Натяжитель цепи привода ГРМ находится с правой стороны двигателя над насосом системы охлаждения.
Масло в гидронатяжитель подается по стальной цельнотянутой трубке диаметром 6 мм с наконечниками.
Трубка подсоединяется к резьбовому отверстию, в которое ввернут штуцер датчика аварийного давления масла.
Правильно подобранная изгибная жесткость трубки позволила ослабить ее колебания, к тому же используются металлические держатели с резиновыми вставками, подавляющими вибрацию.
Наконечник трубки крепится к корпусу натяжителя с помощью болта-штуцера, который применяется для крепления шланга переднего тормозного механизма автомобилей с задним приводом и полноприводных семейств ВАЗ.
Плунжер натяжителя давит на башмак, изготовленный, как и успокоитель цепи, из износостойкой пластмассы.
Башмак натяжителя поворачивается на оси, расположенной в нижней части блока цилиндров, справа от звездочки коленчатого вала.
Снятие натяжителя цепи
Головкой на 13 откручиваем болт крепления трубки подвода масла к натяжителю
Снимаем медную шайбу и вынимаем болт-штуцер с медной прокладкой
Головкой на 10 равномерно отворачиваем две гайки крепления натяжителя к головке блока
Извлекаем натяжитель
Детали крепления трубки подвода масла к натяжителю
Под натяжителем устанавливается прокладка
После осмотра и дефектации устанавливаем натяжитель в обратной последовательности
Работа и дефектация гидронатяжителя цепи
Масло из системы смазки по трубке 3 (см. рис. 7) поступает в полость (Е) натяжителя, далее через отверстие (д) и клапанный узел 2 попадает в рабочую полость (В) и давит на плунжер 5.
В корпусе 1 натяжителя имеется отверстие диаметром в 1 мм для стравливания воздуха из полости (Е).
Диаметральный зазор между корпусом 1 и плунжером 2 должен быть 0,018—0,024 мм и измеряется как разность максимального замеренного диаметра плунжера 2 и минимального замеренного диаметра корпуса 1.
При ремонте корпус натяжителя и плунжер составляют пару, в которой замена одной детали другой после подбора зазора не допускается.
Плунжер 2 должен без заедания перемещаться в корпусе 1 на величину хода равную 16 мм.
При установке на двигатель натяжитель должен быть свободен от масла, штифт 4 не должен выступать из корпуса.