В зависимости от комплектации автомобиля система отопления может быть укомплектована системой кондиционирования, но есть варианты без кондиционера

Схема системы отопления и кондиционирования: 1 - компрессор, 2 - вентилятор системы охлаждения двигателя; 3 - трубопровод низкого давления; 4 - демпфер; 5 - клапан для заправки и выпуска хладагента в трубопроводе низкого давления; 6 - редуктор; 7 - вентилятор отопителя; 8 - корпус отопителя; 9 - заслонка регулятора температуры; 10 - радиатор отопителя; 11 - испаритель; 12 - щиток передка; 13 - клапан для заправки и выпуска хладагента в трубопроводе высокого давления; 14 - трубопровод высокого давления; 15 - радиатор системы охлаждения двигателя; 16 - ресивер осушитель; 17 - кондиционер; 18 - датчик давления хладагента

В систему отопления и вентиляции входят: отопитель, вентилятор отопителя, воздуховоды и дефлекторы.

Расположение отопителя и воздуховодов системы кондиционирования и отопления (показано при снятой панели приборов): 1 - воздуховод к боковому дефлектору; 2 - воздуховод к решетке обдува ветрового стекла; 3 - воздуховод к центральным дефлекторам; 4 - электродвигатель вентилятора отопителя; 5 - воздуховоды к ногам передних пассажиров; 6 - воздуховоды к ногам пассажира заднего сиденья; 7 - отопитель; 8 - дополнительный резистор вентилятора

По воздуховодам воздух из отопителя подводится к решеткам обдува ветрового и боковых стекол, к центральным и боковым дефлекторам панели приборов, а также к вентиляционным отверстиям в кожухе отопителя для подачи воздуха к ногам водителя и пассажиров.

Элементы отопителя (для наглядности показано на разобранном корпусе отопителя): 1 - дополнительный электрообогреватель салона; 2 - радиатор отопителя; 3 - тяга заслонки регулятора температуры, 4 - тяга заслонки рециркуляции, 5 - заслонка регулятора температуры; 6 - распределительная заслонка; 7 - заслонка рециркуляции; 8 - уплотнитель; 9 - гнездо вентилятора; 10 - салонный фильтр; 11 - испаритель кондиционера; 12 - тяга распределительных заслонок

Управление системой осуществляется поворотом рукояток, расположенных на блоке управления отоплением вентиляцией кондиционированием.

Блок управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием: 1 - регулятор распределения потоков воздуха; 2 - выключатель кондиционера; 3 - рычаг управления режимом рециркуляции воздуха; 4 - переключатель режимов работы вентилятора; 5 - выключатель обогрева стекла двери багажного отделения; 6 - регулятор температуры воздуха

Блок управления установлен на консоли панели приборов.

Отопитель установлен под панелью приборов в центре, воздуховоды закреплены под поперечной балкой панели приборов.

В корпусе отопителя установлены вентилятор отопителя.

Дополнительный резистор вентилятора отопителя

Дополнительный резистор вентилятора, испаритель кондиционера (на автомобиле с кондиционером), распределительные заслонки, управляющие потоки воздуха к определенным зонам, и радиатор отопителя, соединенный шлангами с системой охлаждения двигателя.

Радиатор отопителя

Через радиатор постоянно циркулирует охлаждающая жидкость.

В зависимости от положения заслонки, связанной с регулятором температуры, наружный воздух может проходить через радиатор отопителя либо минуя его.

В промежуточных положениях заслонки часть воздуха проходит через радиатор, а остальная часть — в обход радиатора.

В крайних положениях заслонки весь воздух проходит через радиатор или минует его.

При движении автомобиля воздух поступает в отопитель через отверстия, расположенные в левой и правой облицовках ветрового окна.

Вентилятор отопителя

Для увеличения подачи воздуха в салон во время движения автомобиля, а также на стоянке, служит вентилятор отопителя.

Интенсивность подачи воздуха определяется скоростью вращения вентилятора.

Электродвигатель вентилятора в зависимости от подсоединения дополнительного резистора может вращаться с четырьмя различными скоростями.

Управление потоками воздуха в салоне осуществляется регулятором распределения потоков воздуха, который тягами связан с заслонками.

Поворачивая заслонки, регулятор направляет потоки воздуха через воздуховоды к центральным и боковым дефлекторам, к нижним вентиляционным отверстиям в кожухе отопителя, а также к решеткам обдува стекол, расположенным в панели приборов.

Клапаны выхода воздуха

Из салона воздух выходит прорези в обивке багажника и далее наружу, через клапаны, установленные за правой боковиной заднего бампера.

Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при движении автомобиля по задымленным или запыленным участкам дороги) служит система рециркуляции воздуха.

При повороте ручки включения режима рециркуляции воздуха, заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля, при этом воздух в салоне автомобиля начинает циркулировать по замкнутому контуру без обмена с наружным воздухом.

Часть автомобилей комплектуется системой кондиционирования воздуха.

Элементы системы кондиционирования воздуха: 1 - испаритель, 2 - редуктор, 3 - клапан для заправки и выпуска хладагента в трубопроводе высокого давления; 4 - трубопровод низкого давления; 5 - клапан для заправки и выпуска хладагента в трубопроводе низкого давления; 6 - демпфер; 7 - компрессор; 8 - трубопровод высокого давления, соединяющий компрессор и конденсатор; 9 - конденсатор; 10 - ресивер-осушитель; 11 - датчик давления хладагента; 12 - трубопровод высокого давления

Система кондиционирования предназначена для снижения температуры и влажности воздуха в салоне.

Кондиционер включается нажатием кнопки выключателя кондиционера, расположенной в блоке управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием воздуха, при этом должен быть включен вентилятор отопителя.

При включении кондиционера загорается сигнализатор, расположенный в кнопке выключателя кондиционера.

Компрессор кондиционера: 1 - шкив с электромагнитной муфтой; 2 - передняя крышка; 3 - вывод проводов электромагнитной муфты; 4 - корпус; 5 - задняя крышка

Компрессор кондиционера установлен на кронштейне двигателя спереди, под генератором.

Компрессор сжимает поступающий к нему из испарителя хладагент, находящийся в парообразном состоянии под низким давлением 0,5—2,0 бара.

На выходе из компрессора давление паров хладагента растет, а температура достигает 80—100˚ С.

Привод компрессора кондиционера осуществляется поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

В шкив компрессора встроена фрикционная электромагнитная муфта, осуществляющая соединение-разъединение вала компрессора со шкивом по сигналам блока управления двигателем.

Из компрессора пары хладагента поступают в конденсатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения двигателя.

Конденсатор: А - ресивер-осушитель

При обдуве пластин конденсатора потоком воздуха, создаваемым во время движения автомобиля, а также с помощью вентилятора системы охлаждения, хладагент под высоким давлением (15,0-20,0 бар) переходит из газообразного состояния в жидкое.

В правую часть конденсатора встроен ресивер-осушитель.

Ресивер-осушитель также снабжен фильтром для очистки хладагента от примесей.

Из конденсатора хладагент поступает в редуктор, который представляет собой дроссельный клапан, на выходе из которого давление и температура хладагента резко снижается (до 1,0 бара и до -7˚ С).

В результате этого хладагент поступает в испаритель, расположенный в корпусе отопителя.

Испаритель кондиционера

Поток воздуха, проходящий в корпусе отопителя через испаритель под воздействием вентилятора отопителя, вызывает испарение хладагента.

При этом воздух, отдавая тепло хладагенту в испарителе, становится более холодным.

Из испарителя хладагент вновь засасывается компрессором, и рабочий цикл повторяется.

На трубопроводах высокого и низкого давления установлены клапаны для заправки и выпуска хладагента из системы кондиционирования.

На трубопроводе между компрессором и конденсатором установлен датчик давления хладагента.

Датчик давления хладагента

Датчик выдает сигнал блоку управления двигателем, который управляет вентилятором системы охлаждения двигателя в зависимости от величины давления хладагента и скорости движения автомобиля.

Кроме того, по сигналам датчика давления блок управления двигателем выключает компрессор кондиционера при падении давления хладагента в системе до 2,0 бар и при возрастании давления до 27,0 бар.

В штуцере трубопровода под датчиком давления установлен запорный клапан, который закрывается при отворачивании датчика.

Поэтому при замене датчика давления утечки хладагента из системы кондиционирования не происходит.

Хладагент в системе кондиционирования находится под высоким давлением.

При работах, связанных с разгерметизацией системы кондиционирования, следует избегать попадания хладагента в глаза, на кожу и в дыхательные пути.

Любые работы с хладагентом необходимо проводить только в проветриваемом помещении.

При заправке системы кондиционирования следует использовать только материалы, рекомендуемые заводом-изготовителем.

Запрещается проводить сварочные или паяльные работы на узлах системы кондиционирования.

Работы по обслуживанию и ремонту системы кондиционирования следует проводить на специализированных станциях технического обслуживания.

Для поиска утечек в системе применяется специальное оборудование, при этом в систему нужно будет ввести специальное контрастное вещество.

После удаления хладагента из системы обязательно нужно откачать воздух, чтобы удалить остатки влаги.

Перед заправкой в систему необходимо добавить специальное масло.