Привод газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-2123 состоит из звездочек, цепи, башмака, успокоителя и гидронатяжителя цепи.

Цепь двигателя однозвеньевая в отличие от двигателей предыдущих моделей.

Если при исправных натяжителе и его башмаке, а также при неизношенных звездочках привода не удается восстановить натяжение цепи, значит, цепь чрезмерно вытянулась и ее необходимо заменить.

При износе башмака натяжителя цепи диапазон срабатывания натяжителя становится недостаточным для восстановления натяжения цепи.

В этом случае замените башмак.

Успокоитель расположен внутри передней части головки блока слева и прикреплен к ней снаружи двумя болтами.

При износе или повреждении успокоителя на некоторых режимах работы двигателя могут возникнуть резонансные колебания ведущей ветви цепи, что может привести к перескакиванию цепи на зубьях звездочки распределительного вала и к серьезному повреждению двигателя.

Конечно, если цепь вытянулась и нужно менять ее, то желательно и заменить все детали привода.

Снятие цепи и звездочек привода ГРМ и маслонасоса

Снимаем крышку головки блока цилиндров.

Проворачиваем коленчатый вал до момента совпадения метки (лунки) на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала.

Снимаем шкив коленчатого вала.

Отсоединяем звездочку распределительного вала с цепью от распределительного вала.

Снимаем цепь со звездочки.

Операции по снятию цепи показываем на демонтированном с автомобиля двигателе.

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Отворачиваем три болта крепления поддона картера к крышке привода распределительного вала

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Снимаем кронштейн в сборе с роликом

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Отворачиваем болт крепления опорного ролика и снимаем его

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Отворачиваем болт крепления пластины к кронштейну крепления генератора

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Ключом на 10 отворачиваем верхний болт крепления пластины

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Снимаем кронштейн держателя проводов датчика положения коленчатого вала

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Ключом на 10 отворачиваем нижний болт крепления пластины

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Снимаем пластину

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Ключом на 10 отворачиваем пять болтов и две гайки крепления крышки привода ГРМ к блоку

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Поддеваем отверткой за прилив крышки

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Снимаем крышку

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Снимаем прокладку крышки

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Головкой на 17 отворачиваем ось башмака натяжителя цепи

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Извлекаем башмак цепи

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Вытаскиваем цепь привода ГРМ

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Снимаем звездочку с передка коленвала

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Если звездочка сидит туго, то спрессовываем с помощью съемника

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Бородком выбиваем из паза шпонку фиксации звездочки

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем шпонку

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Отгибаем стопорную шайбу с головки болта крепления звездочки привода маслонасоса

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Удерживая от проворачивания звездочку, головкой на 17 откручиваем болт крепления звездочки

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем болт с шайбами

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Снимаем звездочку с валика

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

После дефектации, все детали устанавливаем в обратной последовательности.

Если звездочка коленвала устанавливается туго, то. заворачивая гайку крепления шкива, напрессовываем ее на вал коленвала.

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

После допрессовываем с помощью подходящих головок

Снятие и дефектация деталей привода ГРМ двигателя ВАЗ-2123

Перед установкой цепи, совмещаем метки на звездочках коленчатого и распределительного вала

Дефектация цепи привода ГРМ и маслонасоса

Промойте цепь в керосине, а затем проверьте состояние ее звеньев.

На роликах и щечках не допускаются сколы, трещины и другие повреждения.

При работе двигателя детали цепи изнашиваются, поэтому цепь вытягивается. Она считается работоспособной, пока натяжитель обеспечивает ее натяжение, т.е. если удлинение цепи не превышает 4 мм.

Длину цепи определяем с помощью приспособления 67.7824.9521

1. Длину цепи определяем с помощью приспособления 67.7824.9521

Приспособление 67.7824.9521 имеет два ступенчатых измерительных ролика 1, на которые устанавливают цепь при измерении ее длины.

Один из роликов закреплен в корпусе приспособления неподвижно, а второй может перемещаться под действием измерительного усилия P.

С помощью противовеса 3 (см. рисунок 1) цепь растягивается усилием 294 Н (30 кгс) или 147 Н (15 кгс).

Регулировочной гайкой 2 обеспечивается параллельность оси противовеса относительно основания приспособления.

Длина цепи определяется межцентровым расстоянием L измерительных роликов 1 (см. рисунок 2).

У новой цепи длина L составляет 495,4—495,8 мм. Если в результате износа цепь имеет длину 499,8 мм, ее следует заменить.

Схема измерения длины цепи

2. Схема измерения длины цепи

Измерение длины цепи производите в следующей последовательности:

- растяните цепь усилием 294 Н (30 кгс), поставив противовес 3 (см. рисунок 1) в крайнее правое положение, затем уменьшите усилие до 147 Н (15 кгс), сдвинув противовес в крайнее левое положение;

- повторите еще раз обе операции;

- измерив штангенциркулем, внутреннее расстояние между измерительными роликами 1 и, прибавив к нему диаметр ролика d, получите длину цепи L. (расстояние между осями измерительных роликов).

Перед установкой на двигатель смажьте цепь моторным маслом.

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи в статье – «Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123»