Условно шестерню и валик привода масляного насоса снимаем с демонтированного с автомобиля двигателя.

Чтобы снять шестерню привода масляного насоса, откручиваем кронштейн крепления генератора (статья – разборка двигателя).

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Захватив пассатижами ребро фиксатора шестерни привода масляного насоса, извлекаем фиксатор из гнезда блока цилиндров.

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Соединение уплотнено резиновым кольцом, надетым на головку фиксатора.

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Вставляем с натягом деревянную конусную оправку в шлицевое отверстие шестерни привода масляного насоса и извлекаем шестерню из блока цилиндров, поворачивая ее против часовой стрелки.

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

При установке шестерни надеваем ее на шлицевой хвостовик валика масляного насоса и вводим в зацепление с шестерней валика привода масляного насоса удерживая отверткой шестерню, вынимаем деревянную оправку

Чтобы извлечь валик привода масляного насоса нужно снять:

- шкив приводов вспомогательных агрегатов;

- крышку привода ГРМ;

- цепь привода ГРМ.

Извлекаем из блока цилиндров шестерню привода масляного насоса.

Снимаем звездочку привода масляного насоса для этого:

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Зубилом или отверткой отгибаем стопорную шайбу болта крепления звездочки

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Ключом на 17 отворачиваем болт крепления звездочки.

Звездочку от проворачивания, удерживаем отверткой, опирающейся через отверстие в звездочке на головку болта крепления упорного фланца валика.

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Извлекаем болт с шайбами

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Снимаем звездочку

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления упорного фланца валика к блоку цилиндров и снимаем упорный фланец

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Вынимаем валик привода масляного насоса из гнезда блока цилиндров

Дефектация валика и шестерни привода масляного насоса

На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.

На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются выкрашивания, при таком дефекте замените шестерни и валик новыми.

Втулки валика привода масляного насоса.

Проверьте внутренний диаметр втулок, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки).

Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.

Измерив, диаметры валика и втулок, определите зазоры между втулками и опорными поверхностями валика.

Если зазор превышает 0,15 мм (предельный износ), а также при повреждении поверхностей втулок или ослабление их запрессовки, замените втулки новыми.

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

При замене пользуйтесь как для снятия, так и для установки, оправкой А.60333/1/2, соблюдая следующее:

- втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие для масла в передней втулке должно находится против канала в блоке цилиндров;

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

- после запрессовки втулки должны быть окончательно обработаны и доведены по внутреннему диаметру (размеры даны на рисунке). Чтобы обеспечить полную соосность втулок валика, для их доводки применяется развертка А.90353, которой одновременно обрабатываются обе втулки.

Втулка шестерни привода масляного насоса

Проверьте запрессовку втулки. Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров, в противном случае втулку замените.

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Для выпрессовки и запрессовки втулки пользуйтесь оправкой А.60З26/I.

После запрессовки втулку обработайте разверткой до 16, 016-16,037 мм.

Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123

Устанавливаем валик привода масляного насоса в обратной последовательности.

Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.

Порванное или потерявшее эластичность резиновое кольцо фиксатора заменяем новым.