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.

В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба (правая), на которую наворачивается наконечник тяги.

В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.

Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.

Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.

Чехол закреплен пластмассовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет упругости резины — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.

При сборке рулевого механизма на заводе резьбовое соединение наконечника шарнира рулевой тяги с рейкой законтрено от отворачивания фиксирующим анаэробным герметиком.

Рулевая колонка — травмобезопасная, с механизмом регулировки наклона рулевого колеса.

Рулевая колонка: 1 - нижний карданный шарнир промежуточного вала; 2 - промежуточный вал; 3 - верхний карданный шарнир промежуточного вала; 4, 6 - кронштейны крепления рулевой колонки; 5 - корпус рулевой колонки; 7 - выключатель (замок) зажигания

Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.

Промежуточный вал для обеспечения травмобезопасности выполнен составным.

При фронтальном ударе автомобиля во время аварии рулевая колонка не должна перемещаться к водителю.

Это достигается за счет шлицевого соединения в средней части вала.

На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.

Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.

На автомобиль устанавливается гидравлический усилитель (гидроусилитель) рулевого управления.

В систему гидроусилителя входят: рулевой механизм, насос, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.

В нагнетательной магистрали установлен датчик давления жидкости для выдачи сигнала на электронный блок управления двигателем.

Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в отдельном корпусе на картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.

Распределительное устройство предназначено следить за рассогласованием углов поворота рулевого колеса и вала приводной шестерни рулевого механизма и строго дозировано изменять давление жидкости в камерах исполнительного механизма.

На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.

При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру со сливом.

При этом поршень гидроцилиндра из- за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.

При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Для контроля уровня жидкости в бачке гидроусилителя, на его полупрозрачном корпусе нанесены метки MINI и MAXI.

Возможные неисправности рулевого управления и методы исправления

Причина неисправности - Методы устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса:

Ослабла затяжка гаек крепления шаровых пальцев наконечников тяг - Затяните гайки

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг - Замените наконечники тяг

Большой зазор между упором рейки и гайкой - Отрегулируйте зазор в рулевом механизме

Рулевое колесо вращается туго:

Обрыв или слабое натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов - Проверьте состояние ремня. Замените ремень

Низкий уровень жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления - Замените насос, прокачайте систему

Поврежден подшипник верхней опоры амортстойки передней подвески - Замените подшипник опоры

Повреждены опорная втулка или упор рейки рулевого механизма - Замените поврежденные детали или рулевой механизм в сборе

Низкое давление в шинах передних колес - Установите нормальное давление в шинах

Повреждены шарниры наконечников рулевых тяг - Замените наконечники рулевых тяг

Повреждены подшипники шестерни рулевого механизма - Замените подшипники или рулевой механизм в сборе

Нарушены углы установки передних колес - Отрегулируйте углы установки колес

Ослабло крепление рулевого механизма - Подтяните болты крепления рулевого механизма к подрамнику

Неравномерное сопротивление вращению рулевого колеса на работающем двигателе:

Наличие воздуха в гидросистеме рулевого управления - Удалите воздух из гидросистемы

Недостаточное давление рабочей жидкости гидроусилителя - Замените насос гидроусилителя рулевого управления

Заедание золотника распределительного устройства рулевого механизма - Замените рулевой механизм

Проверка рулевого управления на автомобиле

При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.

Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.

Проверьте состояние шлангов и трубопроводов, соединяющих насос, бачок и рулевой механизм.

Проверьте расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.

Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:

  • – надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
  • – отсутствие зазора во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;
  • – надежность затяжки и стопорения гаек пальцев шаровых шарниров;
  • – отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.

Если вы обнаружите стуки и заедания, отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков и повторите проверку.

Если стуки и заедания не прекратятся, снимите рулевой механизм с автомобиля и отремонтируйте.

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг.

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы.

Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма.

Перемещение механизма и стуки не допускаются.

Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.

Наконечники, шарниры которых имеют ощутимый люфт, замените.

Проверьте также надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг.

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Проверьте состояние защитных чехлов рулевых тяг.

Поврежденные чехлы обязательно замените.

Проверяем свободный ход рулевого колеса

Для этого потребуются: линейка, мел, или проволока для нанесения меток

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Устанавливаем передние колеса в положение соответствующее прямому движению

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Устанавливаем линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода руля.

Не меняя положения линейки, поверните руль вправо до момента начала поворота передних колес.

В этом положении нужно нанести на обод руля метку (или закрепить проволоку или пластиковый хомут)

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Не меняя положения линейки, поворачиваем руль влево до момента начала поворота передних колес.

В этом положении наносим на обод руля вторую метку

Конструкция и проверка рулевого управления Hyundai Solaris

Измеряем по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения.

Если расстояние свободного хода руля больше, необходимо найти причину и устранить ее.

Люфт не должен превышать 5°

Для рулевого колеса наружный диаметр которого составляет 370 мм, люфт не должен превышать 15-17 мм.