Рулевое управление автомобиля с гидроусилителем и рулевым механизмом типа шестерня-рейка.
Привод рулевого управления из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков.
Рулевой механизм закреплен на поперечине передней подвески.
Давление рабочей жидкости в гидроусилителе поддерживается насосом лопастного типа, который приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Жидкость подается на насос и под высоким давлением к распределительному клапанному механизму, установленному на картере рулевого механизма и соединенному с рулевой колонкой.
При повороте рулевого колеса клапанный механизм соединяет одну из полостей гидроцилиндра, выполненного в картере рулевого механизма, с магистралью высокого давления, а вторую — с трубопроводом слива жидкости в бачок.
Зубчатая рейка, соединенная с поршнем гидроцилиндра, перемещается в корпусе рулевого механизма под воздействием шестерни и разницы давлений в гидроцилиндре.
Перемещаясь, рейка через рулевые тяги передает усилие на поворотные кулаки, что приводит к повороту передних колес автомобиля.
При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает.
На автомобиль устанавливают травмобезопасную рулевую колонку с механизмом регулировки ее положения по углу наклона.
Верхний промежуточный вал соединен с рулевым валом карданным шарниром.
Нижний конец верхнего промежуточного вала закреплен в основании кабины через шаровую опору.
К нижнему концу верхнего промежуточного вала клеммовым соединением прикреплена вилка «Б» карданного шарнира нижнего промежуточного вала «А».
Нижний промежуточный вал «А» аналогичным клеммовым соединением прикреплен к хвостовику «Б» вала-шестерни рулевого механизма.
Такая конструкция при деформации рамы во время фронтального столкновения исключает перемещение рулевой колонки дальше в кабину, уменьшая возможность травмы водителя от удара о рулевое колесо.
Для дополнительной защиты водителя рулевой вал сделан составным из двух частей, объединенных в одно целое шлицевым телескопическим соединением.
На рулевой колонке размещены: выключатель приборов и стартера (замок зажигания) с противоугонным устройством, блокирующим от поворота вал рулевого колеса, а также органы управления светом фар, указателями поворота, омывателем и очистителем ветрового стекла, объединенные в блок подрулевых переключателей.
Бачок гидроусилителя установлен на кронштейне в передней части моторного отсека, на верхней поперечине рамки радиатора и соединен шлангами с насосом гидроусилителя рулевого управления и магистралью возврата рабочей жидкости.
Для контроля уровня жидкости в пробке бачка смонтирован указатель (щуп), на который нанесены метки уровня.
Рулевые тяги прикреплены к рейке рулевого механизма и к поворотным кулакам передней подвески шаровыми шарнирами.
От проворачивания в наконечниках рулевые тяги зафиксированы контргайками.
Вращением рулевой тяги в наконечнике регулируют схождение управляемых колес.
Возможные неисправности рулевого управления и способы устранения
Причина неисправности (Способ устранения)
Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стуки в рулевом управлении:
- Ослабление затяжки болтов и гаек крепления рулевого механизма
Затяните болты и гайки
- Износ шаровых шарниров рулевых тяг
Замените наружные наконечники или тяги в сборе
- Износ карданных шарниров промежуточных валов
Замените промежуточный вал
Затрудненное вращение рулевого колеса (недостаточное усиление):
- Проскальзывание ремня привода насоса гидроусилителя
Замените ремень
- Повреждение ремня привода насоса
Замените ремень
- Недостаточный уровень рабочей жидкости
Долейте жидкость
- Попадание воздуха в гидросистему
Удалите воздух из системы
- Перекручивание или повреждение шлангов
Устраните перекручивание или замените шланги
- Недостаточное давление насоса гидроусилителя
Замените насос
- Повышенные внутренние утечки в насосе
Замените насос
- Утечки жидкости из рулевого механизма
Замените дефектные детали
Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:
- Затрудненное проворачивание внутренних шарниров или шарниров наконечников рулевых тяг
Замените наконечники рулевых тяг или тяги в сборе
- Деформация рейки рулевого механизма
Замените рулевой механизм
- Повреждение подшипника шестерни
Замените рулевой механизм
- Перекручивание или повреждение шлангов гидроусилителя
Устраните перекручивание или замените шланги
- Повреждение клапана регулировки давления
Замените клапан регулировки давления
- Повреждение подшипника валика ротора насоса
Замените насос
- Нарушение регулировки упора рейки (перетянут)
Отрегулируйте упор рейки
Шум (стук) в рулевом управлении:
- Ослабление затяжки болтов и гаек крепления рулевого механизма
Затяните болты и гайки
- Ослабление крепления рулевых тяг или шаровых шарниров наконечников тяг
Затяните гайки
- Износ шаровых шарниров
Замените изношенные детали
- Нарушение регулировки упора рейки (недотянут)
Отрегулируйте упор рейки
Повышенная шумность насоса гидроусилителя:
- Недостаточный уровень рабочей жидкости
Восстановите уровень жидкости до нормы
- Попадание воздуха в гидросистему
Удалите воздух
- Ослабление затяжки болтов крепления насоса
Затяните болты
В систему гидроусилителя руля заливается: масла для автоматических коробок передач Shell Spirax S2 ATF AX (Shell), ATF+4(Mobil, Texaco, Castrol, Esso), (Mobil, Texaco, Castrol, Esso),
Проверка рулевого управления
Проверьте расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси.
В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг
Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.
Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма.
Перемещение механизма и стуки не допускаются.
Если вы обнаружите стуки и заедания, препятствующие повороту рулевого колеса, отсоедините рулевые тяги от рычагов поворотных кулаков и повторите проверку.
Если стуки и заедания не прекратятся, снимите рулевой механизм с автомобиля и отремонтируйте.
Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг
Наконечники, шарниры которых имеют ощутимый люфт, замените.
Проверьте также надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг
Проверяем состояние защитных чехлов рулевых тяг.
Поврежденные чехлы обязательно замените
Проверяем состояние карданных шарниров промежуточных валов
Проверяем состояние шаровой опоры верхнего промежуточного вала
Проверяем уровень и чистоту рабочей жидкости в бачке
Проверьте состояние шлангов и трубопроводов, соединяющих элементы системы гидроусилителя.
Устраните обнаруженные течи.
Проверка люфта рулевого колеса
Потребуется линейка, мел для нанесения меток.
При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с опозданием реагирует на действия водителя.
Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг или износ их деталей).
Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии.
Люфт не должен превышать 5˚.
Для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 360 мм, люфт не должен превышать 15—17 мм.
Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению.
Установите линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода рулевого колеса.
Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо вправо до момента начала поворота передних колес.
В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку.
Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо влево до момента начала поворота передних колес.
В этом положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку.
Измерьте по ободу расстояние между метками.
Оно должно быть не больше рассчитанного значения.
Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше, необходимо установить причину и устранить ее.