Разборку двигателя мы рассмотрели в статье – «Разборка двигателя».

Там мы рассмотрели, как снять коленчатый вал.

Рассмотрим, как разобрать сам коленчатый вал и продефектировать.

Перед разборкой коленчатого вала нужно его промыть бензином и просушить.

Осмотреть коленчатый вал. Если на нем имеются трещины или сильные задиры, то коленчатый вал ремонту не подлежит.

Разбираем коленчатый вал как для замены, так и для расточки.

 Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Трехпалым съемником спрессовываем шестерню приводов вместе с упорной шайбой

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

На упорной шайбе имеется фаска, при сборке нужно, чтобы фаской шайба устанавливалась к противовесу коленчатого вала

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Тонким зубилом выбиваем шпонку шестерни

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Снимаем упорные шайбы ограничения осевого перемещения коленчатого вала

Переднюю шайбу удерживают от проворачивания два штифта.

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Один штифт установлен в блоке, а второй на крышке первого коренного подшипника

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Прямоугольный выступ задней шайбы устанавливаем в паз с другой стороны крышки первого коренного подшипника

Если на коренных и шатунных шейках есть незначительные риски, царапины, задиры или овальность шеек превышает 0,01 мм, шейки нужно прошлифовать под ремонтный размер.

После шлифовки шейки необходимо отполировать.

Острые кромки фасок масляных каналов притупить абразивным конусом.

Ремонтные размеры шеек вала приведены в таблице.

Номинальные и предельно допустимые размеры двигателя мод. 402

Наименование

детали

 

Номинальный

диаметр, мм

 

Наименование

сопрягаемых

деталей

Номинальный

диаметр, мм

 

 

 

 

 

 

 

Коленчатый

вал

 

64,0 -0,02

 

 

 

 

 

 

Вкладыши

коренных

подшипников

 

68,5 +0,019 – 2 (2,25 -0,01)  

68,5 +0,019 – 2 (2,25 -0,017)

1-й ремонтный

размер  

63,75 -0,02

1-й размер

68,5 +0,019 – 2 (2,375 -0,01)   

68,5 +0,019 – 2 (2,375 -0,017)

2-й ремонтный

размер 

63,5 -0,02

2-й размер

68,5 +0,019 – 2 (2,5 -0,01)

68,5 +0,019 – 2 (2,5 -0,017)

3-й ремонтный

размер

63,25 -0,02

3-й размер 

68,5 +0,019 – 2 (2,265 -0,01)  

68,5 +0,019 – 2 (2,265 -0,017)

 

 

 

 

 

 

Коленчатый

вал

 

58,0 -0,02

 

 

 

 

 

 

Вкладыши

шатунных

подшипников

 

61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,005)

61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,012)

1-й ремонтный

размер

57,75 -0,02

1-й размер  

61,5 +0,019 – 2 (1,875 -0,005)

61,5 +0,019 – 2 (1,875 -0,012)

2-й ремонтный

размер

57,5 -0,02

 

2-й размер 

61,5 +0,019 – 2 (2,0 -0,005

61,5 +0,019 – 2 (2,0 -0,012)

3-й ремонтный

размер   

57,25 -0,02

 

3-й ремонтный размер

61,5 +0,019 – 2 (2,125 -0,005)

61,5 +0,019 – 2 (2,125 -0,012)

Подшипник

носка

первичного

вала коробки

передач

40,0 -0,011

 

Коленчатый

вал

 

40,0 -0,012  

 

40,0 -0,028

 

Маховик

 

122,0 +0,04

 

Коленчатый

вал

122,0 -0,028

 

Маховик

320,0 +0,64

320,0 +0,54

Зубчатый

венец

320,0 +0,15

 

Коленчатый

вал

 

38,0 +0,05

длина первой

коренной шейки

 

Постель 1-го

коренного

подшипника и

упорные шайбы

33,0 -0,05 + 2,5 -0,05 + 2,35±0,025

 ширина постели + толщина шайб

Коленчатый

вал

 

38,0 +0,02

 

38,0 +0,003

Ступица шкива

 

38,0 +0,007

 

38,0 -0,02

Шкив

коленвала

57,0 +0,06

 

Ступица шкива

 

57,0 -0,06

Коленвал

40,0 +0,027

40,0 +0,009

 

Шестерня

коленчатого

вала

40,0 +0,027

 

Коленвал

40,0 +0,027

  

40,0 +0,009

Упорная шайба

 

40,0 +0,25

  

40,0 +0,08

Посадка сопрягаемых деталей коленчатого вала

Наименование

детали

 

Зазор, мм

Натяг, мм

min

max

min

max

 

 

 

 

 

 

 

 

Коленчатый

вал

0,02

 

0,073

 

__

 

1-й

ремонтный

размер

0,02

1-й

ремонтный

размер

0,073

   1-й

размер

  

   —

1-й

размер

 

2-й

ремонтный

размер

0,02

2-й

ремонтный

размер

0,073

2-й

размер

  

   __

2-й

размер

  

   __

3-й

ремонтный

размер

0,02

3-й

ремонтный

размер

0,073

3-й

размер

 

   __

   3-й

размер

  

   __

Коленчатый

вал

 

0,01

0,063

1-й

ремонтный

размер

0,01

1-й

ремонтный

размер

0,063

1-й

размер

  

   __

1-й

размер

  

   __

2-й

ремонтный

размер

0,01

2-й

ремонтный

размер

0,063

2-й

размер

 

   __

2-й

размер

  

   __

3-й

ремонтный

размер

0,01

3-й

ремонтный

размер

0,063

   3-й

размер

  

   __

3-й

размер

  

   __

Подшипник

носка

первичного

вала коробки

передач

 

 

 

 

 

 

0,001

 

 

 

0,028

 

Маховик

0

0,068

Маховик

0,39

0,64

Коленчатый

вал

0,125

 

0,325

 

Коленчатый

вал

0,04

 

0,004

 

Шкив

коленвала

0

 

0,12

 

Коленвал

0,018

0,027

Коленвал

0,053

0,241

После расточки выворачиваем заглушки каналов коленчатого вала. Промываем каналы дизельным топливом или керосином и продуваем сжатым воздухом.

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Заворачиваем пробки и затягиваем моментом 38–42 Н·м (3,8–4,2 кгс·м)

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Бородком раскерниваем кромки заглушек

После шлифовки шеек коленчатого вала нужно устанавливать вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.

Осмотреть вкладыши коренных подшипников. Если на них есть риски, задиры, царапины, отслоения, вкрапления твердых частиц и т.д., вкладыши заменить.

Осмотреть маховик.

Если повреждены зубья венца маховика, есть задиры, царапины и т.д. на поверхности, прилегающей к ведомому диску сцепления, маховик заменить.

Если на маховике есть трещины, его также нужно заменить.

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Осмотреть сальник коленвала в крышке распределительных звездочек.

Если сальник поврежден (надрывы, вырывы, большой износ рабочей кромки и т.д.), его нужно вынуть из крышки с помощью отвертки и запрессовать новый.

При большом пробеге автомобиля рекомендуется заменить сальник.

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Заменить набивку заднего уплотнения коленчатого вала в постели коренного подшипника и в держателе.

Удалить старую набивку и вложить новую длиной примерно 120 мм.

Обрезать концы набивки так, чтобы она выступала над плоскостью постели и держателя на 0,5–1,0 мм (Выполняем в том случае если на двигателе стоит набивка, если сальник эту операцию выполнять не надо, нужно заменить сальник).

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Обжать набивку, для этого уложить в постель подшипника оправку 1, установить держатель 4 и крышку коренного подшипника и затянуть гайки 3 и болты 2.

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

На рисунке размеры оправки для обжатия набивки коленчатого вала.

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Заменить резиновые уплотнители 1 (флажки).

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

В отверстие коленчатого вала со стороны маховика запрессован подшипник носка первичного вала, закрытого типа. Осмотреть подшипник, при обнаружении дефектов (большой люфт, заедание, повреждение защитных колец и т.д.) выпрессовать его из коленвала при помощи съемника.

Запрессовать новый подшипник заподлицо с нижней гранью фаски отверстия в коленвале.