Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

На автомобили Mazda 6 для российского рынка устанавливают поперечно располо­женные четырехтактные бензиновые двига­тели с рядным вертикальным расположени­ем цилиндров объемом 1,8 л (120 л.с.), 2,0 л (147 л.с.) и 2,5 л (170 л.с.) жидкостного ох­лаждения

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Двигатели с верхним расположением двух пятиопорных распределительных валов имеют по четыре клапана на каждый ци­линдр

Распределительные валы двигателей приводятся во вращение пластинчатой це­пью, натяжение которой обеспечивается автоматическим натяжителем

На всех мото­рах клапаны приводятся непосредственно от распределительных валов через цилинд­рические толкатели, служащие одновремен­но регулировочными элементами зазоров в приводе клапанов.

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные ка­налы расположены на противоположных сто­ронах головки). В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Впускные и выпускные клапаны снабжены по одной пру­жине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Головка блока центрируется на бло­ке двумя втулками и прикреплена к блоку деся­тью болтами

Между блоком и головкой уста­новлена безусадочная металлоармированная прокладка. В верхней части головки блока ци­линдров выполнено по пять опор подшипников скольжения двух распределительных валов

Нижние части опор выполнены за одно целое с головкой блока цилиндров, а верхние (крыш­ки) прикреплены к головке болтами. Отверстия опор обрабатывают в сборе с крышками, по­этому крышки невзаимозаменяемы, на каждую из них нанесен порядковый номер

На двигате­лях объемом 2,0 и 2,5 л с изменяемыми фаза­ми газораспределения функцию передних опор выполняет суппорт системы динамичес­кой регулировки фаз газораспределения, который одновре­менно удерживает распределительные валы от осевого смещения.

Блок цилиндров представляет собой еди­ную отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаж­дения, верхнюю часть картера и пять опор ко­ленчатого вала, выполненные в виде перегоро­док картера

Цилиндры расточены непосред­ственно в теле блока. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных подшипни­ков со съемными крышками, прикрепленными к блоку болтами. Крышки коренных подшипни­ков обработаны в сборе с блоком и невзаимо­заменяемы

В постелях подшипников (в верх­них частях опор) есть выходные отверстия мас­ляных каналов, предназначенных для смазки коренных подшипников, и сквозные отверстия, в которые запрессованы шариковые клапаны с форсунками, через которые масло разбрызги­вается на днища поршней и стенки цилиндров.

На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал, изготовленный из высо­копрочного чугуна, вращается в коренных подшипниках, снабженных стальными тонко­стенными вкладышами с антифрикционным слоем

Верхние вкладыши, установленные в блоке цилиндров, имеют канавку на внут­ренней поверхности и сквозную прорезь, по которой из выходного отверстия масляно­го канала масло поступает к шариковому клапану с форсункой

В нижних вкладышах нет ни канавок, ни прорезей. Осевое пере­мещение коленчатого вала ограничено дву­мя одинаковыми упорными полукольцами, выполненными за одно целое с вкладышем среднего коренного подшипника. К заднему концу коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик. На переднем конце ко­ленчатого вала установлена звездочка привода газораспределительного механизма и шкив привода вспомогательных агрегатов.

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Двигатель объемом 2,5 л оснащен балан­сировочными валами 6 (рис.), изготов­ленными из чугуна. Валы установлены в кор­пусе 7, закрепленном в нижней части блока цилиндров.

Балансировочные валы соединены друг с другом косозубыми шестернями и приво­дятся во вращение от шестерни коленчатого вала, установленной на месте противовеса.

Балансировочные валы служат для умень­шения инерционных сил вертикальных коле­баний, вызываемых перемещением деталей кривошипно-шатунного механизма.

Поршни с короткой юбкой изготовлены из алюминиевого сплава

Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец

Шесть сверлений в канавке маслосъемного кольца предназна­чены для отвода масла, снятого кольцом со стенок цилиндра. По двум из этих сверлений масло подводится к поршневому пальцу.

Поршневые пальцы трубчатого сечения установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головка­ми соединены с шатунными шейками колен­чатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным вкладышам

Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. Шатуны обрабатывают в сборе с крышками. Для того чтобы не пере­путать их при сборке, на боковые поверхнос­ти шатунов и крышек нанесен порядковый но­мер цилиндра.

Распределительные валы литые, чугунные.

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Газораспределительный механизм (рис.) закрыт пластмассовой крышкой голо­вки блока цилиндров. В ней установлен масло­отделитель системы вентиляции картера.

Система смазки комбинированная

Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Масляный картер, отлитый из алюминие­вого сплава, прикреплен снизу к блоку цилин­дров. Фланец масляного картера уплотнен герметиком-прокладкой. В картере выполне­но отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой.

Масляный фильтр полнопоточный, не­разборный (как вариант может быть установ­лен разборный масляный фильтр со смен­ным фильтрующим элементом из пористой бумаги), с перепускным и противодренажным клапанами.

Система вентиляции картера закрытая, принудительная, с отводом картерных газов через маслоотделитель в полость воздушного фильтра.

Система охлаждения двигателя герме­тичная, с расширительным бачком

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, уста­новленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива и ре­гулятора давления топлива, установленных в модуле топливного насоса, компенсатора пульсаций давления топлива, форсунок и топливных трубопроводов, а также включа­ет в себя воздушный фильтр.

Система рециркуляции отработавших газов с клапаном рециркуляции, приводимым в действие шаговым электродвигателем, по сигналам электронного блока системы уп­равления двигателем перепускает часть отра­ботавших газов во впускной трубопровод. Этим достигается снижение токсичности вы­бросов автомобиля и соблюдение современ­ных экологических норм.

Система зажигания микропроцессорная, состоит из индивидуальных катушек зажига­ния и свечей зажигания. Катушками зажига­ния управляет электронный блок системы уп­равления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.

Система управления двигателем вклю­чает в себя электронный блок управления (контроллер), датчики температуры и абсолют­ного давления во впускной трубе, положения дроссельной заслонки, температуры охлажда­ющей жидкости, положения коленчатого вала, положения распределительного вала, темпе­ратуры наружного воздуха, концентрации кис­лорода (управляющий и диагностический), по­ложения педалей акселератора, тормоза и сцепления, детонации, а также исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными ре­зиновыми элементами: двух передних, вос­принимающих основную массу силового аг­регата. и задней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникаю­щие при трогании автомобиля с места, разго­не и торможении.

Система изменения фаз газораспре­деления двигателей 2,0 и 2,5 л. Эта систе­ма позволяет установить оптимальные фазы

газораспределения для каждого момента ра­боты двигателя, чем, в свою очередь, дости­гается повышенная мощность, лучшая топ­ливная экономичность и меньшая токсич­ность отработавших газов.

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Механизм изменения фаз газораспределе­ния установленный на впускном распределительном валу, по сигналу элек­тронного блока управления двигателем пово­рачивает вал на необходимый угол в соответ­ствии с режимом работы двигателя.

Механизм изменения фаз газораспределе­ния представляет собой гидравлический ме­ханизм, соединенный с системой смазки дви­гателя. Масло из системы смазки двигателя поступает через каналы в газораспредели­тельный механизм

Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Ротор 2 повора­чивает распределительный вал по команде блока управления двигателем.

Для определения мгновенного положения распределительного вала установлен датчик положения распределительного вала у задней части распределительного вала. На шейке распределительного вала расположено зада­ющее кольцо датчика положения.

На передней части головки блока цилинд­ров установлен суппорт 5 систе­мы VCT, одновременно выполняющий функции крышек передних подшипников и держателя

сальников распределительных валов. На голо­вке блока цилиндров закреплен электромаг­нитный клапан, гидравлически управляющий механизмом. Электромагнитным клапаном, в свою очередь, управляет электронный блок управления двигателем.

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Применение механизма VCT обеспечивает плавное изменение угла установки впускного распределительного вала в положения ран­него и позднего открытия клапанов газораспределения

Блок управления опре­деляет положение впускного распредели­тельного вала по сигналам датчика фазы и датчика положения коленчатого вала и вы­дает команду на изменение положения вала

В соответствии с этой командой перемеща­ется золотник электромагнитного клапана, например, в направлении большего опереже­ния открытия впускных клапанов

При этом по­даваемое под давлением масло поступает че­рез канал в корпусе газораспределительного механизма в корпус механизма VCT и вызыва­ет поворот распределительного вала в требуе­мом направлении.

При перемещении золотни­ка в направлении, соответствующем более раннему открытию клапанов, канал для более позднего их открытия автоматически соединя­ется со сливным каналом.

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Если распредели­тельный вал повернулся на требуемый угол, зо­лотник электромагнитного клапана по команде блока управления устанавливается в положение, при котором масло поддержива­ется под давлением по обе стороны каждой из лопастей ротора муфты

Если требуется поворот распределительного вала в сторону более позднего открытия клапанов, процесс регулирования проводится с подачей масла в обратном направлении.

Элементы системы VCT (электромагнитные клапаны и механизмы динамического измене­ния положения распределительных валов) представляют собой прецизионно изготовлен­ные узлы

В связи с этим при выполнении тех­нического обслуживания или ремонта системы изменения фаз газораспределения допускает­ся лишь замена элементов системы в сборе.

 Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Впускной коллектор пластиковый, с из­меняемой геометрией и дополнительными вихревыми заслонками 3 на входе в каждый цилиндр.

При работе двигателя с малой нагрузкой вихревые заслонки закрыты и создают вихре­вое движение поступающей в цилиндр топли­вовоздушной смеси, что способствует более полному сгоранию топлива

Благодаря этому уменьшаются расход топлива и токсичность отработавших газов. При повышении нагруз­ки вихревые заслонки открываются под дей­ствием разрежения, подводимого к приводу 1 заслонок через управляемый электронным блоком двигателя электромагнитный клапан

Конструкция и возможные неисправности двигателя автомобиля Мазда 6

Рядом с клапаном управления вихревыми заслонками на головке блока цилиндров ус­тановлен электромагнитный клапан управле­ния длиной каналов впускного коллектора. Через этот клапан разрежение подводится к приводу 2 заслонок, изменяю­щих длину каналов впускного коллектора в зависимости от частоты вращения коленча­того вала двигателя. На неработающем дви­гателе заслонки 1 открыты

При пуске двига­теля заслонки под действием разрежения за­крываются и остаются закрытыми до тех пор, пока частота вращения коленчатого вала дви­гателя не превысит 4500 мин-1 - длина кана­лов впускного коллектора при этом мини­мальная

Если частота вращения становится выше указанного значения, по команде элек­тронного блока управления двигателем от­крываются заслонки, в результате чего к ка­налам впускного коллектора подключается дополнительный объем.

Управление длиной каналов впускного кол­лектора позволяет улучшить наполнение ци­линдров воздухом путем использования ре­зонансного наддува, вследствие чего улучша­ются показатели мощности и топливной экономичности двигателя

читаем также: