Разборка блока цилиндров была рассмотрена в статье – «Разборка блока цилиндров».

После разборки блока цилиндров нужно определить возможность дальнейшего использования блока цилиндров, коленчатого вала и поршневой группы.

Проверка блока цилиндров

Неплоскостность посадочной поверхности блока цилиндров допускается не более 0,03 мм. Шлифовка не допускается.

Дефектация блока цилиндров двигателя К4М

Проверку нужно проводить согласно схеме на рисунке 1.

Определение диаметра цилиндра

Дефектация блока цилиндров двигателя К4М

Расстояние Х от оси отверстий (1) до посадочной поверхности блока цилиндров определяет группу диаметров цилиндра (подробнее см. таблицу).

Метка (2) соответствует цилиндру № 1, а метка (3) соответствует цилиндру № 4 (см. рис. 2).

Диаметры цилиндров

Положение

отверстий, мм

Метка

размерной

группы

Диаметр

цилиндров,

мм

Х=17

А

От 79,500 до 79,510

Х=27

В

От 79,510 до 79,520

Х=37

С

От 79,520 до 79,530

Диаметры опор коренных подшипников

Размер диаметров опор коренных подшипников в блоке цилиндров дан в таблице 2. Размер вкладышей коренных подшипников дан в таблице 3.

Диаметры отверстий опор коренных подшипников в блоке цилиндров

Положение

отверстия 2 и 3, мм

Метка

класса

Диаметр опор

коленчатого вала

Х1, мм

Х2=17

1

От 51,936 до 51,942

Х2=27

2

От 51,942 до 51,949

Размеры вкладышей коренных подшипников

Группа

по диаметру

отверстий

в блоке

Размерные группы по диаметру коренных шеек и толщина вкладышей, мм

A или D

B или  E

C или  F

1

Желтая метка

C1=1,949­—1,955

Голубая метка

C1=1,946­—1,952

Черная метка

C1=1,943­—1,949

2

Красная метка

C4=1,953­—1,959

Желтая метка

C1=1,949­—1,955

Голубая метка

C2=1,946­—1,952

Перед проверкой нужно установить крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика.

Дефектация блока цилиндров двигателя К4М

После этого затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке указанном на рисунке 3.

Замеряем, диаметры и снимаем крышки коренных подшипников коленчатого вала.

Дефектация блока цилиндров двигателя К4М

Диаметры (Х1 рисунок 4) опор коленчатого вала маркируются сверлением в зоне над масляным фильтром (рис.4 (В) по стрелке).

Положение (Х2) отверстий по отношению к посадочной поверхности блока цилиндров определяет диаметр опор коленчатого вала.

Коленчатый вал лежит в блоке цилиндров на пяти опорах. Упорные полукольца, регулирующие осевой зазор, устанавливаются на опору №3.

Допускаемые параметры коленчатого вала:

Осевой люфт коленчатого вала при новых упорных полукольцах – 0,045 – 0,252 мм;

Осевой люфт коленчатого вала при приработавшихся упорных полукольцах – 0,027 – 0,054 мм.

Диаметральный зазор между коренными шейками коленчатого вала и подшипниками, мм – 0,027 – 0,054 мм.

Дефектация блока цилиндров двигателя К4М

Измерение диаметров шеек коленчатого вала на рисунке 5.

Размерные группы по диаметру коренных шеек

Группа

Диаметр коренных

шеек, мм

A/D

От 47,990 до 47,997

B/E

От 47,997 до 48,003

C/F

От 48,003 до 48,010

Размерные группы по диаметру шатунных шеек:

Группа

Х3, мм

Группа

Х3, мм

A

43,960

O

43,971

B

43,961

P

43,972

C

43,962

R

43,973

D

43,963

S

43,974

E

43,964

T

43,975

F

43,965

U

43,976

G

43,966

V

43,977

H

43,967

W

43,978

J

43,968

Y

43,979

K

43,969

Z

43,980

L

43,970

 

 

При замерах за результат принимают минимальный диаметр по периметру шейки.

Маркировка коленчатого вала

Дефектация блока цилиндров двигателя К4М

Расположение заводской маркировки и информация по маркировке на рисунке 6.

Метки несут следующую информацию:

1 — размерные группы по диаметру коренных шеек;

2 — размерные группы по диаметру коренной шейки № 1 со стороны маховика;

3 — размерные группы по диаметру коренной шейки № 5 со стороны маховика;

4 — размерные группы по диаметру шатунных шеек;

5 — размерные группы по диаметру шатунной шейки № 1 со стороны маховика.