Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией

Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, корпуса термостата, термостата, радиатора с электрическим вентилятором и соединительных шлангов

Система охлаждения двигателя 2,0: 

1 - теплообменник; 2 - отводящий шланг теплообменника; 3 - подводящий шланг теплообменника; 4 - корпус термостата; 5 - подводящий шланг радиатора отопителя; 6 - радиатор отопителя; 7 - отводящий шланг радиатора отопителя; 8 - штуцер выпуска воздуха; 9 - пароотводящий шланг; 10 - расширительный бачок; 11 - наливной шланг; 12 - отводящий шланг радиатора; 13 - тройник; 14 - разветвитель; 15 - шланг подвода жидкости к насосу: 16 - подводящий шланг радиатора; 17 - крыльчатка вентилятора; 18 - дополнительный резистор; 19 - кожух вентилятора; 20 - радиатор

К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя, расположенный в салоне автомобиля, и теплообменник (двигатель 2,0).

Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.

Расширительный бачок

Расширительный бачок, закрепленный в моторном отсеке на левой чашке брызговика, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости.

На стенке расширительного бачка нанесены метки MAX и MIN, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.

К верхнему штуцеру бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с крышкой термостата.

Наливной шланг расширительного бачка и отводящий шланг радиатора с помощью пластмассового разветвителя соединяются со шлангом подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости.

Крышка расширительного бачка

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка.

Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе.

За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.

Впускной клапан открывается при понижении давлении в системе на остывающем двигателе.

При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе,— это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и, как следствие,— утечке охлаждающей жидкости из-под шлангов.

Насос охлаждающей жидкости двигателя 1.6: 1 - корпус, 2 - зубчатый шкив привода, 3 - крыльчатка

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости, расположенный правом торце блока цилиндров. Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа.

Насос приводится во вращение ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала, причем, на двигателе 1,6 — зубчатой стороной ремня, а на двигателе 2,0 — обратной (плоской) стороной ремня.

Насос состоит из корпуса, подшипникового узла с уплотнением, крыльчатки и шкива привода.

Насос охлаждающей жидкости двигателя 2.0: 1 - корпус, 2 - шкив привода, 3 - крыльчатка

Жидкость поступает к насосу через его подводящую трубу, расположенную на передней стенке блока цилиндров.

Из насоса жидкость под давлением поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров, затем, в рубашку охлаждения головки блока цилиндров, а оттуда — к корпусу термостата, прикрепленному к левому торцу головки блока цилиндров.

Термостат: 1 - уплотнительное кольцо, 2 - термостат

Термостат, расположенный в корпусе и закрытый крышкой, способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор системы охлаждения.

Внутри термостата установлен металлический баллон с термочувствительным наполнителем (носком).

Баллон герметично закрыт резиновой вставкой.

При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку.

Резиновая вставка деформируется, при этом мембрана прогибается и перемещает шток, управляющий клапаном термостата.

Элементы системы охлаждения двигателя 2.0, расположенные на передней стенке блока цилиндров: 1 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 2 - теплообменник; 3 - патрубок подвода жидкости; 4 - патрубок отвода жидкости

На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает патрубок крышки термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения.

Элементы системы охлаждения двигателя 2.0: 1 - пароотводящий шланг; 2 - отводящий шланг радиатора отопителя; 3 - наливной шланг; 4 - датчик темпера туры охлаждающей жидкости; 5 - подводящий шланг радиатора отопителя; 6 - корпус термостата; 7 - отводящий шланг теплообменника; 8 - разветвитель; подводящий шланг теплообменника; 10 - подводящий шланг радиатора; 11 - крышка термостата

При этом вся жидкость через корпус термостата попадает в радиатор отопителя, минуя радиатор системы охлаждения, и возвращается к насосу — малый круг циркуляции.

Через радиатор отопителя и теплообменник (двигатель 2,0) жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.

По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости около 89˚ С клапан термостата начинает перемещаться, пропускал поток жидкости в радиатор системы охлаждения.

При температуре 95±2 °С клапан термостата полностью открывается, и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.

Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции.

Штуцер выпуска воздуха на отводящем шланге радиатора отопителя

На отводящем шланге радиатора отопителя имеется штуцер, а на корпусе термостата — резьбовая пробка для выпуска воздуха из системы охлаждения при ее заправке жидкостью.

Пробка на корпусе термостата для выпуска воздуха из системы охлаждения двигателя

Штуцер на шланге закрыт колпачком.

На двигателе 2,0 с помощью двух шлангов, подсоединенных к патрубкам пластмассового разветвителя (соединяющего также наливной шланг, отводящий шланг радиатора и шланг подвода жидкости к трубе насоса) обеспечивается циркуляция жидкости через теплообменник двигателя.

Соединение шлангов системы охлаждения двигателя 2.0: 

1 - шланг подводящий трубы насоса охлаждающей жидкости; 2 - шланги теплообменника; 3 - отводящий шланг радиатора отопителя; 4 - наливной шланг расширительного бачка; 5 отводящий шланг радиатора; 6 - тройник; 7 - разветвитель

Радиатор системы охлаждения крепится к кожуху вентилятора.

Радиатор состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами.

Радиатор системы охлаждения: 1 - левый бачок; 2 - точки крепления правого бачка к кожуху вентилятора; 3 - правый бачок; 4 - подводящий патрубок радиатора; 5 - отводящий патрубок радиатора; 6 - точки крепления левого бачка к кожуху вентилятора

Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок в правом бачке, а отводится через нижний патрубок в левом бачке.

В радиаторе отсутствует сливное отверстие.

Вентилятор радиатора с кожухом в сборе: 1 - отверстия для крепления правого бачка радиатора; 2 - кронштейн верхнего крепления кожуха; 3 - кожух; 4 - хомут крепления бачка гидроусилителя рулевого управления; 5 - отверстия для крепления левого бачка радиатора; 6 - дополнительный резистор; 7 - палец нижней опоры кожуха; 8 - крыльчатка; 9 - вал электродвигателя

Электрический вентилятор установлен в кожухе, который крепится сверху к верхней поперечине рамки радиатора, а снизу — к подрамнику передней подвески.

С повышением температуры охлаждающей жидкости вентилятор включается по команде электронного блока управления (ЭБУ) двигателем через реле.

Дополнительный резистор вентилятора

На кожухе вентилятора установлен дополнительный резистор.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 99° С ЭБУ включает электродвигатель вентилятора через дополнительный резистор, и вентилятор вращается с малой скоростью.

Когда температура жидкости снизится до 96 °С, вентилятор выключится.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 102° С ЭБУ включает электродвигатель, минуя резистор, и вентилятор вращается с большой скоростью.

Если температура охлаждающей жидкости превышает 118 °С, то в комбинации приборов загорается сигнализатор перегрева двигателя.

Датчик температуры жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в резьбовое отверстие корпуса термостата.

Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов, сигнализатор перегрева двигателя и электронный блок системы управления двигателем.

Возможные неисправности системы охлаждения их причины и способы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель перегревается:

- Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Долейте охлаждающую жидкость

- Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении)

Замените термостат

- Неисправен водяной насос

Замените водяной насос

- Трубки радиатора, шланги и рукав охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью

- Эл. Вентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей или выхода из строя датчика, реле или электродвигателя вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи.

Пни необходимости замените датчик, реле или вентилятор в сборе

- Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт клапан, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух:

- Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, что вызывает образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен:

- Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении)

Замените термостат

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

- Негерметичен радиатор

Замените радиатор

- Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

- Негерметично уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

- Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Замените хомуты крепления шлангов

- Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке головки блока с блоком цилиндров; кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты ГБЦ необходимым моментом

- Негерметичен радиатор

Замените радиатор отопителя