Натяжитель цепи привода ГРМ находится с правой стороны двигателя над насосом системы охлаждения. Масло в гидронатяжитель подается по стальной цельнотянутой трубке диаметром 6 мм с наконечниками.

Трубка подсоединяется к резьбовому отверстию, в которое ввернут штуцер датчика аварийного давления масла. Правильно подобранная изгибная жесткость трубки позволила ослабить ее колебания, к тому же используются металлические держатели с резиновыми вставками, подавляющими вибрацию. Наконечник трубки крепится к корпусу натяжителя с помощью болта-штуцера, который применяется для крепления шланга переднего тормозного механизма автомобилей с задним приводом и полноприводных семейств ВАЗ. Плунжер натяжителя давит на башмак, изготовленный, как и успокоитель цепи, из износостойкой пластмассы. Башмак натяжителя поворачивается на оси, расположенной в нижней части блока цилиндров, справа от звездочки коленчатого вала.

Снятие натяжителя цепи

Головкой на 13 откручиваем болт крепления трубки подвода масла к натяжителю

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123Снимаем медную шайбу и вынимаем болт-штуцер с медной прокладкой

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123Головкой на 10 равномерно отворачиваем две гайки крепления натяжителя к головке блока

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123Извлекаем натяжитель

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123Детали крепления трубки подвода масла к натяжителю

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123Под натяжителем устанавливается прокладка.

После осмотра и дефектации устанавливаем натяжитель в обратной последовательности

Работа и дефектация гидронатяжителя цепи

Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123рис. 7

Масло из системы смазки по трубке 3 (см. рис. 7) поступает в полость (Е) натяжителя, далее через отверстие (д) и клапанный узел 2 попадает в рабочую полость (В) и давит на плунжер 5. В корпусе 1 натяжителя имеется отверстие диаметром в 1 мм для стравливания воздуха из полости (Е).

Диаметральный зазор между корпусом 1 и плунжером 2 должен быть 0,018—0,024 мм и измеряется как разность максимального замеренного диаметра плунжера 2 и минимального замеренного диаметра корпуса 1.

При ремонте корпус натяжителя и плунжер составляют пару, в которой замена одной детали другой после подбора зазора не допускается. Плунжер 2 должен без заедания перемещаться в корпусе 1 на величину хода равную 16 мм.

При установке на двигатель натяжитель должен быть свободен от масла, штифт 4 не должен выступать из корпуса.