В статье рассмотрим методы дефектовки деталей двигателя перед сборкой

После разборки двигателя, которую описывали в предыдущей статье, детали двигателя тщательно промываем керосином и продуваем сжатым воздухом

Осматриваем блок цилиндров, особенно тщательно осматриваем опоры коленчатого вала

Трещины в любых местах блока не допускаются

Проверяем герметичность блока

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Осматриваем цилиндры с обеих сторон.

Царапины, задиры и трещины не допускаются

Определяем нутромером фактические диаметры цилиндров

Схема измерения цилиндров: А - пояс наибольшего износа, Б - зона измерения после растачивания и хонингования, В - пояс наименьшего износа

Диаметр цилиндра измеряем в трех поясах

В каждом поясе диаметр измеряем в двух взаимно перпендикулярных направлениях (продольном и поперечном)

В зоне над поясом (А) на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока, цилиндры практически не изнашиваются

По разнице размеров в этой зоне и в остальных поясах можно судить об износе цилиндра

Номинальный размер цилиндра составляет 81,01 мм

Максимальный износ не должен превышать 0,08 мм

Проверяем отклонение от плоскостности привалочные поверхности блока и головки блока цилиндров

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Прикладываем линейку к поверхности:

  • - в середине блока;
  • - в поперечном и продольном направлениях;
  • - по диагоналям плоскости

В каждом положении щупом определяем зазор между линейкой и поверхностью

Если отклонение больше 0,1 мм, заменяем блок

Очищаем от нагара днище поршня шабером

Очищаем от нагара канавки под поршневые кольца, обломком старого кольца, вставив его в канавку и перекатывая по канавке

Осматриваем поршни, шатуны, крышки - на них не должно быть трещин

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Осматриваем вкладыши: если на их рабочих поверхностях обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, заменяем вкладыши новыми

Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Измеряем диаметр поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 19 мм от кромки юбки

  • Диаметр поршня номинального размера для двигателя объемом 1,8 л составляет 83,0 мм;
  • Для двигателя объемом 2,0 л - 87,5 мм;
  • Для двигателя объемом 2,5 л - 89,0 мм

По результатам измерений определяем зазор между поршнем и цилиндром, при необходимости подбираем новые поршни к цилиндрам

Расчетный зазор между поршнем и цилиндром для новых деталей составляет 0,04 мм.

Его определяют промером цилиндров и поршней и обеспечивают установкой поршней номинального или ремонтных размеров

Если зазор у двигателя бывшего в эксплуатации, зазор больше этого значения, то блок цилиндров и поршни заменяют

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Проверяем плоским щупом зазор по высоте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку

Зазоры поршневых колец:

  • Номинальный зазор первого компрессионного кольца - 0,03-0,08 мм
  • Предельно допустимый зазор первого компрессионного кольца 0,17 мм
  • Номинальный зазор второго компрессионного кольца - 0,03-0,07 мм
  • Предельно допустимый зазор второго компрессионного кольца 0,17 мм
  • Номинальный зазор маслосъемного кольца - 0,03-0,07 мм
  • Предельно допустимый зазор маслосъемного кольца 0,15 мм

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Устанавливаем кольцо в цилиндр на глубину около 50 мм

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Проверяем плоским щупом тепловой зазор (зазор в замке колец)

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Чтобы установить кольцо без перекоса, продвигаем кольцо вглубь цилиндра поршнем

Тепловые зазоры поршневых колец:

  • Номинальный зазор первого компрессионного кольца - 0,16-0,31 мм
  • Предельно допустимый зазор первого компрессионного кольца 1,0 мм
  • Номинальный зазор второго компрессионного кольца - 0,33-0,48 мм
  • Предельно допустимый зазор второго компрессионного кольца 1,0 мм
  • Номинальный зазор маслосъемного кольца - 0,20-0,70 мм
  • Предельно допустимый зазор маслосъемного кольца 1,0 мм

Все поршни номинального и ремонтного размеров изготовлены с высокой степенью точности и не требуют предварительной сортировки и подбора по массе

При необходимости можно установить в отдельные цилиндры бывшие в употреблении поршни, если они в хорошем состоянии. Балансировка двигателя в этом случае не нарушится

Смазочный зазор в шатунных подшипниках измеряют двумя способами:

Первый способ измерения

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Измеряем нутромером внутренний диаметр нижней головки шатуна в сборе с крышкой и вкладышем в трех направлениях (А, В и С), затянув гайки крепления крышки моментом 25 Нм

Номинальный внутренний диаметр нижней головки шатуна 50,006-50,032 мм

Определяем эллипсность нижней головки шатуна как разность большого и меньшего измеренных значений

Если эллипсность больше 0,05 мм, заменяем шатун вместе с крышкой

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Измеряем микрометром диаметр шатунных шеек коленчатого вала

Номинальный диаметр шатунных шеек  49,980 мм

Смазочный зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала составляет 0,026-0,052 мм

Второй способ измерения

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Для измерения смазочного зазора в шатунных подшипниках можно использовать пластиковый калибр Plastigage

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Откручиваем две гайки крепления шатунной крышки и снимаем ее

Удаляем всю пыль и посторонние частицы с шатунной шейки коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Отрезаем калибр необходимого размера

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Укладываем пластиковый калибр на шатунную шейку коленчатого вала

Аккуратно, чтобы не сместить калибр, устанавливаем шатунную крышку на крепежные шпильки шатуна

Закручиваем гайки крепления крышки шатуна моментом 30 Нм (3 кгсм)

Устанавливаем на гайку головку торцового ключа и наносим на головку метку фломастером

Докручиваем гайку на 90º до совмещения меток на крышке и торцовой головке

Также затягиваем вторую гайку крепления шатунной крышки

Откручиваем гайки крепления шатунной крышки

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Снимаем шатунную крышку

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Прикладываем шаблон и измеряем ширину оттиска на шейке коленчатого вала. Она должна составлять 0,026-0,052 мм

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Таким же образом измеряем шаблоном ширину оттиска на вкладыше шатунной крышки

Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемому оттиску

Измеряем смазочный зазор в коренных подшипниках

Смазочный зазор можно измерить двумя способами

Первый способ измерения

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Измеряем микрометром диаметр коренных шеек коленчатого вала

Номинальный диаметр коренных шеек 51,980-52,000 мм

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Измеряем микрометром толщину вкладыша коренного подшипника

Нутромером замеряем внутренние диаметры отверстий под коренные подшипники с установленными вкладышами, затянув болты рамы крышек коренных подшипников моментом 47-53 Нм (4,7-5,3 кгсм)

Номинальный внутренний диаметр отверстий под коренные подшипники 51,999-52,032 мм

Смазочный зазор между коренными вкладышами и шейками коленчатого вала составляет 0,019-0,035 мм

Второй способ измерения

Для измерения смазочного зазора в коренных подшипниках можно использовать пластиковый калибр Plastigage

Порядок выкручивания болтов крепления рамы крышек коренных подшипников

Выкручиваем болты крепления крышек коренных подшипников в порядке указанном на рисунке, и снимаем крышку

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Отрезаем калибр необходимого размера

Удаляем всю пыль и посторонние частицы с шеек коренных подшипников коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника крышки

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Укладываем калибр в направлении оси коленчатого вала, не заслоняя смазочное отверстие

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

 Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Аккуратно устанавливаем раму крышек коренных подшипников, чтобы не допустить смещения калибров

Порядок затяжки болтов крепления рамы крышек коренных подшипников

Вкручиваем болты крепления рамы крышек коренных подшипников и затягиваем их с моментом 47-53 Нм, в порядке указанном на рисунке

Выкручиваем болты крепления рамы крышки коренных подшипников и снимаем крышку

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Так выглядит оттиск пластикового калибра на шейке коленчатого вала и коренном подшипнике после обжатия и снятия крышки коренных подшипников

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Прикладываем шаблон к коленчатому валу и измеряем ширину оттиска шкалой на ее упаковке, он должен составлять 0,019-0,035 мм

Подготовка к сборке двигателя автомобиля Мазда 6

Также измеряем ширину оттиска на крышке коренных подшипников

Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее читаемому оттиску