Система охлаждения служит для поддержания рабочей температуры двигателя

Тепло создаваемое в двигателе поглощается охлаждающей жидкостью, проходящей через каналы в блоке и головке блока цилиндров.

Затем это тепло отбирается от охлаждающей жидкости воздухом, когда она проходит через радиатор.

рис. 1. Схема системы охлаждения двигателя: 

1 - пробка расширительного бачка; 2, 3 - пароотводящие шланги расширительного бачка; 4 - отводящий шланг радиатора (к насосу охлаждающей жидкости); 5 - водяной насос; 6 - вентилятор с вискомуфтой; 7 - радиатор системы охлаждения; 8 - термостат; 9 - сливной кран радиатора; 10 - подводящий шланг радиатора (от термостата); 11 - трубопровод подвода жидкости к теплообменнику системы рециркуляции отработавших газов; 12 - трубопровод отвода жидкости от теплообменника системы рециркуляции отработавших газов; 13 - теплообменник системы рециркуляции отработавших газов; 14, 15, 18, 19, 21, 22, 26 - шланги; 16 - электронасос предпускового подогревателя; 17 - предпусковой подогреватель; 20 - кран управления отопителем; 23 - отопитель; 24 - двигатель; 25 - трубопровод отопителя; 27- шланг от расширительного бачка к водяному насосу; 28 - расширительный бачок; 29 - датчик уровня охлаждающей жидкости

Охлаждающая жидкость поступает в водяной насос, расположенный под крышкой передних распределительных шестерен и создающий давление в системе охлаждения и попадает в отверстия в верхней полости блока цилиндров и прокладки головки блока цилиндров.

Они выполнены вокруг каждого цилиндра и между цилиндрами.

рис. 2. 

1 - Поток охлаждающей жидкости из радиатора; 2 - Входной патрубок водяного насоса; 3 - Насос системы охлаждения; 4 - Поток охлаждающей жидкости из водяного насоса в блок цилиндров; 5 - Нагреватель охлаждающей жидкости; 6 - Поток охлаждающей жидкости вокруг гильз цилиндров; 7 - Поток охлаждающей жидкости от блока цилиндров к головке блока цилиндров; 8 - Поток охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров на корпус термостата; 9 - Термостат закрыт, а перепускной канал открыт; 10 - Перепуск охлаждающей жидкости в водяной насос; 11 - Термостат открыт, а перепускной канал закрыт; 12 - Возврат охлаждающей жидкости в радиатор; 13 - Поток охлаждающей жидкости из маслоохладителя в главную впускную магистраль охлаждающей жидкости двигателя; 14 - Маслоохладитель; 15 - Проход охлаждающей жидкости через маслоохладитель; 16 - Поток охлаждающей жидкости из водяного насоса в маслоохладитель

Охлаждающая жидкость попадает в головку блока цилиндров, обтекая перемычку клапанов и места установки форсунок.

Затем она проходит к выпускным каналам в головке блока цилиндров через места подсоединения к комплектному оборудованию и в корпус термостата.

рис. 3. 

1 - Корпус термостата; 2 - Поток охлаждающей жидкости из модуля передней крышки в охладитель системы рециркуляции отработавших газов; 3 - Поток охлаждающей жидкости через охладитель системы рециркуляции отработавших газов; 4 - К клапану системы рециркуляции отработавших газов; 5 - Клапан системы рециркуляции отработавших газов; 6 - Магистраль слива охлаждающей жидкости из клапана системы рециркуляции отработавших газов; 7 - Магистраль слива охлаждающей жидкости из охладителя системы рециркуляции отработавших газов в корпус термостата; 8 - Насос системы охлаждения; 9 - Обводной патрубок системы охлаждения; 10 - Пробка для выпуска воздуха из охладителя системы рециркуляции отработавших газов

Пока двигатель не прогреется до температуры открытия термостата, охлаждающая жидкость через перепускной трубопровод подается на вход водяного насоса.

Как только двигатель прогреется до температуры открытия термостата, тот откроется, и охлаждающая жидкость начнет проходить через радиатор.

При этом будет перекрыт перепускной канал, по которому она попадет к водяному насосу.

Термостат поддерживает температуру в диапазоне 82 – 95˚ C.

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Радиатор с трубчато-ленточной сердцевиной и бачками из полимерного материала.

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

В правом бачке находится отверстие с пробкой для слива жидкости из системы охлаждения.

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Для компенсации объема охлаждающей жидкости в зависимости от температуры установлен расширительный бачок.

На корпусе бачка нанесены метки уровня жидкости.

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Крышка бачка с выпускным клапаном, который поддерживает избыточное давление в системе, обеспечивая начало кипения охлаждающей жидкости до 120˚

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Водяной насос установлен на передней крышке блока цилиндров, приводится во вращение ремнем привода распределительных агрегатов.

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Термостат установлен в корпусе, закрепленном на блоке цилиндров.

Закрыт до температуры 82˚, открывается при температуре 95˚

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Вентилятор с пластиковой крыльчаткой установлен на передней крышке вискомуфты и крепится к ней четырьмя болтами

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Жидкостно-фрикционная муфта вентилятора (вискомуфта) установлена на опоре и прикреплена к ней резьбовой втулкой

Жидкостно-фрикционная муфта позволяет изменять частоту вращения вентилятора в зависимости от температуры потока воздуха, проходящего через радиатор системы охлаждения.

Так, при низкой температуре частота вращения вентилятора минимальна, по мере повышения температуры его частота повышается.

Ротор муфты не связан жестко с корпусом, на котором установлен вентилятор, а момент передается за счет внутреннего трения рабочей жидкости.

Частота вращения вентилятора изменяется за счет перетекания объемов жидкости по внутренним полостям муфты.

Перетекание жидкости происходит в зависимости от открытия или закрытия внутренних каналов муфты и регулируется перемещением пластинчатого клапана.

В зависимости от температуры под воздействием биметаллической пружины положение клапана изменяется.

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Биметаллическая пружина установлена снаружи муфты в ее передней части.

Частота вращения вентилятора, установленного на корпусе вискомуфты, растет по мере повышения температуры воздуха и становится равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Причиной перегрева двигателя, особенно при движении в тяжелых дорожных условиях или пробке, может быть выход из строя жидкостно-фрикционной муфты вентилятора радиатора.

Для проверки муфты при неработающем двигателе проверьте легкость хода вентилятора.

Проверьте, чтобы у вентилятора не было сильных осевых и радиальных люфтов.

Убедитесь в отсутствии на муфте следов масла. Если следы масла есть, муфта подлежит замене.

На прогретом двигателе (капот закрыт) установите частоту вращения коленчатого вала двигателя примёрно 3000 мин-1.

Крыльчатка вентилятора при этом будет вращаться с небольшой скоростью за счет небольшого остаточного вращающего момента.

При температуре охлаждающей жидкости 80—85˚ C муфта должна начать работу.

Скорость вращения вентилятора сильно увеличится (обычно это определяется по усилившемуся шуму).

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Предпусковой подогреватель-догреватель устанавливают в правой полости переднего бампера (вид на рисунке 13 со снятым передним бампером) на автомобили в комплектации «Комфорт-2.

В связи с конструктивными особенностями дизельного двигателя при его длительной работе в режиме холостого хода (особенно в холодное время года) температура охлаждающей жидкости постепенно снижается ниже нормы, что помимо прочего понижает эффективность работы отопителя.

Догреватель устраняет этот недостаток и одновременно выполняет функцию предпускового подогревателя.

Агрегат работает на дизельном топливе, которое подается в него из топливного бака специальным насосом-дозатором.

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Насос-дозатор установлен на внутренней стороне рамы автомобиля и соединен с топливным баком и камерой сгорания догревателя специальными пластиковыми топливопроводами.

Проверка герметичности соединений системы охлаждения

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Смотрим наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Проверяем подводящий шланг радиатора

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Проверяем отводящий шланг радиатора

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Осматриваем места крепления шлангов к водяному насосу

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Осматриваем места крепления шлангов к термостату

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Осматриваем места крепления шлангов к крану отопителя

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Проверяем места крепления шлангов к патрубкам отвода жидкости от отопителя

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Подвода жидкости к теплообменнику рециркуляции отработавших газов

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

И отопителю

Особенности системы охлаждения ГАЗель Некст

Если заметили подтекание нужно снять шланг.

Причиной подтекания шлангов, как правило, является коррозия уплотняющей поверхности патрубков

Нужно зачистить это место и нанести перед установкой шланга герметик.

Возможные неисправности системы охлаждения

  • - Причина неисправности

Устранение неисправности

Утечки охлаждающей жидкости:

  • - Внешние утечки охлаждающей жидкости

Убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жидкости из шлангов, сливных кранов, водяного коллектора, трубок-перемычек, компенсационных заглушек и трубных пробок, фитингов, магистралей подачи и отвода охлаждающей жидкости, вентиляции системы охлаждения системы рециркуляции отработавших газов, магистралей подачи и отвода охлаждающей жидкости турбонагнетателя, магистралей подачи и отвода охлаждающей жидкости клапана системы рециркуляции отработавших газов, охладителя и клапана системы рециркуляции отработавших газов, теплообменного элемента радиатора, прокладок компрессора и головки цилиндра, маслоохладителя, уплотнения водяного насоса и деталей, установленных поставщиком комплектного оборудования, которые подключены к системе охлаждения двигателя. При необходимости выполните опрессовку системы охлаждения.

  • - Крышка расширительного бачка неправильно подобрана или рассчитана на низкое давление

Проверьте крышку расширительного бачка или замените ее

  • - Деформация, засорение или негерметичность шланга системы охлаждения

Проверьте шланги

  • - Засорены, закупорены или неправильно проложены магистрали подачи охлаждающей жидкости или отвода воздуха

Проверьте правильность прокладки магистралей подачи охлаждающей жидкости, наличие в них засорения.

  • - В систему охлаждения поступает воздух

Убедитесь в отсутствии воздуха или продуктов сгорания в системе охлаждения

Постепенный или внезапный перегрев охлаждающей жидкости:

  • - Электронные коды неисправностей активны или большое число пассивных кодов неисправностей

Считайте коды неисправностей и выполните диагностику с помощью комплекта INSITE

  • - Закрыт утепляющий чехол или передний фартук радиатора

Откройте утепляющий чехол или передний фартук радиатора

  • - Повреждены или засорены ребра радиатора

Проверьте ребра радиатора

  • - Уровень охлаждающей жидкости ниже нормы

Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Проверьте отсутствие утечек

  • - Концентрация антифриза в охлаждающей жидкости не соответствует норме

Проверьте концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости.

Добавьте антифриз или воду для приведения концентрации в норму.

  • - Поврежден или отсутствует кожух вентилятора или дефлекторы рециркуляции воздуха

Проверьте кожух вентилятора и дефлекторы рециркуляции воздуха.

  • - Поврежден приводной ремень вентилятора или ослаблено его натяжение

Проверьте ремень вентилятора. При необходимости замените ремень.

  • - Неисправен привод вентилятора или система управления вентилятором

Проверьте исправность привода и системы управления вентилятором

  • - Неисправен указатель или датчик температуры охлаждающей жидкости

Проверьте исправность указателя и датчика температуры. При необходимости отремонтируйте или замените их.

  • - Клапан крышки расширительного бачка не правильно работает

Проверьте или замените крышку расширительного бачка

  • - Термостат неправильно подобран или неисправен

Проверьте соответствие термостата и его исправность

  • - Наличие грязи, накипи или осадка в системе охлаждения

Очистите систему охлаждения

  • - Охлаждающая жидкость загрязнена маслом

Проверьте утечку масла в систему охлаждения, замените охлаждающую жидкость.

  • - Неисправен водяной насос

Проверьте давление в блоке цилиндров. При необходимости замените водяной насос

Температура охлаждающей жидкости ниже нормы:

  • - Термостат неправильно подобран или неисправен

Проверьте по каталогу термостат, проверьте его работоспособность

  • - Неисправен привод вентилятора или система управления вентилятором

Проверьте исправность привода и системы управления вентилятором

  • - Двигатель слишком долго работает на холостых оборотах

Нельзя оставлять двигатель работающим на холостых оборотах длительное время.

Охлаждающая жидкость в масле:

  • - Неисправен маслоохладитель

Проверьте маслоохладитель

  • - Внутренние утечки охлаждающей жидкости

Выполните опрессовку системы охлаждения и поиск внутренних утечек охлаждающей жидкости

- Негерметична прокладка ГБЦ

Проверьте прокладку головки блока цилиндров

  • - Трещины или поры в головке блока цилиндров

Выполните опрессовку головки блока цилиндров

  • - Трещины или поры в блоке цилиндров

Проверьте блок цилиндров