Бензиновые двигатели, устанавливаемые на автомобили Mazda 6, оборудованы электрон­ной системой управления двигателем с рас­пределенным впрыском топлива. Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям вред­ных веществ, при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива

Управляющим устройством в системе явля­ется электронный блок управления (ЭБУ, кон­троллер). На основе информации, полученной отдатчиков, ЭБУ рассчитывает параметры ре­гулирования впрыска топлива и управления углом опережения зажигания. Кроме того, в соответствии с заложенным алгоритмом ЭБУ управляет работой электродвигателя вентиля­тора системы охлаждения двигателя и элект­ромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиаг­ностики элементов системы и оповещает во­дителя о возникших неисправностях.

При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включает аварийные режимы, обеспечивающие рабо­тоспособность двигателя.

Количество топлива, подаваемого форсун­ками, определяется продолжительностью электрического сигнала от ЭБУ Электронный блок отслеживает данные о состоянии двига­теля, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую длительность по­дачи топлива форсунками (длительность сиг­нала). Для увеличения количества подаваемо­го топлива длительность сигнала увеличива­ется, а для уменьшения подачи топлива - уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Электронный блок управления (ЭБУ) связан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них информа­цию, блок выполняет расчеты в соответствии с параметрами и алгоритмом управления, хранящимися в памяти программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ), и управляет исполнительными уст­ройствами системы. Вариант программы, за­писанный в память ППЗУ, обозначен номе­ром, присвоенным данной модификации ЭБУ

Блок управления обнаруживает неисправ­ность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исчезает (на­пример, из-за плохого контакта). Сигнализа­тор неисправности системы управления дви­гателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособно­сти отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необходимо стереть. Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоеди­ните провод от клеммы «минус» аккумулятор­ной батареи).

Блок питает постоянным током напряжени­ем 5 и 12В различные датчики и выключатели системы управления. Поскольку электричес­кое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для определения на­пряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм.

ЭБУ не пригоден для ремонта, в случае отказа его необходимо заменить.

Диагностический разъем служит для вы­вода из памяти ЭБУ кодов неисправностей, выявленных при работе системы управления двигателем.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Диагностический разъем расположен в са­лоне автомобиля с левой стороны панели при­боров под рулевой.

К диагностическому разъ­ему можно подключить сканирующее устройст­во, которое считывает коды неисправностей.

Датчик положения коленчатого вала ин­дуктивного типа предназначен для синхрони­зации работы электронного блока управления с ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров и угло­вым положением коленчатого вала.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Датчик установлен в задней части двигателя напротив задающих зубьев на маховике. Зада­ющие зубья выполнены на поверхности махо­вика через равные интервалы. Один зуб отсут­ствует для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы блока управления с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.

При вращении коленчатого вала зубья из­меняют магнитное поле датчика, наводя им­пульсы напряжения переменного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.

При отказе датчика пуск двигателя невоз­можен.

Датчик положения распределительно­го вала (датчик фазы) индуктивного типа определяет ВМТ такта сжатия поршня 1-го цилиндра.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Сигнал с датчика используется электронным блоком управления и служит для организации фазированного впрыска топли­ва в соответствии с порядком работы цилинд­ров. При возникновении неисправности в це­пи любого из датчиков ЭБУ заносит в свою па­мять ее код и включает сигнальную лампу.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в корпусе распредели­теля охлаждающей жидкости с задней стороны двигателя.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Чувствительным элементом датчика является термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре. При низкой температуре охлаждающей жидкости (- 40 °С) сопротивление термистора составляет около 100 кОм, при повышении температуры до +130 °С - уменьшается до 70 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика тем­пературы постоянным «опорным» напряжени­ем. Напряжение сигнала датчика максималь­ное на холодном двигателе и снижается по мере его прогрева. По значению напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регули­ровочных параметров впрыска и зажигания. При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код не­исправности и запоминает его.

Помимо вышеописанного, датчик косвен­ным образом служит и как датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в комби­нации приборов. По информации от этого дат­чика электронный блок управления двигате­лем изменяет положение стрелки указателя.

Комбинированный датчик абсолютно­го давления и температуры всасываемо­го воздуха во впускном коллекторе вы­полнен в виде переменного резистора, чув­ствительного к изменению давления.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Он фиксирует изменение давления во впускном коллекторе в соответствии с изменениями нагрузки и оборотов двигателя. В зависимос­ти от информации, полученной от датчика, ЭБУ регистрирует количество впрыскивае­мого топлива и угол опережения зажигания.

Датчик положения дроссельной за­слонки выполнен за одно целое с крышкой дроссельного узла.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» на­пряжения питания (5 В), а другой конец со­единен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от пол­зунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачива­ется (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно ни­же 0,5 вольт. Когда заслонка открывается, на­пряжение на выходе датчика растет, при пол­ностью открытой заслонке оно должно быть более 4 вольт.

Отслеживая выходное напряжение датчика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависи­мости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управле­ния воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.

Датчик массового расхода и темпера­туры воздуха на впуске, установленный на патрубке корпуса воздушного фильтра, - очень важный датчик в электронной системе управления двигателем.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

На основе его сигна­ла электронный блок управления двигателем определяет цикловое наполнение цилиндров и в конечном итоге корректирует длитель­ность импульса открытия форсунок и угол опережения зажигания.

Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды) ввернуты в резьбовые от­верстия каталитического нейтрализатора и приемной трубы.

На автомобили Mazda 6 устанавливают два датчика концентрации кислорода:

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

- управляющий датчик, предназначенный для управления составом топливовоздушной смеси (на входе в нейтрализатор);

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

- диагностический датчик, предназна­ченный для оценки эффективности работы нейтрализатора (на выходе).

В металлической колбе датчика расположен гальванический элемент, омываемый потоком отработавших газов.

В зависимости от содер­жания кислорода в отработавших газах в ре­зультате сгорания топливовоздушной смеси изменяется напряжение сигнала датчика.

Датчики различаются по параметрам и име­ют разные маркировки. Если хотя бы один из датчиков концентрации кислорода неисправен, токсичность отработавших газов может резко повыситься, а расход топлива увеличится.

Для удобства замены датчики отличаются цветом колодок. Колодка жгута проводов дат­чика на входе в нейтрализатор (управляю­щий) - зеленого цвета, а на выходе из нейтра­лизатора (диагностический) - фиолетового.

Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0,1 В) и высокого (до 0,9 В) уровня. При сигнале низкого уровня блок управления получает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокого уровня свиде­тельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах.

Постоянно отслеживая напряжение сигнала датчиков, блок управления корректирует коли­чество впрыскиваемого форсунками топлива. При низком уровне сигнала датчика на входе в нейтрализатор (бедная топливовоздушная смесь) количество подаваемого топлива уве­личивается, при высоком уровне сигнала (бо­гатая смесь) - уменьшается. Если разница между уровнями сигналов датчиков на входе и выходе нейтрализатора меньше значений, допустимых при данном режиме работы, блок управления идентифицирует неисправность каталитического нейтрализатора.

Датчик детонации, прикрепленный к верхней части блока цилиндров в зоне меж­ду 2-м и 3-м цилиндрами, улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.

 Особенности системы управления двигателем Мазда 6

Чувствительным элементом датчика дето­нации является пьезокристаллическая плас­тинка. При детонации на выходе датчика ге­нерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивно­сти детонационных ударов. ЭБУ по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

В процессе работы ЭБУ использует также данные о скорости автомобиля, получаемые от блока управления антиблокировочной сис­темой (ABS).

Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ температуре выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 °С в нерабо­чем (например, в сушильной камере). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта темпе­ратура будет превышена.

Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании. Перед проведением электросварочных ра­бот на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром с внутренним сопро­тивлением не менее 10 мОм.

Электронные узлы, применяемые в систе­ме впрыска топлива, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим раз­рядом. Для того чтобы не допустить по­вреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам.

Для диагностики системы управления двига­телем во всех случаях требуется специаль­ный сканер, поэтому при возникновении не­исправностей системы обращайтесь на спе­циализированный сервис.