Электрооборудование автомобиля выпол­нено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электро­энергии соединены с «массой»

Функцию вто­рого провода выполняет кузов автомобиля.

Электрические цепи системы управления дви­гателем выполнены по мнсгопроводной схеме и соединены с «массой» автомобиля только через электронный блок управления

Питание потребителей осуществляется от аккумулятор­ной батареи (при неработающем двигателе) и генератора (при работающем двигателе).

Для коммутации основных цепей автомоби­ля служит комбинированный выключатель (за­мок) зажигания, состоящий из контактной ча­сти и механического противоугонного устрой­ства с замком.

Для удобства работы и просмотра схемы разделены по участкам цепи

Схема 1а

Схема 1б

Схема 1в

Схема 1г

Схема 1д

Любые работы с электрооборудованием ав­томобиля проводите только при отключен­ной аккумуляторной батарее.

Отсоединять или подсоединять аккумуля­торную батарею можно только при выклю­ченном зажигании.

При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования. Запрещается применять предохранители, не предусмотренные конструкцией автомо­биля или рассчитанные на больший ток, а также использовать вместо предохраните­лей проволоку.

При замене предохранителей запрещается применять отвертки, поскольку это может привести к короткому замыканию в цепях электрооборудования.

Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе во из­бежание выхода из строя регулятора напря­жения и элементов электронного оборудова­ния автомобиля.

При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять прово­да от клемм аккумуляторной батареи, гене­ратора и контроллера.

Схема 2а

Схема 2б

Схема 2в

Схема 2г

Схема 2д

Схема 2е

Схема 2ж

Схема 2з

Схема 2и

Схема 2к

Схема 2л

Схема 2м

В состав типичной электрической цепи мо­гут входить основной электрический элемент, различные выключатели, реле, электромото­ры, предохранители, плавкие вставки или пре­рыватели цепи, относящиеся к данному эле­менту, проводка и контактные разъемы, служа­щие для соединения основного элемента с аккумуляторной батареей и «массой» кузова.

Перед тем как приступить к работе по уст­ранению неисправностей в какой-либо элект­рической цепи, внимательно изучите соответ­ствующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назна­чение

Круг поиска неисправности обычно су­жается за счет постепенного определения и исключения нормально функционирующих элементов того же контура.

При одновремен­ном выходе из строя нескольких элементов или контуров наиболее вероятной причиной отказа является перегорание соответствую­щего предохранителя либо нарушение кон­такта с «массой» (разные цепи во многих слу­чаях могут замыкаться на один предохрани­тель или вывод заземления).

Схема 3. Генератор

Схема 4а. Система пуска двигателя

Схема 4б. Система пуска двигателя

Схема 5а. Система охлаждения двигателя

Схема 5б. Система охлаждения двигателя

Схема 6. Система питания двигателя

Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, таки­ми как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя, перегорание плав­кой вставки или повреждение реле.

Визуаль­но проверьте состояние всех предохраните­лей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более детальной проверке исправности ее компонентов.

В случае применения для поиска неисправ­ности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в какие точки кон­тура и в какой последовательности следует подключать прибор для наиболее эффектив­ного выявления неисправности.

В число основных диагностических приборов входят тестер электрических цепей или вольт­метр (можно использовать и 12-вольтовую кон­трольную лампу с комплектом соединительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник пи­тания и комплект соединительных проводов.

Кроме того, всегда следует иметь в автомоби­ле комплект проводов для пуска двигателя от постороннего источника (аккумуляторной батареи другого автомобиля), оборудованных зажимами типа «крокодил» и желательно пре­рывателем электрической цепи. Их можно при­менять для шунтирования и подключения раз­личных элементов электрооборудования при диагностике цепи.

Как уже было упомянуто, пе­ред тем как приступить к проверке цепи с помо­щью диагностического оборудования, опреде­лите по схемам места его подключения

Проверки наличия напряжения питания проводятся в случае нарушения электрической цепи

Подключите один из проводов тестера электрических цепей к отрицательной клемме аккумуляторной батареи либо обеспечьте хо­роший контакт с кузовом автомобиля.

Другой провод тестера подсоедините к контакту разъе­ма проверяемой цепи, предпочтительно бли­жайшему к аккумуляторной батарее или предо­хранителю

Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном от­резке цепи есть, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумулятор­ной батареей

Действуя таким же образом, ис­следуйте остальную часть цепи.

Обнаружение нарушения напряжения питания свидетельст­вует о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ра­нее (где было напряжение питания)

В боль­шинстве случаев причина отказа заключается в ослаблении контактных разъемов и повреж­дении самих контактов (окисление)

Схема 7а. Система управления АКПП

Схема 7б. Система управления АКПП

Схема 7в. Система управления АКПП

Схема 7г. Система управления АКПП

Схема 7д. Система управления АКПП

Схема 7е. Система управления АКПП

Поиски места короткого замыкания

Од­ним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя и под­ключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в цепи должно отсут­ствовать

Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начнет мигать, где-то в данном жгуте проводов есть замыка­ние на «массу», возможно, вызванное перети­ранием изоляции проводов

Аналогичная про­верка может быть проведена для каждого из компонентов электрической цепи путем вклю­чения соответствующих выключателей.

Проверка надежности контакта с «мас­сой»

Отсоедините аккумуляторную батарею и подсоедините к точке с заведомо хорошим контактом с «массой» один из проводов лам­пы-пробника, имеющей автономный источник питания

Другой провод лампы подключите к проверяемому жгуту проводов или контакту разъема. Если лампа загорается, контакт с «массой» в порядке (и наоборот).

Схема 8а. Блок-фары

Схема 8б. Блок-фары

Схема 8в. Блок-фары

Схема 8г. Блок-фары

Схема 8д. Блок-фары

Схема 8е. Блок-фары

Схема, 8ж. Блок-фары

Схема 9а. Противотуманные фары

Схема 9б. Противотуманные фары

Схема 19а. Указатели поворота и аварийная сигнализация

Проверка на отсутствие обрыва прово­дится для обнаружения обрывов электрической цепи.

После отключения питания контура про­верьте его с помощью лампы-пробника с авто­номным источником питания.

Подключите про­вода пробника к обоим концам цепи.

Если кон­трольная лампа загорается, обрыва в цепи нет. Если лампа не загорается, то это свидетельст­вует о наличии в цепи обрыва.

Аналогичным об­разом можно проверить и исправность выклю­чателя, подсоединив пробник к его контактам.

При переводе выключателя в положение «ВКЛ» лампа пробника должна загораться.

 Локализация места обрыва

При диагнос­тике подозреваемого в наличии обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как бывает тяжело визуально про­верить клеммы на появление коррозии или на­рушение качества их контактов из-за ограни­ченного доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом контактного разъема).

Резкое подер­гивание корпуса колодки жгута проводов на датчике или самого жгута проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта

Не забывайте об этом при попытках локализа­ции причины отказа цепи, подозреваемой в на­личии обрыва

Нестабильно возникающие от­казы могут быть следствием окисления клемм или нарушения качества контактов.

Схема 10б. Указатели поворота и аварийная сигнализация

Схема 11. Фонарь заднего хода

Схема 12а. Стоп-сигналы

Схема 12б. Стоп-сигналы (кузов седан и хэтчбек)

Схема 12в. Стоп-сигналы (кузов универсал)

Схема 12г. Стоп-сигналы (седан и хетчбек)

Схема 13а. Стеклоподъемники

Схема 13б. Стеклоподъемники

Схема 13в. Стеклоподъемники

Схема 13г. Стеклоподъемники

Схема 13д. Стеклоподъемники

Схема 13е. Стеклоподъемники

Схема 13ж. Стеклоподъемники

Схема 13з. Стеклоподъемники

Схема 14а. Стеклоочиститель ветрового окна

Схема 14б. Стеклоочиститель ветрового окна

Схема 14в. Стеклоочиститель ветрового окна

Схема 15. Стеклоочиститель ветрового окна

Диагностика неисправностей электричес­ких цепей не представляет собой трудную за­дачу при условии четкого представления то­го, что электрический ток поступает ко всем потребителям (лампа, электромотор и т.п.) от аккумуляторной батареи по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею че­рез «массу» (кузов) автомобиля.

Любые про­блемы, связанные с отказом электрообору­дования, могут быть вызваны прекращением подачи на них электрического тока от бата­реи или возврата тока в батарею.