На автомобили Mazda 6 для российского рынка устанавливают поперечно расположенные четырехтактные бензиновые двигатели с рядным вертикальным расположением цилиндров объемом 1,8 л (120 л.с.), 2,0 л (147 л.с.) и 2,5 л (170 л.с.) жидкостного охлаждения
Двигатели с верхним расположением двух пятиопорных распределительных валов имеют по четыре клапана на каждый цилиндр
Распределительные валы двигателей приводятся во вращение пластинчатой цепью, натяжение которой обеспечивается автоматическим натяжителем
На всех моторах клапаны приводятся непосредственно от распределительных валов через цилиндрические толкатели, служащие одновременно регулировочными элементами зазоров в приводе клапанов.
Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки).
В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов
Впускные и выпускные клапаны снабжены по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Головка блока центрируется на блоке двумя втулками и прикреплена к блоку десятью болтами
Между блоком и головкой установлена безусадочная металлоармированная прокладка. В верхней части головки блока цилиндров выполнено по пять опор подшипников скольжения двух распределительных валов
Нижние части опор выполнены за одно целое с головкой блока цилиндров, а верхние (крышки) прикреплены к головке болтами.
Отверстия опор обрабатывают в сборе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы, на каждую из них нанесен порядковый номер
На двигателях объемом 2,0 и 2,5 л с изменяемыми фазами газораспределения функцию передних опор выполняет суппорт системы динамической регулировки фаз газораспределения, который одновременно удерживает распределительные валы от осевого смещения.
Блок цилиндров представляет собой единую отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненные в виде перегородок картера
Цилиндры расточены непосредственно в теле блока. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных подшипников со съемными крышками, прикрепленными к блоку болтами.
Крышки коренных подшипников обработаны в сборе с блоком и невзаимозаменяемы
В постелях подшипников (в верхних частях опор) есть выходные отверстия масляных каналов, предназначенных для смазки коренных подшипников, и сквозные отверстия, в которые запрессованы шариковые клапаны с форсунками, через которые масло разбрызгивается на днища поршней и стенки цилиндров.
На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.
Коленчатый вал, изготовленный из высокопрочного чугуна, вращается в коренных подшипниках, снабженных стальными тонкостенными вкладышами с антифрикционным слоем
Верхние вкладыши, установленные в блоке цилиндров, имеют канавку на внутренней поверхности и сквозную прорезь, по которой из выходного отверстия масляного канала масло поступает к шариковому клапану с форсункой
В нижних вкладышах нет ни канавок, ни прорезей.
Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя одинаковыми упорными полукольцами, выполненными за одно целое с вкладышем среднего коренного подшипника.
К заднему концу коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик.
На переднем конце коленчатого вала установлена звездочка привода газораспределительного механизма и шкив привода вспомогательных агрегатов.
Двигатель объемом 2,5 л оснащен балансировочными валами 6 (рис.), изготовленными из чугуна. Валы установлены в корпусе 7, закрепленном в нижней части блока цилиндров.
Балансировочные валы соединены друг с другом косозубыми шестернями и приводятся во вращение от шестерни коленчатого вала, установленной на месте противовеса.
Балансировочные валы служат для уменьшения инерционных сил вертикальных колебаний, вызываемых перемещением деталей кривошипно-шатунного механизма.
Поршни с короткой юбкой изготовлены из алюминиевого сплава
На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец
Шесть сверлений в канавке маслосъемного кольца предназначены для отвода масла, снятого кольцом со стенок цилиндра. По двум из этих сверлений масло подводится к поршневому пальцу.
Поршневые пальцы трубчатого сечения установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным вкладышам
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. Шатуны обрабатывают в сборе с крышками.
Для того чтобы не перепутать их при сборке, на боковые поверхности шатунов и крышек нанесен порядковый номер цилиндра.
Распределительные валы литые, чугунные.
Газораспределительный механизм (рис.) закрыт пластмассовой крышкой головки блока цилиндров. В ней установлен маслоотделитель системы вентиляции картера.
Система смазки комбинированная
Масляный картер, отлитый из алюминиевого сплава, прикреплен снизу к блоку цилиндров. Фланец масляного картера уплотнен герметиком-прокладкой. В картере выполнено отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой.
Масляный фильтр полнопоточный, неразборный (как вариант может быть установлен разборный масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом из пористой бумаги), с перепускным и противодренажным клапанами.
Система вентиляции картера закрытая, принудительная, с отводом картерных газов через маслоотделитель в полость воздушного фильтра.
Система охлаждения двигателя герметичная, с расширительным бачком
Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива и регулятора давления топлива, установленных в модуле топливного насоса, компенсатора пульсаций давления топлива, форсунок и топливных трубопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.
Система рециркуляции отработавших газов с клапаном рециркуляции, приводимым в действие шаговым электродвигателем, по сигналам электронного блока системы управления двигателем перепускает часть отработавших газов во впускной трубопровод.
Этим достигается снижение токсичности выбросов автомобиля и соблюдение современных экологических норм.
Система зажигания микропроцессорная, состоит из индивидуальных катушек зажигания и свечей зажигания.
Катушками зажигания управляет электронный блок системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.
Система управления двигателем включает в себя электронный блок управления (контроллер), датчики температуры и абсолютного давления во впускной трубе, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала, положения распределительного вала, температуры наружного воздуха, концентрации кислорода (управляющий и диагностический), положения педалей акселератора, тормоза и сцепления, детонации, а также исполнительные устройства, разъемы и предохранители.
Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух передних, воспринимающих основную массу силового агрегата. и задней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
Система изменения фаз газораспределения двигателей 2,0 и 2,5 л.
Эта система позволяет установить оптимальные фазы газораспределения для каждого момента работы двигателя, чем, в свою очередь, достигается повышенная мощность, лучшая топливная экономичность и меньшая токсичность отработавших газов.
Механизм изменения фаз газораспределения установленный на впускном распределительном валу, по сигналу электронного блока управления двигателем поворачивает вал на необходимый угол в соответствии с режимом работы двигателя.
Механизм изменения фаз газораспределения представляет собой гидравлический механизм, соединенный с системой смазки двигателя.
Масло из системы смазки двигателя поступает через каналы в газораспределительный механизм
Ротор 2 поворачивает распределительный вал по команде блока управления двигателем.
Для определения мгновенного положения распределительного вала установлен датчик положения распределительного вала у задней части распределительного вала.
На шейке распределительного вала расположено задающее кольцо датчика положения.
На передней части головки блока цилиндров установлен суппорт 5 системы VCT, одновременно выполняющий функции крышек передних подшипников и держателя сальников распределительных валов.
На головке блока цилиндров закреплен электромагнитный клапан, гидравлически управляющий механизмом.
Электромагнитным клапаном, в свою очередь, управляет электронный блок управления двигателем.
Применение механизма VCT обеспечивает плавное изменение угла установки впускного распределительного вала в положения раннего и позднего открытия клапанов газораспределения
Блок управления определяет положение впускного распределительного вала по сигналам датчика фазы и датчика положения коленчатого вала и выдает команду на изменение положения вала
В соответствии с этой командой перемещается золотник электромагнитного клапана, например, в направлении большего опережения открытия впускных клапанов
При этом подаваемое под давлением масло поступает через канал в корпусе газораспределительного механизма в корпус механизма VCT и вызывает поворот распределительного вала в требуемом направлении.
При перемещении золотника в направлении, соответствующем более раннему открытию клапанов, канал для более позднего их открытия автоматически соединяется со сливным каналом.
Если распределительный вал повернулся на требуемый угол, золотник электромагнитного клапана по команде блока управления устанавливается в положение, при котором масло поддерживается под давлением по обе стороны каждой из лопастей ротора муфты
Если требуется поворот распределительного вала в сторону более позднего открытия клапанов, процесс регулирования проводится с подачей масла в обратном направлении.
Элементы системы VCT (электромагнитные клапаны и механизмы динамического изменения положения распределительных валов) представляют собой прецизионно изготовленные узлы
В связи с этим при выполнении технического обслуживания или ремонта системы изменения фаз газораспределения допускается лишь замена элементов системы в сборе.
Впускной коллектор пластиковый, с изменяемой геометрией и дополнительными вихревыми заслонками 3 на входе в каждый цилиндр.
При работе двигателя с малой нагрузкой вихревые заслонки закрыты и создают вихревое движение поступающей в цилиндр топливовоздушной смеси, что способствует более полному сгоранию топлива
Благодаря этому уменьшаются расход топлива и токсичность отработавших газов.
При повышении нагрузки вихревые заслонки открываются под действием разрежения, подводимого к приводу 1 заслонок через управляемый электронным блоком двигателя электромагнитный клапан
Рядом с клапаном управления вихревыми заслонками на головке блока цилиндров установлен электромагнитный клапан управления длиной каналов впускного коллектора.
Через этот клапан разрежение подводится к приводу 2 заслонок, изменяющих длину каналов впускного коллектора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. На неработающем двигателе заслонки 1 открыты
При пуске двигателя заслонки под действием разрежения закрываются и остаются закрытыми до тех пор, пока частота вращения коленчатого вала двигателя не превысит 4500 мин-1 - длина каналов впускного коллектора при этом минимальная
Если частота вращения становится выше указанного значения, по команде электронного блока управления двигателем открываются заслонки, в результате чего к каналам впускного коллектора подключается дополнительный объем.
Управление длиной каналов впускного коллектора позволяет улучшить наполнение цилиндров воздухом путем использования резонансного наддува, вследствие чего улучшаются показатели мощности и топливной экономичности двигателя
Возможные неисправности двигателя, их причины и методы исправления
Двигатель не пускается
- нет давления топлива в рампе:
Засорены топливопроводы - промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы;
Засорен топливный фильтр - замените;
Неисправен топливный насос - замените;
Неисправен регулятор давления топлива - замените;
Неисправна система зажигания - смотрите систему управления двигателем;
Неисправен датчик положения коленчатого вала - замените.
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу:
Недостаточное давление в топливной рампе - смотрите неисправность "Двигатель не пускается";
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или загрязнен дроссельный узел - замените дроссельный узел или промойте дроссельную заслонку;
Подсос воздуха через шланги вентиляции картера и шланг, соединяющий впускной коллектор с вакуумным усилителем тормозов - подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените
Неисправна система изменения фаз газораспределения - нужно провести диагностику и ремонт системы
Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист:
Неполное открытие дроссельной заслонки - промойте дроссельную заслонку или замените дроссельный узел
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки - замените дроссельный узел
Недостаточное давление топлива в топливной рампе - смотрите неисправность "Двигатель не пускается"
Загрязнен воздушный фильтр - замените фильтрующий элемент Как заменить элемент воздушного фильтра автомобиля Мазда 6
Неисправна система зажигания - смотрите "Система управления двигателем"
Нарушены зазоры в механизме привода клапанов - отрегулируйте зазоры Как отрегулировать зазоры клапанов двигателя Мазда 6
Недостаточная компрессия (ниже 1 МПа (10 кгс/см2)):
- - пробита прокладка головки блока цилиндров - замените прокладку;
- - прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец - очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените;
- - плохое прилегание клапанов к седлам - замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла;
- - чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец - замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры;
Неисправна система изменения фаз газораспределения - нужно провести диагностику и ремонт системы
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе
- использование масло несоответствующей марки
Замените масло рекомендованным
- разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости
Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости. Замените масло
- загрязнение рабочей полости или износ масляного насоса
Промойте или отремонтируйте масляный насос
- засорение масляного фильтра
Замените масляный фильтр
- ослабление крепления или засорение маслоприемника
Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр
- увеличенный зазор между вкладышами коренных или шатунных подшипников и шейками коленвала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
- трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей
Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок
- неплотная установка заглушек масляных каналов или их отсутствие
Восстановите герметичность заглушек, установите отсутствующие заглушки
Повышенный расход масла
- подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
- засорена система вентиляции картера
Промойте детали системы вентиляции картера Как прочистить систему вентиляции картера двигателя Мазда 6
- износ поршневых колец или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
- поломка поршневых колец
Замените кольца
- закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней
Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло
- износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов
Замените маслосъемные колпачки Замена маслосъемных колпачков двигателя Мазда 6
- повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический.
Обнаруживается стук при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала.
Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий, с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном повышении или снижении частоты вращения коленчатого вала
- недостаточное давление масла
Смотрите неисправность "Недостаточное давление масла на прогретом двигателе"
- ослаблены болты крепления маховика
Затяните болты рекомендуемым моментом Снятие и установка маховика двигателя Мазда 6
- увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
- увеличенный зазор в упорном подшипнике коленчатого вала
Замените упорные полукольца, проверьте зазор
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
- недостаточное давления масла
Смотрите неисправность "Недостаточное давление масла на прогретом двигателе"
- чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне
Замените кольца или поршни с кольцами
Повышенный шум газораспределительного механизма
- увеличены зазоры в механизме привода клапанов
Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов Как отрегулировать зазоры клапанов двигателя Мазда 6
- поломка клапанной пружины
Замените пружину
- чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой
Замените клапан и направляющую втулку
- износ кулачков распределительных валов
Замените распределительные валы
Стук на холодном двигателе, слышен в течение 2-3 минут после пуска и усиливающийся при повышении частоты вращения коленчатого вала
- увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
- ослабление крепления шкива коленчатого вала
Подтяните крепление
Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя
- использование масла несоответствующей марки
Замените масло
- увеличенный осевой зазор коленчатого вала
Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника
- увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике
Замените вкладыши переднего коренного подшипника
Стуки в прогретом двигателе в режиме холостого хода
- ослабление натяжения или износ ремня привода вспомогательных агрегатов
Замените ремень
- увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней
Замените поршни и пальцы
- шум деталей механизма газораспределения
Смотрим неисправность "Повышенный шум газораспределительного механизма"
- использование некондиционного масла
Замените масло
- увеличенный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
- непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна
Замените шатун
Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала
- поломка ступицы шкива коленчатого вала
Замените поврежденные детали
- трещины или разрывы на ремне вспомогательных агрегатов
Замените поврежденный ремень
- ослаблено крепление маховика Снятие и установка маховика двигателя Мазда 6
Затяните болты крепления маховика
- чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала
Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши
Повышенная вибрация двигателя
- дисбаланс коленчатого вала
Снимите и отбалансируйте коленчатый вал
- установлены поршни разной массы
Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе
- неодинаковые зазоры в механизме привода клапанов
Отрегулируйте зазоры
- неодинаковые значения компрессии в цилиндрах
Проверить компрессию и заменить неисправные детали
- подушки опор подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели Как заменить опоры силовой установки автомобиля Мазда 6
Замените опоры
- ослаблено крепление шкива коленчатого вала или шкивов вспомогательных агрегатов
Подтяните крепление
Перегрев двигателя
- недостаточное количество жидкости в системе охлаждения
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
- сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
- неисправен термостат
Замените термостат
- неисправен электровентилятор системы охлаждения
Проверьте электродвигатель вентилятора, неисправные детали замените
- неисправен клапан пробки расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)
Замените пробку расширительного бачка
- использование бензина с пониженным октановым числом
Залейте кондиционный бензин
- повреждена прокладка головки блока цилиндров
Замените прокладку
При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление - признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым - признак слишком богатой смеси из-за неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду - нормальное явление.
Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше, конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечет охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель: он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему поработать на холостых оборотах, при этом в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка - на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки вам обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, так вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.
Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях эта мера направлена лишь на то, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Такой прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом стояночном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости