Двигатель ЗМЗ-402

Топливо из бака по топливопроводу поступает к диафрагменному насосу. Он приводится в действие от эксцентрика распределительного вала, который действует на рычаг привода насоса. На подводящем штуцере насоса установлен фильтр из мелкой латунной сетки. При неработающем двигателе подкачка топлива в карбюратор производится рычагом ручного привода насоса. В нижней части корпуса насоса имеется отверстие для контроля целостности мембраны топливного насоса.

Обычно насос охлаждающей жидкости снимают с двигателя по причине возникновения шума во время его работы, чрезмерного радиального люфта валика насоса.

Условно все операции проходят на снятом двигателе.

Маслонасос двигателя представляет собой обычный шестеренчатый насос. Принцип действия насоса: при вращении шестерен на стороне входа создается разряжение, в результате чего жидкость заполняет впадины между зубьями и в них перемещается со стороны входа в сторону выхода.

Регулировку зазоров между коромыслами и клапанами производят на холодном двигателе, при затянутых требуемым моментом гайках крепления головки блока цилиндров и гайках крепления стоек оси коромысел клапанов.

Головку цилиндров снимаем для ремонта, для замены прокладки под головкой и для полного ремонта двигателя.

1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания от нагара.

2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.

Разбираем головку блока для последующего ремонта или для замены.

При разборке нужно раскладывать запчасти головки по порядку с учетом их дальнейшего использования.

Перед сборкой нужно обязательно продефектировать блок цилиндров и определить дальнейшую его эксплуатацию.

Разборка двигателя была рассмотрена в статье – «Разборка двигателя».

Дефектовка коленчатого вала была рассмотрена в статье – «Разборка и осмотр коленчатого вала».

Ремонт шатунно-поршневой группы был рассмотрен в статье – «Ремонт ШПГ».

1. Осмотреть блок, если есть трещины — заменить его.

Разборку двигателя мы рассмотрели в статье – «Разборка двигателя». Там мы рассмотрели, как снять коленчатый вал. Рассмотрим, как разобрать сам коленчатый вал и продефектировать.

Перед разборкой коленчатого вала нужно его промыть бензином и просушить.

Осмотреть коленчатый вал. Если на нем имеются трещины или сильные задиры, то коленчатый вал ремонту не подлежит. Разбираем коленчатый вал как для замены, так и для расточки.

1. Зазор между маслосъемным поршневым кольцом и канавкой на поршне должен быть в пределах 0,135– 0,335 мм.

2. Зазоры в замках поршневых колец должны быть в пределах 0,3–0,7 мм для компрессионных колец и 0,3–1,0 мм — для маслосъемных.

3. Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в таблице.

Двигатель после снятия с автомобиля нужно тщательно отмыть и очистить. Устанавливаем двигатель на стенд или подставку. Подготавливаем необходимый инструмент для разборки. При разборке нужно маркировать детали, которые будут в дальнейшем эксплуатироваться. Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому их разукомплектовывать нельзя.

Общий вид и поперечный разрез двигателей показаны на рисунках. Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания. Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна.