Для капитального ремонта двигателя разбираем блок цилиндров. Действия по снятию головки блока и ремонту ГБЦ были рассмотрены в соответствующих статьях.

 Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Устанавливаем фиксатор маховика Mot. 582-01 или Mot. 1677 (см. по стрелке рис. 1).

Снимаем нажимной и ведомый диски сцепления.

Взаимное положение корзины сцепления и маховика рекомендуется пометить, чтобы при сборке не возникло проблем с их балансировкой, особенно это актуально при последующей сборке этих же деталей.

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Снимаем маховик (см. рис. 2). Рекомендуется пометить положение маховика на фланце коленчатого вала,

эти две детали балансируются в сборе, поэтому иное взаимное положение может нарушить балансировку, особенно, если ремонт или замена этих деталей не предусматривается.

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Откручиваем и снимаем поддон картера двигателя (см. рис. 3).

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Снимаем натяжной ролик ремня привода газораспределительного механизма (см. рис. 4).

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Откручиваем болты и снимаем водяной насос (рисунок 5)

Снимите переднюю крышку блока двигателя.

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Снимаем датчик уровня масла (см. по стрелке, рис. 6), маслоуспокоитель (поддон).

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Пометьте верхнюю часть шатуна и его крышку маркером. При этом нужно учесть, что вкладыши подшипников не имеют отогнутого направляющего уса, а паз под ус на шатуне есть и служит для ориентирования шатуна относительно поршня.

Для облегчения сборки пометьте сторону шатуна направленную к маховику.

Примечание. Не используйте кернер или гравировальный аппарат для маркировки верхней части и крышки шатуна, так как это может привести к последующему разрушению шатуна при работе. Используйте нестираемый маркер.

Отверните гайки крепления крышек шатунов (см. рис. 7) и аккуратно снимите крышки шатунов с вкладышами подшипников.

Снимите поршни с шатунами в сборе, приводную цепь масляного насоса и масляный насос. Отложите вторые полувкладыши шатунных подшипников.

Примечание. Поршни с шатунами вынимают в сторону головки блока, при этом нижнюю головку шатуна оберните скотчем, чтобы не поцарапать стенки цилиндра.

Снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала (крышки подшипников пронумерованы цифрами от 1 до 5) (см. рис. 7). Выньте полувкладыши коренных подшипников из крышек.

Примечание. Обязательно пометьте вкладыши коренных подшипников и опоры коленчатого вала, так как на один двигатель могут устанавливаться вкладыши разных размеров.

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Снимите коленчатый вал (см. рис. 8) и выньте нижние полувкладыши подшипников.

Снятие форсунок охлаждения поршней

Форсунки служат для подачи струи масла снизу на днища поршней, этим усиливается охлаждение поршней при работе, что позволило уменьшить их вес и увеличить эффективную мощность двигателя.

Снять форсунки можно только разрушив, в противном случае не создать опорной поверхности для съемника.

При сборке придется заменить форсунки новыми.

С другой стороны, не удалив форсунки, невозможно очистить каналы подачи моторного масла к форсункам.

При плохом обслуживании и дешевом моторном масле это может привести к уменьшению или даже прекращению подачи моторного масла на охлаждение поршней, что чревато оплавлением поршней при работе.

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Рассверлите сверху корпус форсунки охлаждения поршней сверху сверлом диаметром 7 мм, необходимо удалить завальцованный край, удерживающий пробку (1) (см. рис. 9).

Не извлекайте шарик (3), чтобы стружка не попала в масляный канал (см. рис. 9).

- Удалите пробку (1) и пружину (2).

- Удалите металлические опилки с помощью кисти.

Общий порядок разборки блока цилиндров двигателя К4М

Заверните в форсунку переходник Mot.1485 или Mot.1485-01 (см. рис. 10).

- Вверните в переходник инерционный съемник Emb. 880.

- демонтируйте форсунки, используя инерционный съемник.

Очистка нижней части двигателя

Очистите следующие узлы средством DECAPJOINTдля растворения прилипших остатков прокладки:

- блок цилиндров;

- коленчатый вал;

- поддон картера двигателя;

- переднюю крышку блока двигателя;

- крышки коренных подшипников коленчатого вала.

Нанесите состав на очищаемую поверхность, подождите примерно 10 мин., затем снимите его деревянным шпателем.

Не очищайте посадочные поверхности алюминиевых деталей инструментами с острой кромкой.

Не допускайте попадания очищающего средства на лакокрасочные покрытия.

Выполняйте очистку аккуратно, не допускайте попадания грязи в каналы, подводящие масло к гидротолкателям и распределительным валам (каналы расположены в блоке цилиндров и головке блока), и маслоотводящие каналы.

При несоблюдении данного требования каналы подачи масла могут оказаться закупоренными, что приведет к быстрому выходу двигателя из строя.

Продуйте все масляные каналы сжатым воздухом, в случае Непроходимости канала очистите его мягкой проволокой и промойте специальными средствами.

Далее подготавливаем все детали для осмотра и дефектации. После этого собираем двигатель. Эти пункты будут рассмотрены в следующих статьях.