Установить на двигатель новый натяжитель цепи и закрепить двумя болтами. Момент затяжки болтов крепления натяжителя цепи – 8,0…12,0 Н.м (0,8…1,2 кгс.м). Извлечь из корпуса натяжителя транспортировочный штифт (головка сменная 8, вороток, ключ моментный, плоскогубцы).

Затянуть болты крепления фазорегулятора и звездочки распределительных валов. Момент затяжки болтов крепления – 74…83 Н.м (7,4…8,3 кгс.м)

Снять с двигателя фиксатор маховика.

Завернуть в коленчатый вал болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов, повернуть коленчатый вал на один оборот по часовой стрелке и проверить совпадение меток на цепи с метками на звездочках и на фазорегуляторе. При несовпадении меток повторить операции по установке цепи (головка сменная 19, вороток).

 Проверка зазоров клапановМаркировка толкателя клапана

Проверить зазоры в механизме привода клапанов, поворачивая коленчатый вал так, чтобы проверяемый кулачок распределительного вала был направлен вверх, как показано на рисунке.

Допустимый зазор должен быть: для впускных клапанов – 0,26…0,34 мм, для выпускных клапанов – 0,29…0,37 мм.

При отклонении зазора от указанной величины, снять распределительные валы и заменить соответствующие толкатели. В зависимости от толщины толкатели поставляются в запасные части нескольких классов.

Таблица – Классификация толкателей

№ пп.

Иден-ный

номер

Толщина,

мм

1

300

3,00

2

302

3,02

3

304

3,04

4

306

3,06

5

308

3,08

6

310

3,10

7

312

3,12

8

314

3,14

9

316

3,16

10

318

3,18

11

320

3,20

12

322

3,22

13

324

3,24

14

326

3,26

15

328

3,28

16

330

3,30

17

332

3,32

18

334

3,34

19

336

3,36

20

338

3,38

21

340

3,40

22

342

3,42

23

344

3,44

24

346

3,46

25

348

3,48

26

350

3,50

Классификация толкателей приведена в таблице.

Класс толкателя указан на внутренней поверхности толкателя, рисунок.

После замены толкателей установить распределительные валы и механизм привода ГРМ, согласно приведенной выше процедуре.

Нанести две полоски герметика по линии разъема блока цилиндров с головкой цилиндров и две полоски герметика по линии разъема блока цилиндров с усилителем блока цилиндров со стороны привода ГРМ

Установить на двигатель центрирующие штифты крышки привода ГРМ. Выступание штифтов над привалочной поверхностью – 10±0,5мм

 схема нанесения герметика на крышку ГРМпорядок затяжки крышки ГРМ

Нанести герметик на поверхность крышки привода ГРМ, сопрягаемую с блоком цилиндров, как показано на рисунке, валиком диаметром 3,5 мм (герметик ТВ 1217L, норма расхода – 14 г).

Установить крышку и закрепить болтами в следующем порядке (головки сменные 8, 10, 13, вороток, ключи моментные):

- предварительно затянуть болты 3, 2, 8 и 7, рисунок 14. Момент затяжки болтов – 8,0 Н.м (0,8 кгс.м);

- окончательно затянуть болты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 9 и 10. Моменты затяжки:

- болта 1 – 5…8 Н.м (0,5…0,8 кгс.м);

- болтов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 – 21…29 Н.м (2,1…2,9 кгс.м);

- болтов 11, 12, 13, 14 и 15 – 47…63 Н.м (4,7…6,3 кгс.м).

Установить новый передний сальник коленчатого вала на оправку (оправка 77 11 381 918 для установки переднего сальника коленчатого вала).

 Установка переднего сальника коленчатого вала

Нанести на посадочную поверхность сальника мыльный раствор, установить оправку 1, рисунок, с сальником на коленчатый вал, завернуть болт 2 крепления шкива привода вспомогательных агрегатов до соприкосновения оправки с крышкой привода ГРМ (головка сменная 19, вороток).

Отвернуть болт и снять оправку.

Запрессовать в головку цилиндров два центрирующих штифта крышки головки цилиндров. Выступание штифтов над привалочной поверхностью головки цилиндров 7+1 мм

Установить на крышку головки цилиндров новую прокладку.

Нанести две полоски герметика длиной 20 мм в месте сопряжения головки цилиндров с крышкой привода ГРМ в верхней части (герметик ТВ 1217L, норма расхода – 3 г).

 Порядок затяжки болтов крышки ГБЦ

Установить крышку головки цилиндров с прокладкой на головку цилиндров, болты крепления крышки и затянуть болты в порядке, указанном на рисунке 15. Момент затяжки болтов крепления крышки головки цилиндров – 8,0…12,0 Н.м (0,8…1,2 кгс.м)

Установить в крышку головки цилиндром датчик фаз и закрепить болтом. Момент затяжки болта крепления датчика фаз – 9,0…12,0 Н.м (0,9…1,2 кгс.м)

Завернуть свечи зажигания. Момент затяжки свечей зажигания – 21,0…27,0 Н.м (2,1…2,7 кгс.м)

Установить катушки зажигания и закрепить болтами на крышке головки цилиндров. Момент затяжки болтов крепления катушек зажигания – 9,0…12,0 Н.м (0,9…1,2 кгс.м)

Установить на двигатель топливную рампу с форсунками в сборе и закрепить двумя болтами. Момент затяжки болтов крепления топливной рампы – 21,0…29,0 Н.м (2,1…2,9 кгс.м)

Присоединить штекерные колодки жгута проводов форсунок к форсункам.

Установить экран защитный топливной рампы и закрепить его двумя болтами к крышке головки цилиндров и двумя болтами к топливной рампе. Момент затяжки болтов крепления эк-рана к крышке головки цилиндров – 21,0…29,0 Н.м (2,1…2,9 кгс.м), момент затяжки болтов крепления экрана к топливной рампе – 10,0…13,0 Н.м (1,0…1,3 кгс.м)

Установить на двигатель кронштейн крепления жгута проводов и закрепить болтом к крышке головки цилиндров. Момент затяжки болта крепления кронштейна – 8,0…12,0 Н.м. (0,8…1,2 кгс.м) (головка сменная 8, вороток, ключ моментный).

Присоединить штекерные колодки жгута проводов к катушкам зажигания и закрепить жгут на крышке головки цилиндров и на кронштейне.

Установить на двигатель модуль впуска с новыми прокладками и закрепить болтами на головке цилиндров и на крышке головки цилиндров. Момент затяжки болтов крепления модуля впуска – 7…15 Н.м (0,7…1,5 кгс.м)

Установить трубку вентиляции картерных газов и закрепить хомутами

Установить шланги подогрева дроссельного патрубка и закрепит хомутами

Установить на двигатель фиксатор маховика и заблокировать маховик

Смазать моторным маслом посадочную поверхность шкива привода вспомогательных агрегатов под сальник, установить шкив на коленчатый вал и закрепить новым болтом. Момент затяжки болта крепления шкива – 30,0…40,0 Н.м. (3,0…4,0) кгс.м. После затяжки довернуть болт на угол 60º…66º

Снять фиксатор маховика.

Установить на двигатель кронштейн вспомогательных агрегатов и закрепить четырьмя болтами. Момент затяжки болтов крепления кронштейна – 21,0…29,0 Н.м (2,1…2,9 кгс.м)

Установить на выпускной коллектор экран термозащитный нижний и закрепить болтами. Момент затяжки болтов крепления экрана – 10,0…13,0 Н.м (1,0…1,3 кгс.м) (головка сменная 10, вороток и удлинитель, ключ моментный).

Установить на двигатель новую прокладку выпускного коллектора, коллектор и закрепить гайками. Момент затяжки гаек крепления выпускного коллектора – 30,0…40,0 Н.м (3,0…4,0 кгс.м)

Завернуть в выпускной коллектор датчик кислорода. Момент затяжки датчика кислорода – 38…50 Н.м (3,8…5,0 кгс.м)

Установить на выпускной коллектор экран термозащитный верхний и закрепить болтами.

Момент затяжки болтов крепления экрана – 10,0…13,0 Н.м (1,0…1,3 кгс.м) (головка сменная 10, вороток и удлинитель, ключ моментный).

Установить генератор на кронштейн вспомогательных агрегатов и закрепить при помощи двух болтов. Момент затяжки болтов крепления генератора – 21,0…29,0 Н.м (2,1…2,9 кгс.м)

Установить компрессор кондиционера на кронштейн вспомогательных агрегатов и закрепить при помощи трех болтов. Момент затяжки болтов крепления компрессора – 21,0…

29,0 Н.м (2,1…2,9 кгс.м) (головка сменная 10, вороток и удлинитель, ключ моментный).

Установить на двигатель ремень привода вспомогательных агрегатов (приспособление 67.7834-9703 для установки эластичного ремня).

Установить воронку на маслозаливную горловину.

Залить в двигатель масло в количестве 4,7 л

Установить крышку маслозаливной горловины.