Автомобили в вариантном исполнении оборудованы антиблокировочной системой тормозов (АБС) серии 8.1 фирмы «Bosch»

АБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт – лед) и предотвращает блокировку колес, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия при сохранении его устойчивости и управляемости.

Данная АБС имеет функцию электронного регулятора тормозных сил (EBD), который исключает блокировку задних колес, вызывающую занос задней оси при торможении автомобиля с частичной загрузкой.

Электрическая часть АБС состоит из 4-х датчиков скорости ф.«Bosch», расположенных в колесных узлах автомобиля, гидроагрегата ф.«Bosch» со встроенным электронным блоком управления в моторном отсеке слева, жгута проводов АБС, силового жгута АБС, сигнализатора неисправности АБС и сигнализатора неисправности EBD в комбинации приборов.

На автомобиль «ГАЗель» с колесной формулой 4×2 устанавливаются гидроагрегат ф.«Bosch 0 265 231 980, датчики скорости: 0 265 008 029 – передний правый; 0265 008 030 – передний левый; 0 265 008 033 – задний левый; 0 265 008 034 – задний правый.

На автомобили «ГАЗель» с колесной формулой 4х4 устанавливается гидроагрегат 0 265 232 204, датчики скорости: 0 265 008 211 – передний правый/левый; 0 265 008 033 – задний левый; 0 265 008 034 – задний правый, а также, дополнительно, устанавливаются датчик ускорения 0 265 005 146, расположенный на переходном кронштейне, установленном на правой стороне кронштейна педалей, а также жгут проводов, соединяющий датчик ускорения со жгутом АБС.

При каждом включении зажигания, сигнализатор неисправности АБС и сигнализатор неисправности EBD включаются на время около 3 секунд и затем выключаются. Это указывает на исправность электрических компонентов и цепей АБС, а также системы EBD.

Допускается кратковременное включение сигнализатора неисправности АБС или АБС и EBD при пуске двигателя.

Сигнализаторы неисправности АБС и EBD также включаются при обрыве цепи от комбинации приборов до электронного блока управления.

Постоянно включенное состояние сигнализатора неисправности АБС (оранжевого цвета), или его включение во время движения, указывает на возникшую неисправность АБС. При этом рабочая тормозная система сохраняет свою работоспособность как без АБС.

Постоянно включенное состояние сигнализатора неисправности АБС и сигнализатора неисправности EBD (красного цвета) или их включение во время движения, указывает на неисправность системы АБС и EBD.

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Электрическая - принципиальная схема АБС тормозов автомобиля с колесной формулой 4х2 показана на рисунке 1

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Электрическая – принципиальная схема АБС тормозов автомобиля с колесной формулой 4х4 показана на рис 2

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Номера контактов в колодке к датчикам жгута АБС

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Номера контактов в колодке к гидроагрегату жгута ABS

Диагностика АБС тормозов

В АБС 8.1 (в отличие от АБС 5.3.) отсутствует возможность диагностики системы по световым кодам сигнализатора неисправности АБС.

Для проведения диагностики АБС8.1 рекомендуется использовать тестер-сканер диагностический АСКАН-10 (производство ООО «НПП ЭЛКАР» г. Москва), с диагностическим кабелем АБС ГАЗ, с установленным модулем диагностики АБС 8.1 для автомобилей «ГАЗ».

Для проведения диагностики АБС необходимо:

- подсоединить диагностический кабель АБС ГАЗ к быстроразъемному соединителю тестера и к АКБ;

- при положении «0» ключа выключателя зажигания, подключить диагностический разъем к диагностической колодке АБС автомобиля.

Диагностический разъем расположен на кронштейне, закрепленном под точку крепления кронштейна бачка омывателя ветрового стекла;

- после поворота ключа выключателя зажигания в положение «I» (зажигание включено) включится подсветка дисплея тестера и на короткое время появится заставка, а затем главное меню тестера.

Для тестирования АБС автомобилей «ГАЗ», необходимо запустить диагностический модуль «АБС 8» из пакета «ГАЗ».

После запуска модуля на дисплее появится короткая заставка и после нее меню «РЕЖИМ».

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

После появления меню «РЕЖИМ» должен включиться зеленый светодиод «LINK», находящийся на лицевой панели ниже дисплея.

Если включился красный светодиод «ERROR», находящийся на лицевой панели ниже дисплея, необходимо проверить правильность подключения диагностического кабеля и целостность электрической цепи между колодкой диагностики и гидроагрегатом АБС.

В меню «РЕЖИМ» содержатся следующие подразделы: «Описание блока управления»; «Параметры»; «Неисправности»; «Прокачка гидроагрегата»; «Тесты»; «Выход».

В подразделе «Описание блока управления» осуществляется просмотр идентификационных параметров гидроагрегата, замена варианта кодирования, просмотр информации о диагностическом модуле.

В подразделе «Параметры» осуществляется просмотр текущих параметров АБС.

В подразделе «Неисправности» осуществляется просмотр текущих и сохраненных неисправностей, стирание кодов неисправностей, сохранение неисправностей в памяти тестера для вывода на печать.

В подразделе «Прокачка гидроагрегата» осуществляется прокачка гидроагрегата АБС.

В подразделе «Тесты» осуществляется проверка правильности подключения трубопроводов и работоспособности клапанов гидроагрегата, а также качества сигналов датчиков скорости.

В подразделе «Выход» осуществляется выход в предшествующее меню.

Расширенное пояснение каждого подраздела можно прочитать на дисплее тестера, нажав клавишу «F3».

Для получения контекстной помощи в каждом подразделе следует нажать клавишу«F1».

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Меню подраздела «Описание блока управления» показано на рис 6.

В пункте «Идентификация» осуществляется просмотр идентификационных параметров гидроагрегата: заводской номер гидроагрегата; идентификатор производителя; наименование системы; код блока управления; код ПО; Версия ПО; Вариант кодирования - «Газель», «Газель 4х4».

В пункте «Вариант кодирования» осуществляется выбор варианта кодирования, соответствующего модели данного автомобиля - «Газель», «Газель 4х4».

Отображение нового варианта кодирования, происходит только после выхода из модуля диагностики АБС 8 и последующего входа в данный модуль.

Выбор варианта кодирования, не соответствующего модели данного автомобиля, не допускается! Изменение варианта кодирования должно производиться только специалистом!

Выбор варианта кодирования обязателен при установке на автомобиль нового гидроагрегата.

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

В случае отсутствия варианта кодирования (гидроагрегат в состоянии поставки), при просмотре пункта «Вариант кодирования» на дисплее появится сообщение в соответствии с рисунком 7.

Отсутствие выбранного варианта кодирования приведет к возникновению ошибки 4551 в памяти блока управления гидроагрегата.

Необходимо изменить вариант кодирования в соответствии с моделью данного автомобиля, затем произвести стирание имеющихся кодов неисправностей с помощью меню «Неисправности».

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Для выбора варианта кодирования следует нажать клавишу «Enter» и выбрать нужный вариант из предложенного списка моделей автомобилей (рис. 8).

После выбора текущей модели следует нажать клавишу «Enter». При успешном выполнении вышеуказанной операции, на дисплей будет выведена надпись.

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Условный пример выводимой на дисплей надписи отображен на рис 9.

На автомобилях с колесной формулой 4х4 изменение варианта кодирования не предусмотрено и не доступно.

В этом случае на дисплей будет выведено сообщение «Негативный ответ. Данная реализация ЭБУ не поддерживает изменение варианта кодирования».

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

В пункте «О Программе» – осуществляется просмотр сведений о программном модуле данного тестера – сканера.

Условный пример выводимых на дисплей сведений отображен на рис 10.

В подразделе «Параметры» осуществляется просмотр значений некоторых параметров системы АБС.

Список параметров разбит на страницы параметров.

В верхней строке находится информация о названии и номере текущей страницы и количестве страниц.

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Условный пример отображения параметров приведен на рис 11.

Для перехода на другую страницу параметров, следует нажать клавишу с символом ◄-- или --►.

Расширенное пояснение каждого параметра можно прочитать на дисплее тестера, нажав клавишу «F3».

Для вывода на экран графика выбранного параметра следует нажать клавишу «F2».

В режиме динамического просмотра графика, значения параметра можно остановить в какой-либо точке нажатием клавиши «Enter».

При этом нажатие клавиш с символом и дает возможность просмотреть графики остальных параметров этой страницы, остановившиеся в этой же точке. Продолжение построения графика осуществляется повторным нажатием клавиши «Enter».

Вернуться в первоначальное окно параметров следует нажатием клавиши «Esc».

Сохранение страницы параметров для последующего вывода на печать, осуществляется нажатием клавиш «Shift» и одновременно «F2».

В подразделе «Неисправности» осуществляется просмотр текущих и сохраненных неисправностей, стирание кодов неисправностей, сохранение неисправностей в памяти тестера для последующего вывода на печать.

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Меню подраздела «Неисправности» показано на рис 12.

Пункт «Текущие ошибки» позволяет просмотреть коды текущих (присутствующих в системе АБС в настоящий момент) неисправностей и их описание.

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Условный пример отображения на дисплее текущей ошибки приведен на рис 13.

В верхней строке выводимого сообщения расположен заголовок окна – «Тек ошибки», под ним расположена строка с двумя значениями.

Первое значение- «4040» указывает цифровой код неисправности, второе – «1/1» указывает порядковый номер неисправности/общее число неисправностей в системе АБС. Далее следует описание неисправности. Стирание текущих неисправностей, при просмотре текущих ошибок, происходит при нажатии клавиши «F3».

Для сохранения неисправностей с целью последующего вывода на печать, следует нажать клавиши «Shift» и одновременно «F2».

Пункт «Сохраненные ошибки» позволяет просмотреть коды сохраненных (сохраненных в памяти гидроагрегата, не присутствующих в системе АБС в настоящий момент) неисправностей и их описание.

Антиблокировочная система тормозов Газель Некст

Условный пример отображения на дисплее сохраненной ошибки приведен на рис 14.

После устранения неисправностей, необходимо стереть ошибки, накопленные в памяти блока управления гидроагрегата. Стирание сохраненных неисправностей, при просмотре сохраненных ошибок происходит при нажатии клавиши «F3».

Для сохранения неисправностей с целью последующего вывода на печать, следует нажать клавиши «Shift» и одновременно «F2».

Возможные неисправности АБС, их причины и способы устранения

Цифровой

код

неисправ-

ности

Описание

неисправности

 

Вероятная причина

возникновения

Способы устранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4035

 

Некорректный

сигнал датчика

скорости

переднего

левого колеса

 

Большой, более 1,1 мм, зазор

между датчиком и зубчатым

ротором АБС. Повышенное,

более 0,21 мм, биение

зубчатого ротора АБС

относительно оси вращения.

Нарушена геометрия

зубчатого ротора АБС.

Неисправность жгута АБС,

неисправность датчика

скорости

 

Затянуть болт крепления датчика

моментом 7-10 Н.м (0,7-1,0 кгс·м),

при этом зубчатый ротор АБС, при

вращении, не должен задевать за

датчик. Отрегулировать затяжку

подшипников ступицы. Заменить

изношенный подшипник ступицы

или заменить ступицу в сборе с

подшипником и ротором.

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Заменить датчик скорости

Неисправность

цепи датчика

скорости

переднего

левого колеса.

 

Обрыв или замыкание цепи

датчика на отрицательный

или положительный вывод

АКБ. Обрыв или замыкание

провода 1 и/или 2 в жгуте

АБС на отрицательный или

положительный вывод АКБ.

Короткое замыкание

проводов 1 и 2 между собой.

Датчик не соединен со

жгутом АБС. Неисправность

датчика скорости

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Соединить датчик со жгутом АБС.

Заменить датчик скорости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4040

 

Некорректный

сигнал датчика

скорости

переднего

правого колеса

 

Большой, более 1,1 мм, зазор

между датчиком и зубчатым

ротором АБС. Повышенное,

более 0,21 мм, биение

зубчатого ротора АБС

относительно оси вращения.

Нарушена геометрия

зубчатого ротора АБС.

Неисправность жгута АБС,

неисправность датчика

скорости

 

Затянуть болт крепления датчика с

моментом 7-10 Н.м (0,7-1,0 кгс·м),

при этом зубчатый ротор АБС, при

вращении, не должен задевать за

датчик. Отрегулировать затяжку

подшипников ступицы. Заменить

изношенный подшипник ступицы

или заменить ступицу в сборе с

подшипником и ротором.

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Заменить датчик скорости

Неисправность

цепи датчика

скорости

переднего

правого колеса

 

Обрыв или замыкание цепи

датчика на отрицательный

или положительный вывод

АКБ. Обрыв или замыкание

провода 5 и/или 6 в жгуте

АБС на отрицательный или

положительный вывод АКБ.

Короткое замыкание

проводов 5 и 6 между собой.

Датчик не соединен со

жгутом АБС. Неисправность

датчика скорости

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Соединить датчик со жгутом АБС.

Заменить датчик скорости

 

 

 

 

4045

Некорректный

сигнал датчика

скорости

заднего левого

колеса

 

Большой, более 1,1 мм, зазор

между датчиком и зубчатым

ротором АБС. Повышенное,

более 0,21 мм, биение

зубчатого ротора АБС

относительно оси вращения.

Нарушена геометрия

зубчатого ротора АБС

(отсутствие двух и более

зубьев, забоины).

Неисправность жгута АБС,

неисправность датчика

скорости

Затянуть болт крепления датчика с

моментом 7-10 Нм (0,7-1,0 кгс·м),

при этом зубчатый

ротор АБС, при вращении, не

должен задевать за датчик.

Отрегулировать затяжку

подшипников ступицы. Заменить

изношенный подшипник ступицы

или заменить ступицу в сборе с

подшипником и ротором.

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Заменить датчик скорости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4050

Некорректный

сигнал датчика

скорости

заднего

правого колеса

 

Большой, более 1,1 мм, зазор

между датчиком и зубчатым

ротором АБС. Повышенное,

более 0,21 мм, биение

зубчатого ротора АБС

относительно оси вращения.

Нарушена геометрия

зубчатого ротора АБС.

Неисправность жгута АБС,

неисправность датчика

скорости

 

Затянуть болт крепления датчика с

моментом 7-10 Н.м (0,7-1,0 кгс·м),

при этом зубчатый

ротор АБС, при вращении, не

должен задевать за датчик.

Отрегулировать затяжку

подшипников ступицы. Заменить

изношенный подшипник ступицы

или заменить ступицу в сборе с

подшипником и ротором.

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Заменить датчик скорости

Неисправность

цепи датчика

скорости

заднего

правого колеса

 

Обрыв или замыкание цепи

датчика на отрицательный

или положительный вывод

АКБ. Обрыв или замыкание

провода 7 и/или 8 в жгуте

АБС на отрицательный или

положительный вывод АКБ.

Короткое замыкание

проводов 7 и 8 между собой.

Датчик не соединен со

жгутом АБС.

Неисправность датчика

скорости

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Соединить датчик скорости со

жгутом АБС.

Заменить датчик скорости

 

4060

Неисправность

цепи клапана

сброса

переднего

левого колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4065

Неисправность

цепи клапана

отсечки

переднего

левого колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4070

Неисправность

цепи клапана

сброса

переднего

правого колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС.

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4075

Неисправность

цепи клапана

отсечки

переднего

правого колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4080

Неисправность

цепи клапана

сброса заднего

левого колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4085

Неисправность

цепи клапана

отсечки

заднего левого

колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4090

Неисправность

цепи клапана

сброса заднего

правого колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4095

Неисправность

цепи клапана

отсечки

заднего

правого колеса

Неисправность

гидроагрегата АБС

 

Заменить гидроагрегат АБС

 

4110

Сбой в цепи

питания

мотора насоса

 

Перегорание предохранителя

номиналом 40А в блоке

предохранителей F41.

Отсутствие электрического

контакта провода 22 с

кузовом автомобиля

(наконечник провода 22

крепится на усилителе

лонжерона кабины правом).

Обрыв провода 14 и/или 16

и/или 17 в силовом жгуте

АБС. Обрыв провода 19

и/или 20 и/или 21 в жгуте

АБС. Неисправность

гидроагрегата АБС

Заменить плавкую вставку в блоке

предохранителей F41. Обеспечить

электрический контакт провода 22

с кузовом автомобиля. Устранить

неисправность силового жгута

АБС или заменить силовой жгут

АБС. Устранить неисправность

жгута АБС или заменить жгут

АБС. Заменить гидроагрегат

 

4121

Неисправность

цепи питания

клапанов

 

Перегорание предохранителя

номиналом 25А в блоке

предохранителей F41.

Отсутствие электрического

контакта провода 22 с

кузовом автомобиля

(наконечник провода 22

крепится на усилителе

лонжерона кабины правом).

Обрыв провода 14 и/или 15

и/или 16 в силовом жгуте

АБС. Обрыв провода 18

и/или 20 и/или 21 в жгуте

АБС. Неисправность

гидроагрегата АБС.

Заменить плавкую вставку в блоке

предохранителей F41.

Обеспечить электрический

контакт провода 15 с кузовом

автомобиля. Устранить

неисправность силового жгута

АБС или заменить силовой жгут

АБС. Устранить неисправность

жгута АБС или заменить жгут

АБС. Заменить гидроагрегат

 

4161

Обрыв провода

от

гидроагрегата

к

выключателю

стоп-сигнала

Неисправность цепи

выключателя торможения

жгута 99. Обрыв провода 11

в жгуте АБС. Неисправность

выключателя торможения

 

Устранить неисправность жгута 99

или заменить жгут 99. Устранить

неисправность жгута АБС или

заменить жгут АБС. Заменить

выключатель торможения

 

4245

Некорректный

сигнал датчика

скорости

колеса

 

Обрыв любых трех групп

проводов 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7

и 8 к датчикам в жгуте АБС.

Обрыв проводов 3 и 4, а

также 7 и 8 в жгуте АБС.

Неисправность любых трех

датчиков АБС или датчиков

АБС задней оси.

Расхождение диаметра

колес более 6%.

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Заменить датчики АБС.

Установить шины согласно

требованиям для данного

автомобиля, установить давление

в шинах согласно требованиям для

данного автомобиля

 

4550

Сбой ЭБУ

гидроагрегата

 

Неисправность блока

управления гидроагрегата

АБС

Заменить гидроагрегат АБС

 

 

Низкое

напряжение

бортовой сети

 

Напряжение между

контактами 32 и 13, 38 блока

управления гидроагрегата <

9,3 В

 

Устранить неисправности,

связанные с пониженным

напряжением питания в бортовой

сети автомобиля. Устранить

неисправность жгута 99 или

заменить жгут 99.

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС

4800

 

Высокое

напряжение

бортовой сети

 

Напряжение между

контактами блока

управления гидроагрегата

№ 1, 25, 32 и 13, 38 более

17,4 В

Устранить неисправности,

связанные с повышенным

напряжением питания в бортовой

сети автомобиля

 

4551

Ошибка

варианта

кодирования

Отсутствует вариант

кодирования (гидроагрегат в

состоянии поставки)

Установить вариант кодирования,

в соответствии с моделью данного

автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

4287 *

 

Неисправность

датчика

ускорения -

некорректный

сигнал

 

Датчик ускорения не

закреплен. Неисправность

датчика ускорения.

 

Проверить и при необходимости

затянуть болты крепления

кронштейна датчика ускорения и

крепления датчика ускорения к

кронштейну моментом 5,5-8,0 Н·м

(0,55-0,8 кгс·м). Заменить датчик

ускорения

Неисправность

датчика

ускорения –

ошибка линии

 

Обрыв провода 27 и/или 28

и/или 29 и/или 30 и/или 31

и/или 32 в жгуте АБС и/или

в жгуте 154. Замыкание

провода 28 и/или 31 на

отрицательный или

положительный вывод АКБ.

Датчик не соединен со

жгутом 154. Жгут АБС 154

не соединен со жгутом АБС.

Неисправность датчика

Устранить неисправность жгута

154 или заменить жгут АБС 154.

Устранить неисправность жгута

АБС или заменить жгут АБС.

Соединить датчик ускорения со

жгутом 154. Соединить жгут 154

со жгутом АБС. Заменить датчик

ускорения

 

*- только для автомобиля с колесной формулой 4х4