После того как разобрали двигатель нужно тщательно отмыть все детали бензином и удалить нагар.

Перед сборкой двигателя нужно продефектировать блок цилиндров, головку блока цилиндров и все основные детали для сборки двигателя.

Проверить герметичность рубашки охлаждения блока, для этого заглушить в блоке все отверстия деревянными пробками, кроме одного, к которому подвести шланг для подачи сжатого воздуха.

Опустить блок в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм.

В местах негерметичности будут выходить воздушные пузыри.

Таким же образом проверить герметичность масляных каналов блока.

При обнаружении негерметичности блок необходимо заменить.

Основные размеры блока цилиндров

Основные размеры блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Маркировка размерного класса цилиндров на блоке

Маркировка размерного класса цилиндров на блоке

Дефектовка деталей двигателя ВАЗ-2123

Измеряем нутромером диаметр цилиндров в четырех поясах (на расстоянии 8, 15, 50, 90 мм от верхней плоскости блока) и двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала).

Если износ превышает 0,15 мм, необходимо блок расточить до ремонтного размера на 0,4 или 0,8 мм.

Измерение цилиндров нутромером: 1 - нутромер, 2 - установка нутромера на ноль по калибру

Схема измерения цилиндров нутромером

Схема измерения цилиндров: А и В - направления измерений; 1, 2, 3 и 4 - номера поясов

В зоне 1 цилиндры практически не изнашиваются.

По разности замеров в первом и остальных поясах можно судить о величине износа цилиндров

Дефектовка деталей двигателя ВАЗ-2123

Чтобы определить износ юбки поршня, микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Дефектовка деталей двигателя ВАЗ-2123

Измеряем микрометром диаметры шатунных шеек коленчатого вала

Дефектовка деталей двигателя ВАЗ-2123

Измеряем диаметры коренных шеек коленчатого вала

Шейки коленчатого вала шлифуют до ближайшего ремонтного размера, если их овальность больше 0,03 мм, а также, если на шейках присутствуют задиры и риски.

Дефектовка деталей двигателя ВАЗ-2123

После шлифовки нужно удалить заглушки с масляных каналов и удалить остатки абразива и отложений.

Устанавливаем новые заглушки

Поверхности маховика, сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления, должны быть без царапин, задиров и совершенно плоскими.

Маховик: 1 - поверхность крепления к фланцу коленчатого вала, 2 - поверхность крепления сцепления, 3 - опорная поверхность ведомого диска сцепления

Если на рабочей поверхности 3 маховика под ведомый диск сцепления имеются царапины, то нужно проточить эту поверхность, снимая слой металла толщиной не более 1 мм.

Затем проточите поверхность 2, выдержав размер 0,5±0,1 мм и обеспечивая параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1.

Допуск непараллельности составляет 0,1 мм.

После проточки устанавливаем маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1, проверяем биение плоскостей 3 и 2.

В крайних точках индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.

Обращаем внимание на плотность посадки зубчатого венца и на состояние его зубьев.

Если венец можно переместить на маховике или зубья сильно изношены, замените маховик в сборе с венцом.

Замена венца достаточно сложна и требует наличия определенных навыков у исполнителя, а также применения специального инструмента.

Дефектовка деталей двигателя ВАЗ-2123

Устанавливаем маховик и снятые узлы и детали в порядке, обратном снятию.

Маховик может быть установлен на коленчатый вал в двух противоположных положениях, определяемых расположением крепежных отверстий.

На заводе-изготовителе его балансируют в сборе с коленчатым валом, поэтому он должен быть установлен строго в первоначальное положение.

Для правильной установки на маховике сделана метка в виде конусной лунки, которая должна быть сориентирована при установке в ту же сторону, что и шатунная шейка 4-го (1-го) цилиндра.

Если после снятия маховика коленчатый вал проворачивали, установите поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия, затем еще на половину оборота и устанавливайте маховик на коленчатый вал, повернув его меткой вертикально вниз.

Болты крепления маховика затягивайте равномерно крест-накрест крутящим моментом – 60,96-87,42  Нм (6,22-8,92 кгс.м)