Устанавливаем на поршни поршневые кольца

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем скребком вниз

 Ориентация замков поршневых колец

Ориентация замков поршневых колец показана на рисунке

Устанавливаем в шатун с отверстием вровень с плоскостью разъема, как показано на рисунке

Сдвигаем вкладыш с противоположной стороны до выравнивания с плоскостью разъема

 Установка вкладышей в шатуны

Регулируем положение вкладыша так, чтобы отверстие во вкладыше полностью совпадало с отверстием в шатуне и, расстояние от боковых поверхностей шатуна до вкладыша с каждой стороны было одинаковым

Повторяем эту операцию по установке вкладышей для остальных шатунов

Устанавливаем в крышку шатуна вкладыш без отверстия вровень с плоскостью разъема, как показано на рисунке. Сдвигаем вкладыш с противоположной стороны до выравнивания с плоскостью разъема

Регулируем положение вкладыша, чтобы расстояние от боковых поверхностей крышки до вкладыша с каждой стороны было одинаковым

Повторяем операции по установке вкладышей для остальных крышек

Смазываем моторным маслом цилиндры, вкладыши, юбки поршней, шатунные шейки коленчатого вала

 Установка поршней в блок цилиндров

Устанавливаем на поршень 1, рисунок, приспособление 2 так, чтобы юбка поршня выступала из приспособления примерно на 1 см

Сжимаем поршневые кольца и устанавливаем поршень в сборе с шатуном в цилиндр, в соответствии с маркировкой. Метка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.

Повторяем операции для остальных трех поршней.

Устанавливаем крышки шатунов в соответствии с маркировкой. Маркировка на крышке и на шатуне должна соответствовать номеру цилиндра.

Устанавливаем и закручиваем новые болты крепления крышек шатунов.

Выполнить затяжку болтов крепления крышек коренных подшипников в два приема (головка сменная 11, вороток, удлинитель, ключ моментный, головка измерения угла поворота):

- затянуть болты моментом затяжки 19…20 Н.м (1,9…2,0 кгс.м);

- довернуть болты на угол 60º…65º.

Установить в блок цилиндров новое уплотнительное кольцо усилителя блока цилиндров и два центрирующих штифта. Выступание штифтов из блока цилиндров – 9…11 мм

Нанесение герметика на плоскость усилителя блока

Нанести валик герметика диаметром 4…5 мм, рисунок 6, на плоскость разъема усилителя блока цилиндров с блоком цилиндров на расстоянии 6,5 мм от внутреннего края усилителя (герметик силиконовый ТВ 1217 L, норма расхода – 14 г).

Внимание! Время открытой выдержки герметика не более 5 мин.

Установить усилитель блока цилиндров на блок цилиндров и закрепить десятью болтами в порядке, указанном на рисунке 7

 Порядок затяжки болтов усилителя блока

Момент затяжки болтов – 21,0…29,0 Н.м (2,1…2,9 кгс.м)

Удалить остатки выступившего герметика

Нанести валик герметика диаметром 4…5 мм, рисунок 8, на плоскость разъема крышки масляного картера с усилителем блока цилиндров на расстоянии 6,5 мм от внутреннего края усилителя (герметик силиконовый ТВ 1217 L, норма расхода – 8 г).

 Схема нанесения герметика на поддонПорядок затяжки болтов поддона

Внимание! Время открытой выдержки герметика не более 5 мин.

После этого устанавливаем собранную головку цилиндров, как указано в статье «Разборка и ремонт головки цилиндров двигателя H4M»

Установить на двигатель масляный насос с кольцами в сборе и закрепить тремя болтами. Момент затяжки болтов крепления масляного насоса – 21…29 Н.м (2,1…2,9 кгс.м)

Установить на двигатель водяной насос с новой прокладкой и завернуть и затянуть четыре болта крепления. Момент затяжки болтов крепления водяного насоса – 21…29 Н.м (2,1…2,9 кгс.м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить на водяной насос шкив привода, завернуть и затянуть три болта крепления шкива водяного насоса, удерживая шкив отверткой. Момент затяжки болтов крепления шкива водяного насоса – 7,0…7,5 Н.м (0,70…0,75 кгс.м) (отвертка плоская, головка сменная 10, вороток, ключ моментный).

Смазать рабочую кромку заднего сальника коленчатого вала моторным маслом и установить сальник но фланец коленчатого вала

 установка направляющей втулкиЗапрессовка заднего сальника коленвала

Установить направляющую втулку 9, рисунок, приспособления для установки заднего сальника на коленчатый вал, совместив отверстие во втулке со штифтом 2 (приспособление 77 11 381 919).

Закрепить втулку на коленчатом валу при помощи двух болтов 3 крепления маховика (головка сменная TORX E20, вороток)

Установить на направляющую втулку крышку 1, рисунок 10, приспособления, шайбу 2 и гайку 3.

Нанести на посадочную поверхность сальника мыльный раствор и запрессовать сальник в блок цилиндров, вращая гайку до соприкосновения крышки 1 с блоком цилиндров (головка сменная 17, вороток).

Снять приспособление для установки сальника с коленчатого вала.

Установить на двигатель отводящий патрубок охлаждающей жидкости с новой прокладкой и закрепить семью болтами. Момент затяжки болтов крепления патрубка – 21…29 Н.м (2,1…2,9 кгс.м)

Завернуть в патрубок отводящий датчик температуры охлаждающей жидкости. Момент затяжки датчика температуры охлаждающей жидкости – 25…35 Н.м (2,5…3,5 кгс.м)

 Порядок затяжки болтов маховика

Установить маховик на коленчатый вал и завернуть новые болты крепления маховика (головка сменная TORX E20, вороток).

Установить на двигатель фиксатор маховика и затянуть болты крепления маховика в последовательности, указанной на рисунке. Момент затяжки болтов – 103…112 Н.м (10,3…11,2 кгс.м)

Снять фиксатор маховика.

Завернуть в головку цилиндров новый масляный фильтр фазорегулятора с шайбой. Момент затяжки фильтра – 36,0…43,0 Н.м (3,6…4,3 кгс.м) (головка сменная 8 под внутренний шестигранник, вороток и удлинитель, ключ моментный).

Смазать уплотнительное кольцо электромагнитного клапана фазорегулятора моторным маслом, установить клапан в головку цилиндров и закрепить болтом. Момент затяжки болта крепления клапана – 8,0…12,0 Н.м (0,8…1,2 кгс.м)

Установить в блок цилиндров клапан термостата, при этом метка на клапане должна быть обращена наружу и располагаться вверху по вертикальной оси.

Установить крышку термостата и закрепить ее двумя болтами. Момент затяжки болтов крепления крышки термостата – 16…17 Н.м (1,6…1,7 кгс.м)

Установить клипсу крепления трубки указателя уровня масла.

Смазать уплотнительное кольцо трубки указателя уровня масла и установить трубку в блок цилиндров

Зафиксировать трубку на крышке термостата.

Установить указатель уровня масла.

Смазать уплотнительное кольцо масляного фильтра, завернуть масляный фильтр до касания уплотнительным кольцом блока цилиндров и довернуть фильтр усилием рук на ¾ оборота

Нанести на резьбовую часть датчика давления масла герметик, завернуть датчик в блок цилиндров. Момент затяжки датчика – 12…17 Н.м (1,2…1,7 кгс.м)

Установить на блок цилиндров датчик детонации и закрепить болтом. При этом разъем датчика должен быть направлен в сторону маховика. Момент затяжки болта крепления датчика – 20…25 Н.м (2,0…2,5 кгс.м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Смазать моторным маслом уплотнительное кольцо датчика положения коленчатого вала, установить датчик на двигатель и закрепить болтом. Момент затяжки болта крепления датчика положения коленчатого вала – 6,0…8,0 Н.м (0,6…0,8 кгс.м)

Установить на коленчатый вал шпонку и звездочку привода ГРМ (молоток).

Установить звездочку масляного насоса на вал масляного насоса, завернуть и затянуть гайку крепления звездочки. Момент затяжки гайки крепления звездочки масляного насоса – 21…29 Н.м (2,1…2,9 кгс.м) (ключ гаечный кольцевой 10, головка сменная TORX Е8, вороток, вставка сменная 10, ключ моментный).

Установить на звездочки привода ГРМ и масляного насоса новую цепь привода масляного насоса.

Установить на направляющий штифт новый натяжитель 1, рисунок 14, цепи привода масляного насоса и завести усик пружины 2 натяжителя в отверстие на блоке цилиндров.

Смазать опорные поверхности распределительных валов и установить в головку цилиндров распределительные валы. Распределительный вал с масляными каналами на фланце устанавливать со стороны впуска

Смазать шейки распределительных валов, установить крышки распределительных валов и болты крепления крышек впуска

 Порядок затяжки болтов крышек распредвала

Завернуть и затянуть болты крепления крышек в последовательности, указанной на рисунке 11.

Затяжку болтов крепления крышек подшипников распределительных валов выполнять в два приема:

- затянуть болты моментом затяжки 5,0 Н.м;

- затянуть болты моментом затяжки 9,0…11,0 Н.м.

Повернуть распределительные валы так, чтобы установочные штифты оказались в верхнем положении (ключ гаечный 22).

Повернуть коленчатый вал шпонкой в верхнее положение.

 Проверка положения звеньев цепи

Установить новую цепь привода ГРМ на фазорегулятор так, чтобы метка 2, рисунок 12, фазорегулятора располагалась посередине оранжевого звена 1 цепи.

Установить фазорегулятор с цепью на впускной распределительный вал и закрепить болтом. Болт окончательно не затягивать (ключ гаечный 22, головка сменная 13, вороток и удлинитель).

Внимание! При установке фазорегулятора обязательно совместить установочное отверстие на ступице фазорегулятора, расположенное между двумя масляными каналами с установочным штифтом на распределительном валу.

Внимание! После установки фазорегулятора из запасных частей удалить из него транспортировочный штифт.

Установить цепь на звездочку распределительного вала так, чтобы метка 2, рисунок, звездочки располагалась посередине оранжевого звена 1 цепи.

Установить звездочку на выпускной распределительный вал, совместив установочное отверстие со штифтом, и закрепить болтом. Болт окончательно не затягивать

Установить цепь привода ГРМ на звездочку коленчатого вала так, чтобы метка 2, рисунок 12, располагалась посередине желтого звена 2 цепи.

Установить на двигатель фиксатор маховика и заблокировать маховик.

Установить на двигатель новый успокоитель цепи и закрепить двумя болтами. Момент затяжки болтов крепления успокоителя – 21…29 Н.м (2,1…2,9 кгс.м)

Установить на направляющий штифт в блоке цилиндров новый башмак натяжителя цепи.