В состав системы питания входят элементы следующих подсистем:

  • - подачи топлива, включающей в себя топливный бак, электробензонасос с фильтром, регулятор давления топлива, трубопроводы и топливную рампу с форсунками;
  • - системы подачи воздуха, состоящей из воздухоподводящего рукава, воздушного фильтра, дроссельного узла, регулятора холостого хода;
  • - система улавливания паров топлива, в которую, входят адсорбер, клапан управления и соединительные трубопроводы.

Функциональное назначение подсистемы подачи — обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах.

Элементы системы питания с двигателем 1.6: 1 - наливная труба топливного бака, 2 - вентиляционная трубка топливного бака, 3 - топливный модуль, 4 - трубка подачи топлива к рампе, 5 - трубка подвода паров топлива к адсорберу, 6 - топливный бак, 7 - сменный элемент воздушного фильтра, 8 - крышка воздушного фильтра, 9 - резонатор впускного тракта, 10 - воздухозаборник, 11 - корпус воздушного фильтра, 12 - дроссельный узел, 13 - ресивер, 14 - топливная рампа с форсунками, 15 - адсорбер

Двигатели оборудованы электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива.

Элементы системы питания автомобиля с двигателем F4R: 1 - наливная труба топливного бака, 2 - вентиляционная трубка топливного бака, 3 - топливный модуль, 4 - трубка подачи топлива к фильтру, 5 - трубка подачи паров топлива к адсорберу, 6 - топливный бак, 7 - сменный элемент воздушного фильтра, 8 - крышка воздушного фильтра, 9 - резонатор впускного тракта, 10 - воздухозаборник, 11 - корпус воздушного фильтра, 12 - дроссельный узел, 13 - ресивер, 14 - топливная рампа с форсунками, 15 - адсорбер, 16 - топливный фильтр

В системе распределенного впрыска функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены.

Воздух подается подсистемой воздушной подачи, состоящей из дроссельного узла, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество топлива впрыскивается форсунками во впускную трубу.

Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов.

Управляет системой впрыска топлива (а также системой зажигания) электронный блок, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.

Топливный модуль: 1 - стакан, 2 - фильтр, 3 - крышка модуля, 4 - датчик указателя уровня топлива, 5 - поплавок

Модуль топливного насоса включает в себя электрический насос, фильтр тонкой очистки топлива, регулятор давления топлива и датчик указателя уровня топлива.

Модуль топливного насоса обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает возможность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не под действием разрежения.

Топливный насос

Топливный насос погружного типа, с электроприводом, роторного типа.

Насос неразборной конструкции ремонту не подлежит, при выходе из строя его надо заменить.

Датчик указателя уровня топлива прикреплен к корпусу топливного модуля.

Датчик указателя уровня топлива представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от перемещения поплавка.

Датчик указателя уровня топлива: 1 - реостат, 2 - ползунок, 3 - колодка проводов, 4 - поплавок, 5 - рычаг поплавка

Датчик управляет работой указателя уровня топлива и сигнализатора минимального уровня топлива, расположенных в комбинации приборов.

Топливный насос расположен внутри корпуса топливного модуля.

Насос электрический, вихревого типа.

Он включается по команде электронного блока управления двигателем при включении зажигания и подает топливо в магистраль под давлением (около 6,0 бар), превышающим рабочее давление в топливной рампе.

Топливо, проходя через насос, во время его работы смазывает и охлаждает насос.

Поэтому запрещается включать насос даже на короткое время, если в баке нет топлива.

Из насоса топливо по гофрированной пластмассовой трубке подается к фильтру и регулятору давления топлива, которые входят в состав топливного модуля.

Топливный фильтр (не сменный) предназначен для очистки топлива от механических примесей.

При засорении фильтра топливный модуль подлежит замене.

Регулятор давления топлива представляет собой клапан, который открывается при превышении заданного давления топлива в магистрали и стравливает часть топлива в бак.

Давление топлива в магистрали при включенном зажигании и неработающем двигателе должно составлять около 3,2 бар.

При выходе из строя регулятора давления топливный модуль подлежит замене.

Из корпуса фильтра топливо по гофрированной пластмассовой трубке подается в крышку модуля.

К выходному штуцеру крышки топливного модуля подсоединен наконечник топливной трубки, проходящей под днищем автомобиля.

Другой наконечник топливной трубки в моторном отсеке соединяется со штуцером топливной рампы (автомобиль с двигателем 1,6) или со штуцером топливного фильтра (автомобиль с двигателем 2,0).

Топливный фильтр

Топливный фильтр закреплен в моторном отсеке с правой стороны.

Другой штуцер топливного фильтра трубкой соединен со штуцером топливной рампы.

В соответствии с регламентом технического обслуживания автомобиля топливный фильтр, расположенный в моторном отсеке, подлежит замене через каждые 120 тыс. км пробега.

Топливная рампа с форсунками двигателя К4М

Топливная рампа представляет собой трубку из высокопрочной термостойкой пластмассы, на которой установлены форсунки.

Рампа прикреплена к впускному трубопроводу двумя болтами.

Топливная рампа с форсунками двигателя F4R (2.0)

Топливные рампы и форсунки двигателей 1,6 и 2,0 различаются между собой.

Топливо под давлением подается в полость рампы, а оттуда через форсунки — в каналы впускного трубопровода.

А - форсунка двигателя К4М, Б - вид распылителя форсунки

Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, впрыскивающий топливо в канал впускного трубопровода при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании.

А - форсунка двигателя F4R, Б - вид распылителя форсунки

На выходе форсунки выполнен распылитель с четырьмя отверстиями, через которые топливо впрыскивается в каналы впускного трубопровода.

Управляет работой форсунок ЭБУ.

Форсунки уплотняются в рампе и впускном трубопроводе резиновыми кольцами и фиксируются на рампе металлическими скобами.

При обрыве или замыкании обмотки форсунку следует заменить.

Корпус воздушного фильтра: 1 - горловина присоединения к дроссельному узлу, 2 - отверстие подвода воздуха к корпусу воздушного фильтра, 3 - штуцер подвода картерных газов, 4 - корпус фильтра

Воздух подводится к каналам головки блока цилиндров двигателя через воздухозаборник, резонатор, воздушный фильтр, дроссельный узел, ресивер и впускной трубопровод.

Резонатор обеспечивает поглощение волн давления воздуха и снижение шума на впуске.

Корпус воздушного фильтра выполнен из высокопрочной термостойкой пластмассы и закреплен на задней стороне двигателя.

К отверстию подвода воздуха в корпусе прилегает сменный фильтрующий элемент (бумажный), который закрывается крышкой.

В корпусе фильтра выполнена горловина, которая соединяется с патрубком дроссельного узла.

Дроссельный узел с электроприводом: 1 - ось дроссельной заслонки, 2 - уплотнительное кольцо патрубка соединения с ресивером, 3 - корпус, 4 - отверстие для подсоединения трубки клапана продувки адсорбера, 5 - уплотнительное кольцо патрубка соединения с корпусом воздушного фильтра, 6 - блок управления дроссельного узла, 7 - дроссельная заслонка

Дроссельный узел представляет собой простейшее регулирующее устройство и служит для изменения количества основного воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя.

Он установлен на входном фланце впускного коллектора.

На входной патрубок дроссельного узла надет патрубок корпуса воздухозаборной камеры.

В состав дроссельного узла входит шаговый электродвигатель управления дроссельной заслонкой.

Механическая связь дроссельного узла с педалью управления дроссельной заслонкой отсутствует.

Так называемая «электронная педаль управления дроссельной заслонкой передает информацию о степени нажатия на педаль электронному блоку управления двигателем, который, в свою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала открывает дроссельную заслонку на необходимый угол.

На двигателе К4М привод заслонки осу­ществляется тросом.

Дроссельный узел двигателя К4М: 1 - возвратная пружина, 2 - винт регулировки положения заслонки, 3 - рычаг привода заслонки, 4 - фланец крепления узла, 5 - дроссельная заслонка, 6 - датчик положения заслонки, 7 - уплотнительное кольцо

На одном конце оси дроссельной заслонки установлен рычаг 3, к которому присоединена промежуточная тяга привода, на другом - датчик 6 положе­ния заслонки.

На двигателе F4R привод дроссельной заслонки осуществляется шаговым элект­родвигателем.

Механическая связь дрос­сельного узла с педалью управления дрос­сельной заслонкой отсутствует.

Так назы­ваемая «электронная» педаль управления заслонкой передает информацию о степе­ни нажатия на педаль электронному блоку управления двигателем, который, в свою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала от­крывает заслонку на необходимый угол.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода двигателя К4М поддерживает заданную частоту вра­щения холостого хода двигателя при пол­ностью закрытой дроссельной заслонке во время его пуска, прогрева и при измене­нии нагрузки во время включения вспомо­гательного оборудования.

Конструкция регулятора холостого хода

Регулятор изменяет количество допол­нительного воздуха, подаваемого во впу­скную систему помимо дроссельной заслонки, и представляет собой электро­механический клапан, прикрепленный двумя винтами к фланцу корпуса воздуш­ного фильтра.

Выполненные во фланце фильтра седло клапана регулятора и ка­налы образуют систему подачи допол­нительного воздуха, минуя дроссельную заслонку.

Блок управления двигателем, обработав сигналы от датчиков, определяет необхо­димость открытия клапана (рисунок) регулятора и передает импульсы на об­мотку статора регулятора.

При каждом управляющем импульсе ротор поворачи­вается на определенный угол, перемещая с помощью ходового винта клапан относительно седла.

Во впускную трубу поступает дополнительный воздух.

Опре­деляя разрежение во впускной трубе дви­гателя, блок управления стремится под­держивать его на заданном уровне, перио­дически открывая и закрывая клапан регулятора холостого хода.

Это дает воз­можность обеспечить подачу постоянного количества дополнительного воздуха для поддержания постоянной частоты враще­ния холостого хода.

Изменяя величину от­крытия и закрытия клапана регулятора, блок управления компенсирует значитель­ное увеличение или уменьшение количе­ства подаваемого воздуха, вызванное его подсосом через негерметичную впускную систему или, напротив, засорением воз­душного фильтра.

Включение дополнительных агрегатов вызывает увеличение нагрузки на двига­тель, сопровождающееся снижением час­тоты вращения холостого хода и изменени­ем разрежения во впускной трубе, что так­же компенсируется блоком управления с помощью регулятора.

У дроссельного узла двигателя F4R ре­гулятор холостого хода отсутствует.

Тре­буемую частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода электрон­ный блок управления поддерживает, изменяя угол открытия дроссельной заслонки с помощью шагового электро­двигателя.

Ресивер двигателя 1.6: 1 - корпус, 2 - штуцер для присоединения трубки вакуумного усилителя тормозов, 3 - отверстия заднего крепления ресивера, 4 - отверстие для соединения с патрубком дроссельного узла, 5 - датчик абсолютного давления воздуха, 6 - отверстие, неиспользуемое в данной конструкции двигателя, 7 - отверстия переднего крепления ресивера, 8 - каналы подвода воздуха к цилиндрам, 9 - датчик температуры воздуха на впуске

Пройдя дроссельный узел, воздух поступает в ресивер, изготовленный из высокопрочной термостойкой пластмассы.

Ресивер закреплен сверху на крышке головки цилиндров.

Из общей полости ресивера воздух по четырем каналам проходит к каналам впускного трубопровода.

Элементы адсорбера: 1 - корпус, 2 - трубка подвода воздуха к адсорберу, 3 - электромагнитный клапан продувки адсорбера, 4 - электрический разъем клапана, 5 - штуцер подвода паров бензина к дроссельному узлу, 6 - штуцер подвода паров бензина из топливного бака к адсорберу

Система улавливания паров топлива, применяемая в системе питания, включает адсорбер, электромагнитный клапан продувки адсорбера и соединительные трубки.

Из топливного бака пары бензина по пластмассовой трубке, проходящей под днищем автомобиля, попадают в адсорбер (установленный за передним бампером, перед колесной аркой правого колеса), где поглощаются сорбентом (активированным углем).

Сверху на адсорбере установлен электромагнитный клапан продувки адсорбера.

Клапан соединен пластмассовой трубкой с задроссельным пространством дроссельного узла.

При остановленном двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается с дроссельным узлом.

ЭБУ, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера после того, как двигатель проработает заданный период времени с момента перехода на режим управления топливоподачей по замкнутому контуру (управляющий датчик кислорода должен быть прогрет до необходимой температуры).

Клапан сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом, и происходят продувка сорбента: пары бензина смешиваются с воздухом и попадают через дроссельный узел и ресивер во впускной трубопровод и далее — в цилиндры двигателя.

Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов ЭБУ и тем интенсивнее продувка.