В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца с такими же ремонтными размерами. Под ремонтный размер нужно растачивать все гильзы, даже если дефекты обнаружены только в одной.

4. Проверить зазоры между поршнями и гильзами. Номинальный зазор должен быть в пределах 0,024–0,048 мм, предельно допустимый —0,25 мм. Для обеспечения величины зазора поршни и гильзы разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д. Буква, обозначающая группу гильзы, наносится на нижней центрирующей части гильзы. Зазор можно определить, измерив, диаметр поршня и гильзы. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, и на 8,0 мм ниже оси пальца. Диаметр гильзы измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15–100 мм от верхней кромки гильзы, в двух перпендикулярных направлениях.

5. При замене гильз новые гильзы вставляют в блок цилиндров так, чтобы буква, обозначающая группу гильзы, располагалась в поперечной плоскости. Гильза должна входить в блок совершенно свободно. Гильза, установленная с медной прокладкой в блоке, должна выступать над поверхностью блока на 0,02–0,1 мм. Разница выступания гильз по цилиндрам должна быть не более 0,055 мм (это обеспечивается подбором гильз по длине или их осаживанием с деформацией медной прокладки). Прежде чем вынимать гильзы из блока, их надо пометить, чтобы при сборке установить на то же место в том же положении, как они стояли до разборки. При использовании старых гильз нужно снять неизношенный поясок в верхней части гильзы, вровень с зеркалом цилиндра.

6. Проверить зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленвала, они должны быть в пределах 0,02–0,073 мм.

Зазоры можно рассчитать, измерив, диаметры шеек коленвала и отверстий под шейки при установленных вкладышах и крышках коренных подшипников, или измерить их с помощью калиброванной пластмассовой проволоки. Измеряют зазоры в следующем порядке:

Дефектовка и ремонт блока цилиндров ЗМЗ-402

а). Очистить шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников.

Дефектовка и ремонт блока цилиндров ЗМЗ-402

б). Уложить коленчатый вал на постели коренных подшипников с установленными вкладышами.

Дефектовка и ремонт блока цилиндров ЗМЗ-402

в). Положить на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки.

Дефектовка и ремонт блока цилиндров ЗМЗ-402

г). Установить крышки коренных подшипников с установленными в них вкладышами

Дефектовка и ремонт блока цилиндров ЗМЗ-402

д). Завернуть болты крепления крышек и затянуть моментом 100 Н·м (10 кгс·м). При этом запрещается проворачивать коленчатый вал.

Дефектовка и ремонт блока цилиндров ЗМЗ-402

е). Снять крышки коренных подшипников и по сплющиванию проволоки определить зазор по шкале, нанесенной на упаковке проволоки