Раздаточная коробка ВАЗ-2123 предназначена для изменения величины крутящего момента и распределения его между передним и задним мостами.

У раздаточной коробки две передачи с передаточными числами 1,20 и 2,135.

Детали раздаточной коробки отлиты из алюминиевого сплава и соединены между собой шпильками и гайками. В верхней части картера выполнен лючок, закрытый штампованной стальной крышкой.

Передняя крышка центрируется на картере по двум установочным штифтам.

Между крышками и картером расположены картонные прокладки (при ремонте вместо них можно использовать герметик - прокладку).

Все валы уплотнены резинометаллическими манжетами (сальниками).

Валик привода датчика скорости, штоки вилок переключения передач и блокировки дифференциала уплотнены резиновыми кольцами.

В передней крышке выполнены два отверстия — заливное (оно же контрольное) и сливное.

Раздаточная коробка с приводом: 1 - вилка муфты блокировки дифференциала; 2 - шток вилки блокировки дифференциала; 3 - защитный чехол штока; 4 - стопорная шайба; 5 - втулка оси рычага; 6 - ось рычага; 7 - рычаг блокировки дифференциала; 8 - стопорный болт вилки; 9 - выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 10 - шток вилки переключения передач; 11 - тяга рычага блокировки дифференциала; 12 - вилка кронштейна рычага управления; 13 - рычаг управления; 14 - вилка муфты переключения передач; 15 - дистанционная втулка; 16 - пружина и шарик фиксатора; 17 - втулка пружины фиксатора; 13 - фланец ведущего вала; 19 - передняя крышка; 20 - сальник ведущего вала; 21 - упорное кольцо подшипника; 22 - передний подшипник ведущего вала; 23 - шестерня высшей передачи; 24 - муфта переключения передач; 25 - картер раздаточной коробки; 26 - шестерня низшей передачи; 27 - задний подшипник ведущего вала; 23 - установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала; 29 - ведущий вал; 30 - втулка; 31 - ступица; 32 - задняя крышка; 33 - задний подшипник промежуточного вала; 34 - промежуточный вал; 35 - задний подшипник дифференциала; 36 - подшипник вала привода заднего моста; 37 – фланец; 33 - сальник вала привода заднего моста; 39 - задний корпус дифференциала; 40 - опорная шайба шестерни; 41 - шестерня привода заднего моста; 42 - ось сателлитов; 43 - стопорное кольцо; 44 пружинная шайба; 45 - боковой кронштейн подвески; 46 - упорная шайба сателлита; 47 - картер привода переднего моста; 48 - сателлит; 49 - ведомая шестерня дифференциала; 50 - передний корпус дифференциала; 51 - стопорное кольцо; 52 - пружинная шайба; 53 - передний подшипник корпуса дифференциала; 54 - муфта блокировки дифференциала; 55 - установочное кольцо переднего подшипника дифференциала; 56 - маслоотражатель; 57 - сальник вала привода переднего моста; 58 - подшипник вала привода переднего моста; 59 - вал привода переднего моста; 60 - фланец вала привода переднего моста; 61 - пробка слива масла; 62 - ведомая шестерня привода датчика скорости; 63 - роликовый подшипник промежуточного вала; 64 - ведущая шестерня привода датчика скорости; 65 - заливная пробка

Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках, наружные кольца которых размещены в гнездах передней крышки и картера.

Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

Внутреннее кольцо заднего подшипника зажато между буртиком вала и упорной шайбой, расположенной пол гайкой заднего конца вала.

Гайку стопорят, вдавливая ее кромку в пазы на валу.

Ведущий вал зафиксирован от осевого смещения установочным кольцом в проточке на внешнем кольце заднего подшипника, зажатым между картером и задней крышкой. На ведущем валу расположены две ведущие шестерни.

Передняя (большая) — высшей передачи, она свободно вращается на термообработанной шейке вала.

Задняя (меньшая) — низшей передачи, свободно вращается на термообработанной втулке, установленной на валу с натягом.

Шестерни имеют по два венца.

Косозубые (большие) венцы находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми (малыми) венцами соединяется муфта переключения передач при включении передачи.

Муфта перемещается по ступице, жестко посаженной на шлицах вала между ведущими шестернями.

В среднем положении муфты обе передачи выключены («нейтраль») и крутящий момент от двигателя не передается на колеса.

Промежуточный вал представляет собой блок двух косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала.

Передняя шестерня, кроме того, находится в зацеплении и с ведомой шестерней, закрепленной на корпусе дифференциала.

Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний — роликовый, задний — шариковый.

От осевого смещения вал зафиксирован установочным кольцом в канавке наружного кольца заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой (так же, как и у ведущего вала).

В переднем торце вала запрессована стальная ведущая шестерня привода датчика скорости.

Ведомая шестерня — пластмассовая, установлена на валике, вращающемся во втулке корпуса привода датчика скорости.

Корпус закреплен на передней крышке раздаточной коробки.

Вид на заднюю сторону раздаточной коробки: 1 - левый кронштейн подвески; 2 - поперечина заднего кронштейна подвески; 3 – задний карданный вал; 4 - задняя крышка раздаточной коробки; 5 - передний карданный вал

Вал привода переднего моста передним концом опирается на шариковый подшипник в картере привода переднего моста.

Картер привода переднего моста закреплен на передней крышке раздаточной коробки.

Внутреннее кольцо подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

От осевого смещения подшипник зафиксирован стопорным кольцом, входящим в канавку картера привода переднего моста.

Задний шлицевой конец вала соединен с шестерней привода переднего моста дифференциала.

Прямозубая шестерня на валу служит для блокировки дифференциала.

Конструкция и установка вала привода заднего моста аналогична, но на нем нет шестерни.

Корпус дифференциала выполнен разъемным, обе его части соединены шестью болтами.

Эти же болты крепят и ведомую шестерню к корпусу дифференциала.

Корпус дифференциала установлен на двух шариковых подшипниках.

Внутреннее кольцо переднего подшипника удерживается от смещения распорной пружинной шайбой, опирающейся на стопорное кольцо в проточке корпуса дифференциала.

В канавку на внешнем кольце подшипника входит установочное кольцо, зажатое между передней крышкой раздаточной коробки и картером привода переднего моста.

Таким образом, корпус дифференциала удерживается от осевого смещения передним подшипником; задний подшипник не зафиксирован.

На передней части корпуса дифференциала выполнены шлицы, по которым перемещается муфта блокировки.

При включении блокировки муфта соединяется с шестерней на валу привода переднего моста, соединяя его с корпусом дифференциала.

Вид на переднюю сторону раздаточной коробки: 1 - правый кронштейн подвески; 2 - заливная пробка; 3 - промежуточный вал; 4 - датчик скорости; 5 - корпус привода датчика скорости, 6 - передний карданный вал; 7 - крышка картера привода переднего моста; 8 - левый кронштейн подвески; 9 - задний карданный вал; 10 - передняя крышка раздаточной коробки, 11 - картер раздаточной коробки; 12 - пробка сливного отверстия

В отверстиях корпуса дифференциала установлена ось сателлитов, удерживаемая двумя стопорными кольцами.

Под одним из колец находится пружинная шайба, препятствующая осевому перемещению оси сателлитов.

Сателлиты (конические шестерни), расположенные на оси, находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода мостов.

Между корпусом дифференциала и сателлитами установлены опорные шайбы.

Их толщина подбирается так, чтобы осевой зазор шестерен привода мостов не превышал 0,10 мм, а момент сопротивления вращению — 14,7 Нм.

Управление раздаточной коробкой — ручное, с механическим рычажным приводом.

Водитель переключает передачи и включает блокировку дифференциала одним рычагом.

Нижним концом рычаг связан со штоком переключения передач, а через тягу, соединенную с осью рычага, — со штоком блокировки дифференциала.

Другим концом каждый шток соединен с вилкой соответствующей муфты (переключения передач или блокировки дифференциала), и это соединение стопорится болтом.

Каждый шток на выходе из коробки уплотнен и защищен от пыли резиновым гофрированным чехлом.

Для фиксации привода в выбранном положении служит шариковый фиксатор — подпружиненный шарик входит в пазы на штоках.

На штоке переключения передач их три — для «нейтрали», высшей и низшей передач, на штоке блокировки дифференциала — два («включено» и «выключено»).

В крышку привода переднего моста ввернут выключатель, замыкающий цепь контрольной лампы при включении блокировки дифференциала.

Возможные неисправности раздаточной коробки ВАЗ-2123

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) на всех режимах движения

Выход из строя эластичной муфты промежуточного вала - Замените эластичную муфту

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при трогании автомобиля с места и разгоне до 80 км/ч

Не затянуты или повреждены опоры раздаточной коробки и задняя опора силового агрегата - Затяните гайки и болт крепления опор, замените поврежденные опоры

Тугое проворачивание или заедание в одной из плоскостей шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте карданные шарниры или замените шарниры в сборе

Неполное растормаживание стояночного тормоза - Отрегулируйте привод стояночного тормоза

Тугое проворачивание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. Если детали шарнира изношены или повреждены, то замените шарнир в сборе

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при установившемся режиме движения (наиболее характерна при скорости 80-90 км/ч)

Повышенный дисбаланс карданных валов - Отремонтируйте или замените карданные валы

Повышенный дисбаланс межосевого дифференциала раздаточной коробки - Замените межосевой дифференциал

Заедание карданных шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте шарниры или замените карданные валы в сборе

Заедание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. При повреждении деталей шарнир подлежит замене

Ослаблены гайки и болты крепления опор двигателя или повреждены опоры двигателя - Затяните гайки и болты крепления опор или замените опоры

Изгиб болтов и фланца эластичной муфты промежуточного вала - Замените болты или промежуточный карданный вал

Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала

Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали

Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали

Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала

Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали

Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали

Изогнута вилка или шток - Выправьте деформированные детали

Заедание рычага привода на осях - Снимите рычаг, очистите оси и втулки. Поврежденные детали замените. Смажьте детали литолом

Загрязнение или коррозия в шарнирах привода управления - Зачистите детали, поврежденные замените

Самопроизвольное выключение передач или блокировки дифференциала

Износ зубьев шестерен и муфт - Замените изношенные детали

Снижение упругости пружин фиксаторов или износ деталей фиксаторов - Замените пружины или изношенные детали

Неполное включение передач и отсутствие блокировки дифференциала из-за деформации деталей привода или вследствие забоин на шестернях, муфтах и шлицах - Деформированные детали выправьте или замените, забоины и заусенцы зачистите, поврежденные детали замените

Утечка масла

Повреждение уплотнительных прокладок - Замените прокладки

Ослабление гаек и шпилек крепления крышек к картеру - Подтяните гайки и шпильки

Изношены или повреждены сальники валов - Замените сальники

Износ уплотнительных колец штоков привода раздаточной коробки - Замените уплотнительные кольца

Наличие раковин, пористости и поврежденных поверхностей корпусных деталей - Замените корпусные детали