На автомобили Renault /Dacia Sandero устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка.

В основном автомобили комплектуются гидроусилителем руля.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков передней подвески.

Особенности рулевого управления Renault /Dacia Sandero

Рулевой механизм установлен на подрамнике передней подвески и закреплен на нем двумя болтами.

В картере рулевого механизма рейка поджимается к валу-шестерне пружиной через упор.

Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки, которая поджимает пружину.

Регулировку проводят при сборке рулевого механизма на заводе.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.

Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.

В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба, на которую наворачивается наконечник тяги.

В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.

Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.

Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.

Чехол закреплен стальным одноразовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет пружинного хомута — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.

Вал рулевой колонки крепится к валу-шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.

На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.

Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.

В систему гидроусилителя рулевого управления входят: рулевой механизм, насос, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.

Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.

На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.

При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом.

При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги, и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.

При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.

Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стуки в рулевом управлении:

- Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма

Затяните болты

- Износ шаровых шарниров рулевых тяг

Замените шарниры

- Износ карданного шарнира рулевого вала

Замените рулевой вал

Затрудненное вращение рулевого колеса:

- Проскальзывание ремня привода насоса ГУР

Замените ремень

- Повреждение ремня привода насоса

Замените ремень

- Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановите уровень до нормы

- Попадание воздуха в гидросистему

Удалите воздух

- Перекручивание или повреждение шлангов

Устраните перекручивание или замените шланги

- Недостаточное давление насоса ГУР

Замените насос

- Повышенные внутренние утечки в насосе

Замените насос

- Утечки жидкости из рулевого механизма

Замените дефектные детали

Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:

- Затрудненное проворачивание внутренних шарниров или шарниров наконечников рулевых тяг

Замените наконечники рулевых тяг

- Деформация рейки рулевого механизма

Замените рулевой механизм

- Повреждение подшипника шестерни

Замените рулевой механизм

- Перекручивание или повреждение шлангов ГУР

Устраните перекручивание или замените шланги

- Повреждение клапана регулировки давления

Замените клапан регулировки давления

- Повреждение подшипника валика ротора насоса

Замените насос

Шум (стук) в рулевом управлении:

- Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма

Затяните болты

- Ослабление крепления рулевых тяг или шаровых шарниров наконечников тяг

Затяните гайки

- Износ шаровых шарниров

Замените изношенные детали

Повышенная шумность насоса гидроусилителя:

- Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановите уровень жидкости до нормы

- Попадание воздуха в гидросистему

Удалите воздух

- Ослабление затяжки болтов крепления насоса

Затяните болты

Проверка рулевого управления

При эксплуатации автомобиля нужно регулярно проверять состояние рулевого управления

При осмотре нужно особое внимание обращать на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.

Порванные, потрескавшиеся резиновые чехлы нужно обязательно заменять, иначе попавшая в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут узлы выведут из строя.

На автомобилях с ГУР нужно проверять состояние трубопроводов и шлангов.

Поворачивая руль от упора до упора, нужно проверить и на слух:

- надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;

- отсутствие зазора во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;

- надежность затяжки и стопорения шарниров рулевых тяг и гаек пальцев шаровых шарниров;

- отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту руля.

Проверка рулевого управления

Проверяем состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг

 Проверка рулевого управления

Замените порванные, потрескавшиеся чехлы

Поворачивая резко руль в обоих направлениях, проверяем (с помощью помощника) визуально и на слух крепление рулевого механизма

 Проверка рулевого управления

Перемещение на болтах крепления (на рисунке стрелки) механизма и стуки не допускаются.

Также нужно проверить наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.

 Проверка рулевого управления

Наконечники, шарниры, которые имеют ощутимый люфт нужно заменить

Проверяем свободный ход рулевого колеса

Для этого потребуются: линейка, мел, или проволока для нанесения меток

Устанавливаем передние колеса в положение соответствующее прямому движению

 Проверка рулевого управления

Устанавливаем линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода руля.

Не меняя положения линейки, поверните руль вправо до момента начала поворота передних колес. В этом положении нужно нанести на обод руля метку (или закрепить проволоку или пластиковый хомут)

 Не меняя положения линейки, поворачиваем руль влево до момента начала поворота передних колес.

В этом положении наносим на обод руля вторую метку

 Проверка рулевого управления

Измеряем по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения.

Если расстояние свободного хода руля больше, необходимо найти причину и устранить ее.

Люфт не должен превышать 5°

Для рулевого колеса наружный диаметр которого составляет 360 мм, люфт не должен превышать 15-17 мм.