Разборка двигателя была рассмотрена в статье – «Разборка двигателя»

Дефектация деталей двигателя была рассмотрена в статье – «Дефектация двигателя»

В этой статье мы рассмотрим основные моменты сборки двигателя ВАЗ-2112.

Перед сборкой все детали двигателя должны быть промыты и продефектированы.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Перед установкой верхних вкладышей коренных подшипников аэрозольным очистителем карбюратора прочищаем форсунки для охлаждения поршней.

Установите в постели коренных подшипников вкладыши.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз постели.

В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью – без канавки.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем вкладыши моторным маслом

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем шейки коленчатого вала моторным маслом и укладываем вал в постели коренных подшипников.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Поворачиваем полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Заворачиваем болты крепления крышек, не затягивая их

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Метки на крышках коренных подшипников

Затягиваем болты крепления крышек моментом 69-84 Нм (6,9-8,4 кгс·м).

Порядок затяжки коленчатого вала

Первыми затягиваем болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой.

После затяжки болтов проверните коленчатый вал – он должен вращаться легко, без заеданий.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Измеряем осевой зазор коленчатого вала.

Он должен быть в пределах 0,06-0,26 мм.

Если зазор превышает 0,26 мм, замените упорные полукольца

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Чтобы измерить осевой зазор коленчатого вала, установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала.

Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите индикатор на 0.

Сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону.

Индикатор покажет величину зазора.

Спереди (со стороны шкива коленчатого вала) ставится сталеалюминиевое полукольцо, сзади – металлокерамическое.

Кольца изготовляются с номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщиной.

При превышении осевого зазора коленчатого вала 0,35 мм меняются одно или оба полукольца (номинальный зазор – 0,06-0,26 мм).

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Запрессовываем с помощью оправки задний сальник коленчатого вала в держатель до упора.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Приклеиваем консистентной смазкой прокладку держателя к держателю сальника для удобства монтажа

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем рабочую кромку сальника моторным маслом.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем фланец коленчатого вала моторным маслом.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Надеваем сальник с держателем на фланец коленчатого вала и заправляем аккуратно рабочую кромку сальника заостренной палочкой

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Сдвигаем держатель с сальником по фланцу до упора и наживляем болты крепления

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Поправьте держатель так, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Затягиваем шесть болтов крепления держателя

Подготавливаем масляный насос к сборке.

Запрессовываем передний сальник коленчатого вала в корпус насоса.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем рабочую кромку сальника моторным маслом

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, залив масло через отверстие под маслоприемник.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Проворачиваем несколько раз шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Поворачиваем ведущую шестерню масляного насоса, чтобы выступы ведущей шестерни совпадали с лысками на коленчатом валу.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Лыски на коленчатом валу

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Приклеиваем консистентной смазкой уплотнительную прокладку к насосу для удобства монтажа.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Наденьте насос с сальником на коленчатый вал до посадочного места на валу. Затем заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Аккуратно сдвиньте масляный насос по валу до упора и наживите болты крепления

Поправьте положение насоса, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока.

Заверните шесть болтов крепления моментом 8,5-10,0 Нм (0,85-1,0 кгс·м).

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадал из поршня при вертикальном положении пальца.

Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом:

  • - замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца
  • - замок нижнего компрессионного кольца – под углом 180° к оси замка верхнего кольца.
  • - замок маслосъемного кольца – под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца.

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой ("скребком") вниз.

Если на кольце нанесена метка "ВЕРХ" или "ТОР" – кольцо располагаем меткой вверх.

При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Протираем зеркала цилиндров

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Протираем шатунные шейки коленчатого вала

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем зеркало первого цилиндра моторным маслом

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем оправку для установки поршней

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем поршень первого цилиндра

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Разводим замки колец как указано выше

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Вставляем вкладыш в нижнюю головку шатуна. Выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Вставляем вкладыш в крышку шатуна так, чтобы выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

При установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Вставляем поршень в сборе с шатуном в оправку.

Направляем стрелкой на поршне в сторону маслонасоса и потихоньку проталкиваем поршень деревянной ручкой молотка

Контролируем правильное положение вкладышей шатунов.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Смазываем вкладыши и устанавливаем крышку шатуна в соответствии с маркировкой.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Крышки на шатуны устанавливаются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне располагались с одной стороны

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Заворачиваем гайки крепления крышки.

Таким же образом устанавливаем и затягиваем крышки остальных шатунов.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Затяните динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов моментом 44-54 Нм (4,4-5,4 кгс·м).

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Перед установкой маховика, смазываем тонким слоем резьбу болтов крепления маховика

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Установите маховик так, чтобы метка на маховике была напротив крышки шатуна четвертого цилиндра, так как болты крепления расположены ассимметрично

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Устанавливаем стопорную шайбу и заворачиваем маховик

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Затягиваем болты крепления маховика моментом 62-89 Нм (6,2-8,9 кгс·м), удерживая маховик от проворачивания

Дальнейшую сборку двигателя рассмотрим в продолжении этой темы