Рулевое управление автомобиля с гидроусилителем и рулевым механизмом типа шестерня-рейка.
Привод рулевого управления из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков.
Рулевой механизм закреплен на поперечине передней подвески.
Давление рабочей жидкости в гидроусилителе поддерживается насосом лопастного типа, который приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Жидкость подается на насос и под высоким давлением к распределительному клапанному механизму, установленному на картере рулевого механизма и соединенному с рулевой колонкой.
При повороте рулевого колеса клапанный механизм соединяет одну из полостей гидроцилиндра, выполненного в картере рулевого механизма, с магистралью высокого давления, а вторую — с трубопроводом слива жидкости в бачок.
Зубчатая рейка, соединенная с поршнем гидроцилиндра, перемещается в корпусе рулевого механизма под воздействием шестерни и разницы давлений в гидроцилиндре.
Перемещаясь, рейка через рулевые тяги передает усилие на поворотные кулаки, что приводит к повороту передних колес автомобиля.
При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает.
На автомобиль устанавливают травмобезопасную рулевую колонку с механизмом регулировки ее положения по углу наклона.
Верхний промежуточный вал соединен с рулевым валом карданным шарниром.
Нижний конец верхнего промежуточного вала закреплен в основании кабины через шаровую опору.
К нижнему концу верхнего промежуточного вала клеммовым соединением прикреплена вилка «Б» карданного шарнира нижнего промежуточного вала «А».
Нижний промежуточный вал «А» аналогичным клеммовым соединением прикреплен к хвостовику «Б» вала-шестерни рулевого механизма.
Такая конструкция при деформации рамы во время фронтального столкновения исключает перемещение рулевой колонки дальше в кабину, уменьшая возможность травмы водителя от удара о рулевое колесо.
Для дополнительной защиты водителя рулевой вал сделан составным из двух частей, объединенных в одно целое шлицевым телескопическим соединением.
На рулевой колонке размещены: выключатель приборов и стартера (замок зажигания) с противоугонным устройством, блокирующим от поворота вал рулевого колеса, а также органы управления светом фар, указателями поворота, омывателем и очистителем ветрового стекла, объединенные в блок подрулевых переключателей.
Бачок гидроусилителя установлен на кронштейне в передней части моторного отсека, на верхней поперечине рамки радиатора и соединен шлангами с насосом гидроусилителя рулевого управления и магистралью возврата рабочей жидкости.
Для контроля уровня жидкости в пробке бачка смонтирован указатель (щуп), на который нанесены метки уровня.
Рулевые тяги прикреплены к рейке рулевого механизма и к поворотным кулакам передней подвески шаровыми шарнирами.
От проворачивания в наконечниках рулевые тяги зафиксированы контргайками.
Вращением рулевой тяги в наконечнике регулируют схождение управляемых колес.
Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения
Причина неисправности (Способ устранения)
Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стуки в рулевом управлении:
- Ослабление затяжки болтов и гаек крепления рулевого механизма
Затяните болты и гайки
- Износ шаровых шарниров рулевых тяг
Замените наружные наконечники или тяги в сборе
- Износ карданных шарниров промежуточных валов
Замените промежуточный вал
Затрудненное вращение рулевого колеса (недостаточное усиление):
- Проскальзывание ремня привода насоса гидроусилителя
Замените ремень
- Повреждение ремня привода насоса
Замените ремень
- Недостаточный уровень рабочей жидкости
Долейте жидкость
- Попадание воздуха в гидросистему
Удалите воздух из системы
- Перекручивание или повреждение шлангов
Устраните перекручивание или замените шланги
- Недостаточное давление насоса гидроусилителя
Замените насос
- Повышенные внутренние утечки в насосе
Замените насос
- Утечки жидкости из рулевого механизма
Замените дефектные детали
Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:
- Затрудненное проворачивание внутренних шарниров или шарниров наконечников рулевых тяг
Замените наконечники рулевых тяг или тяги в сборе
- Деформация рейки рулевого механизма
Замените рулевой механизм
- Повреждение подшипника шестерни
Замените рулевой механизм
- Перекручивание или повреждение шлангов гидроусилителя
Устраните перекручивание или замените шланги
- Повреждение клапана регулировки давления
Замените клапан регулировки давления
- Повреждение подшипника валика ротора насоса
Замените насос
- Нарушение регулировки упора рейки (перетянут)
Отрегулируйте упор рейки
Шум (стук) в рулевом управлении:
- Ослабление затяжки болтов и гаек крепления рулевого механизма
Затяните болты и гайки
- Ослабление крепления рулевых тяг или шаровых шарниров наконечников тяг
Затяните гайки
- Износ шаровых шарниров
Замените изношенные детали
- Нарушение регулировки упора рейки (недотянут)
Отрегулируйте упор рейки
Повышенная шумность насоса гидроусилителя:
- Недостаточный уровень рабочей жидкости
Восстановите уровень жидкости до нормы
- Попадание воздуха в гидросистему
Удалите воздух
- Ослабление затяжки болтов крепления насоса
Затяните болты
В систему гидроусилителя руля заливается: масла для автоматических коробок передач Shell Spirax S2 ATF AX (Shell), ATF+4(Mobil, Texaco, Castrol, Esso), (Mobil, Texaco, Castrol, Esso),