Автоматическая коробка передач с адаптивной системой управления обеспечивает выбор оптимального режима переключения передач практически для лю­бых стилей вождения и дорожных условий

Особенностью коробки передач автомо­билей Mazda 6 по сравнению с автоматиче­скими КП предыдущих поколений является возможность перехода из полностью автоматического режима управления в ручной режим (так называемая секвентальная ко­робка передач), при котором водитель во время разгона автомобиля самостоятельно выбирает момент переключения на повыша­ющую передачу

Схема пятиступенчатой АКП модели FS5A-EL: 1 - многодисковая муфта повышенной передачи; 2 - многодисковая муфта заднего хода; 3 - передний планетарный редуктор; 4 - муфта многодискового тормоза; 5 - многодисковая муфта пониженной передачи; 6 - задний планетарный редуктор; 7 - муфта многодискового тормоза понижающей передачи и передачи заднего хода; 8 - выключатель заднего хода; 9 - ведущая шестерня; 10 - масляный насос; 11 - гидротрансформатор; 12 - дифференциал; 13 - ведомая шестерня; 14 - ведущая шестерня; 15 - планетарный редуктор; 16 - ленточный тормоз; 17 - многодисковая муфта прямой передачи; 18 - картер

Это позволяет при желании добиться более интенсивного разгона по сравнению с автоматическим режимом, ис­кусственно задерживая переключение на повышающую передачу, что позволяет дове­сти частоту вращения коленчатого вала дви­гателя до диапазона наибольшего крутяще­го момента

В то же время электронная сис­тема управления постоянно контролирует скорость автомобиля и нагрузку двигателя, исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой скорости движения, чтобы избежать перегрузки двигателя, и не позволяя вклю­чить понижающую передачу на слишком большой скорости, что исключает возмож­ность превышения максимально допусти­мой частоты вращения коленчатого вала двигателя

При снижении скорости автомо­биля передачи автоматически переключают­ся на более низкие без участия водителя.

В момент полной остановки автомобиля ав­томатически включается I передача.

Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, насоса, планетар­ного редуктора, многодисковых муфт, много­дисковых тормозов и блока клапанов.

Гидротрансформатор АКП; 1 - ведущий диск; 2 - картер гидротрансформатора; 3 - турбина; 4 - обгонная муфта; 5 - реактор; 6 - насосное колесо

Гидротрансформатор выпол­няет роль сцепления и служит для плавного соединения двигателя и механизма коробки передач, а также для увеличения крутящего момента в начале движения автомобиля

Корпус гидротрансформатора соединен с коленчатым валом двигателя через веду­щий диск и постоянно вращается при рабо­те двигателя.

Внутренняя полость гидро­трансформатора заполнена рабочей жидко­стью для автоматических коробок передач

Двигатель вращает гидротрансформатор и приводит в действие насосное колесо, ко­торое создает потоки рабочей жидкости в направлении турбинного колеса турбин­ное колесо начинает вращаться за счет потоков рабочей жидкости, создаваемых насосным колесом

При большой разности скоростей вращения турбинного и насосно­го колес реактор изменяет направление по­тока жидкости, увеличивая крутящий мо­мент.

По мере уменьшения разницы скоростей он становится ненужным и поэтому установлен на обгонной муфте.

Насос, установленный в передней части картера коробки передач, создает давление и подает рабочую жидкость ко всем системам в коробке передач.

Планетарный редуктор системы Равинье: 1 - длинный сателлит; 2 - водило; 3 - малая солнечная шестерня; 4 - большая солнечная шестерня; 5 - короткий сателлит; 6 - коронная шестерня

Планетарный редуктор системы Равинье представляет собой зубчатую пере­дачу с наружными и внутренними зацепления­ми шестерен, которая обеспечивает различ­ные способы соединения ее элементов для получения различных передаточных чисел.

Схема работы многодисковой муфты: А - многодисковая муфта включена; Б - многодисковая муфта выключена; 1 - шариковый клапан; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - поршень; 4 - фрикционный диск; 5 - фрикционный диск с накладками; 6 - упорный диск; 7 - ступица муфты; 8 - упор пружины; 9 - стопорное кольцо; 10 - возвратная пружина

Принципы работы многодисковых муфт и дисковых тормозов очень сходны, разница заключается в том, что многодисковая муфта соединяет звенья ко­робки передач между собой, а дисковый тор­моз - с картером коробки передач.

Рабочая жидкость, подаваемая к муфте, приводит в действие поршень - фрикционные диски сжимаются. Звенья, блокирующиеся муфтой, начинают вращаться за одно целое.

При отключении дисковых тормозов рабо­чая жидкость перестает подаваться в муфту и поршень под действием возвратной пружи­ны возвращается в исходное положение.

Схема работы дискового тормоза: А - тормоза включены; В - тормоза выключены; 1 - упорный диск; 2 - фрикционные тормозные диски с накладками; 3 - фрикционный диск; 4 - возвратная пружина; 5 - поршень; 6 - картер коробки передач; 7 - крышка картера коробки передач

Особенность конструкции многодисковой муфты заключается в том, что она находится в постоянном вращении и под действием цен­тробежной силы, действующей на рабочую жидкость, создается давление, которое не позволяет муфте разблокироваться.

Дополнительно в муфте установлен шари­ковый клапан. Он расположен как можно бли­же к краю от центра муфты

При увеличении давления рабочей жидкости в камере много­дисковой муфты шариковый клапан закрывает сливное отверстие, а при уменьшении давле­ния в камере шариковый клапан под действи­ем центробежной силы открывает сливное от­верстие и муфта разблокируется.

Принцип работы и схема распределения мощности в автоматической коробке передач показаны на рисунках

Привод управления автоматической короб­кой передач тросовый, сконструирован по то­му же принципу, что и привод управления ме­ханической коробкой, но отличается от него количеством и конструкцией деталей

Селек­тор автоматической коробки передач уста­новлен на том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической коробкой, и соединен с блоком управления на коробке передач тросом управления.

Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналоги­чен дифференциалу механической коробки передач.

Для ремонта коробки передач, особенно автоматической коробки, требуются большой набор специальных инструментов и соответ­ствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном подразделе рассмотрены только снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений, ремонт привода.

В случае не­обходимости отремонтируйте коробку пере­дач на специализированном сервисе.