На автомобили Renault /Dacia Sandero устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка

В основном автомобили комплектуются гидроусилителем руля.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков передней подвески.

Элементы рулевого управления автомобиля: 

1 - рулевое колесо; 2 - рулевая колонка; 3 - левый поворотный кулак в сборе со ступицей; 4 - левый наконечник рулевой тяги; 5 - промежуточный вал; 6 - болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику; 7 - картер рулевого механизма; 8 - сливная магистраль гидроусилителя; 9 - бачок гидроусилителя; 10 - наполнительная магистраль гидроусилителя; 11 - нагнета­тельная магистраль гидроусилителя; 12 - датчик давления жидкости гидроусилителя; 13 - насос гидроусилителя; 14 - подрамник; 15 - правый наконечник рулевой тяги; 16 - правый поворотный кулак в сборе со ступицей

Рулевой механизм установлен на подрамнике передней подвески и закреплен на нем двумя болтами.

В картере рулевого механизма рейка поджимается к валу-шестерне пружиной через упор.

Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки, которая поджимает пружину.

Регулировку проводят при сборке рулевого механизма на заводе.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.

Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.

В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба, на которую наворачивается наконечник тяги.

В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.

Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.

Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.

Чехол закреплен стальным одноразовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет пружинного хомута — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.

Вал рулевой колонки крепится к валу-шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.

На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.

Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.

В систему гидроусилителя рулевого управления входят: рулевой механизм, насос, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.

Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.

На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.

При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом.

При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги, и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.

При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.

Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стуки в рулевом управлении:

- Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма

Затяните болты

- Износ шаровых шарниров рулевых тяг

Замените шарниры

- Износ карданного шарнира рулевого вала

Замените рулевой вал

Затрудненное вращение рулевого колеса:

- Проскальзывание ремня привода насоса ГУР

Замените ремень

- Повреждение ремня привода насоса

Замените ремень

- Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановите уровень до нормы

- Попадание воздуха в гидросистему

Удалите воздух

- Перекручивание или повреждение шлангов

Устраните перекручивание или замените шланги

- Недостаточное давление насоса ГУР

Замените насос

- Повышенные внутренние утечки в насосе

Замените насос

- Утечки жидкости из рулевого механизма

Замените дефектные детали

Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:

- Затрудненное проворачивание внутренних шарниров или шарниров наконечников рулевых тяг

Замените наконечники рулевых тяг

- Деформация рейки рулевого механизма

Замените рулевой механизм

- Повреждение подшипника шестерни

Замените рулевой механизм

- Перекручивание или повреждение шлангов ГУР

Устраните перекручивание или замените шланги

- Повреждение клапана регулировки давления

Замените клапан регулировки давления

- Повреждение подшипника валика ротора насоса

Замените насос

Шум (стук) в рулевом управлении:

- Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма

Затяните болты

- Ослабление крепления рулевых тяг или шаровых шарниров наконечников тяг

Затяните гайки

- Износ шаровых шарниров

Замените изношенные детали

Повышенная шумность насоса гидроусилителя:

- Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановите уровень жидкости до нормы

- Попадание воздуха в гидросистему

Удалите воздух

- Ослабление затяжки болтов крепления насоса

Затяните болты

Проверка рулевого управления

При эксплуатации автомобиля нужно регулярно проверять состояние рулевого управления

При осмотре нужно особое внимание обращать на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.

Порванные, потрескавшиеся резиновые чехлы нужно обязательно заменять, иначе попавшая в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут узлы выведут из строя.

На автомобилях с ГУР нужно проверять состояние трубопроводов и шлангов.

Поворачивая руль от упора до упора, нужно проверить и на слух:

  • - надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
  • - отсутствие зазора во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;
  • - надежность затяжки и стопорения шарниров рулевых тяг и гаек пальцев шаровых шарниров;
  • - отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту руля.

Особенности рулевого управления Renault /Dacia Sandero

Проверяем состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг

Особенности рулевого управления Renault /Dacia Sandero

Замените порванные, потрескавшиеся чехлы

Поворачивая резко руль в обоих направлениях, проверяем (с помощью помощника) визуально и на слух крепление рулевого механизма

Особенности рулевого управления Renault /Dacia Sandero

Перемещение на болтах крепления (на рисунке стрелки) механизма и стуки не допускаются.

Особенности рулевого управления Renault /Dacia Sandero

Также нужно проверить наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.

Наконечники, шарниры, которые имеют ощутимый люфт нужно заменить

Проверяем свободный ход рулевого колеса

Для этого потребуются: линейка, мел, или проволока для нанесения меток

Устанавливаем передние колеса в положение соответствующее прямому движению

Особенности рулевого управления Renault /Dacia Sandero

Устанавливаем линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода руля.

Не меняя положения линейки, поверните руль вправо до момента начала поворота передних колес.

В этом положении нужно нанести на обод руля метку (или закрепить проволоку или пластиковый хомут)

 Не меняя положения линейки, поворачиваем руль влево до момента начала поворота передних колес.

В этом положении наносим на обод руля вторую метку

Особенности рулевого управления Renault /Dacia Sandero

Измеряем по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения.

Если расстояние свободного хода руля больше, необходимо найти причину и устранить ее.

Люфт не должен превышать 5°

Для рулевого колеса наружный диаметр которого составляет 360 мм, люфт не должен превышать 15-17 мм.