На автомобиле установлено сухое, однодисковое, постоянно включенное сцепление с гидравлическим приводом механизма выключения

Диафрагменное сцепление

Сцепление состоит из картера, муфты выключения с подшипником и вилкой, ведущего диска в сборе (корзины), ведомого диска, главного и рабочего цилиндров, соединенных между собой шлангом и трубкой.

Диафрагменное сцепление с приводом выключения: 1 - демпферная пружина; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - кожух; 6 - диафрагменная пружина; 7 - подшипник выключения сцепления (выжимной под­шипник); 8 - муфта выключения; 9 - крышка подшипника первичного вала коробки передач; 10 - шаровая опора; 11 - вил­ка выключения; 12 - опорные кольца; 13 - картер сцепления; 14 - рабочий цилиндр; 15 - шланг; 16 - педаль; 17 - тру­бопровод; 18 - главный цилиндр; 18 - бачок; 20 - пружина

Ведущий диск (корзина) содержит кожух, в котором установлены диафрагменная пружина, опорные кольца и нажимной диск.

Пружина, закрепленная на кожухе, краями воздействует на нажимной диск.

Ведомый диск состоит из ступицы со шлицевым отверстием и двух дисков, к одному из них приклепаны пластинчатые пружины.

К ним с обеих сторон крепятся фрикционные накладки.

Пластинчатые пружины, имеющие изгибы, способствуют лучшему прилеганию диска и дополнительно сглаживают рывки в трансмиссии при включении сцепления.

Для плавной передачи крутящего момента при трогании автомобиля и переключении передач в окнах дисков установлены демпферные пружины.

Ведомый диск прижимается к маховику двигателя нажимным диском корзины.

Через фрикционные накладки, усиливающие трение, крутящий момент передается на ведомый диск и далее на первичный вал коробки передач, с которым ведомый диск связан шлицевым соединением.

Для временного разобщения двигателя и трансмиссии служит привод выключения сцепления.

При нажатии на педаль сцепления поршень главного цилиндра сцепления перемещается вперед.

Вытесняемая жидкость по трубке и шлангу поступает в рабочий цилиндр, выдвигая из него поршень со штоком.

Шток воздействует на хвостовик вилки, которая поворачивается на шаровой опоре, другим концом перемещая по крышке подшипника коробки передач муфту выключения сцепления.

Подшипник муфты нажимает на концы лепестков диафрагменной пружины.

Деформируясь, пружина перестает воздействовать на нажимной диск, который в свою очередь — на ведомый, и передача крутящего момента прекращается.

Снаружи механизм сцепления закрыт алюминиевым картером со стальным штампованным поддоном (нижней частью картера).

Картер шестью болтами и двумя усилителями крепится к блоку цилиндров двигателя.

С другой стороны в картер ввернуты четыре шпильки для крепления коробки передач.

Картер имеет место для установки рабочего цилиндра сцепления и окно для установки вилки.

Пружинно-рычажное сцепление

По принципу действия и конструкции большинства элементов пружинно-рычажное сцепление подобно диафрагменному.

Пружинно-рычажное сцепление с приводом выключения: 1 - трубопровод гидропривода; 2 - главный ци­линдр гидропривода; 3 - бачок; 4 - перегородка моторного отсека; 5 - вилка главного цилиндра; 6 - ось педали; 7 - крон­штейн педалей сцепления и тормоза; 8 - оттяжная пружина педали; 9 - педаль; 10 - шланг гидропривода; 11 - маховик; 12 - фрикционные накладки ведомого диска; 13 - нажимной диск; 14 - ступица ведомого диска; 15 - муфта выключения сцепления; 16 - оттяжная пружина муфты; 17 - оттяжной рычаг, 18 - опора вилки выключения сцепления; 19 - вилка выключения сцепления; 20 - рабочий цилиндр гидропривода; 21 - толкатель рабочего цилиндра

Основное отличие заключается в конструкции ведущего диска (корзины), который состоит из кожуха нажимного диска, рычагов выключения сцепления и нажимных пружин.

Конструкция ведущего диска обеспечивает передачу крутящего момента через кожух сцепления, а также центровку нажимного диска и его осевое перемещение при выключении сцепления.

Нажимной диск выполнен с тремя выступами, в пазах которых на осях установлены рычаги выключения сцепления.

Рычаги соединены с кожухом сцепления опорными вилками.

На резьбовую часть вилок навернуты сферические гайки.

Хвостовики опорных вилок раскернены для предотвращения отворачивания гаек.

Гайки прижимаются к сферическим поверхностям кожуха коническими пружинами.

Шарнирное крепление опорных вилок компенсирует изменение расстояния по радиусу между осями рычагов при выключении сцепления, а также позволяет концам рычагов самоустанавливаться.

Оси рычагов установлены на игольчатых подшипниках.

В кожухе сцепления выполнены три прямоугольных отверстия под выступы нажимного диска.

Кожух крепится к маховику шестью болтами.

Под кожухом расположены девять пар цилиндрических нажимных пружин.

Прокачка гидропривода выключения сцепления и замена рабочей жидкости

Прокачиваем гидропривод при замене рабочей жидкости, а также для удаления из системы воздуха, попавшего в нее при ремонте или замене отдельных узлов.

Работу выполняем с помощником.

Сняв защитный колпачок со штуцера прокачки рабочего цилиндра гидропривода, надеваем на штуцер шланг (лучше прозрачный) длиной 30–50 см, погрузив его конец в емкость, заполненную рабочей жидкостью.

Помощник нажимает на педаль сцепления три-четыре раза с интервалом 1–2 с, после чего удерживает педаль нажатой.

Особенность конструкции сцепления автомобиля УАЗ

Ключом «на 8» отворачиваем штуцер прокачки на 1/3–1/2 оборота.

При этом часть рабочей жидкости и пузырьки воздуха вытесняются в емкость, а педаль сцепления опускается до пола.

Не отпуская педаль, заворачиваем штуцер прокачки.

Повторяем операцию до полного прекращения выхода пузырьков из шланга.

При этом постоянно следим за уровнем рабочей жидкости в бачке главного цилиндра и при необходимости доливаем ее.

Для замены рабочей жидкости отворачиваем штуцер прокачки и нажимаем на педаль сцепления до тех пор, пока рабочая жидкость не перестанет вытекать из шланга.

Заворачиваем штуцер и заливаем, свежую рабочую жидкость в бачок главного цилиндра до метки «МАХ», после чего прокачиваем гидропривод, как было описано выше

Возможные неисправности сцепления и методы устранения

Сцепление не полностью выключается («ведет»)

- Увеличение свободного хода педали сцепления свыше 55 мм

Отрегулировать привод выключения сцепления

- Деформирован ведомый диск

Заменить диск

- В систему гидропривода попал воздух

Прокачать систему

- Разрушение деталей ведомого диска

Заменить диск

- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала

Устранить причину заедания, смазать шлицы

- Регулировочные винты нажимного диска не лежат в плоскости, параллельной плоскости маховика

Разобрать сцепление и произвести регулировку

- Увеличение зазоров в приводе сцепления

Заменить изношенные детали

- Не отрегулировано положение педали привода выключения сцепления

Отрегулировать положение педали

Сцепление проскальзывает, то есть не полностью включается (при отпущенной педали)

- Отсутствие свободного хода педали сцепления

Отрегулировать привод выключения сцепления

- Заедание механизма нажимного диска

Устранить причину заедания или заменить диск

- Снижение усилия нажимных пружин или их поломка

Заменить нажимные пружины

- Замасливание рабочих поверхностей

Промыть диски и накладки чистым бензином

- Перегрев сцепления вследствие длительного проскальзывания

Дать остыть сцеплению

- Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра гидропривода

Прочистить компенсационное отверстие и сменить жидкость, если она загрязнилась

Неплавное включение сцепления (с рывками и вибрациями)

- Замасливание фрикционных накладок

Заменить фрикционные накладки или промыть их в бензине, прошлифовать мелкой шкуркой для снятия выступающих неровностей.

Такой же шкуркой зачистить поверхности маховика и нажимного диска. Устранить причину замасливания

- Износ фрикционных накладок до заклепок

Заменить фрикционные накладки

- Регулировочные винты рычагов нажимного диска не лежат в одной плоскости, параллельной плоскости маховика

Разобрать сцепление и произвести регулировку

- Неравномерная толщина ведомого диска

Прошлифовать или заменить ведомый диск

Шум при нажатии на педаль

- Изношен выжимной подшипник сцепления или в нем нет смазки

Смазать подшипник, если шум не исчезнет, заменить подшипник

Педаль сцепления не удерживается в верхнем положении

- Поломка оттяжной пружины

Заменить пружину