Система смазки комбиниро­ванная: наиболее нагруженные детали сма­зываются под давлением, а остальные - или направленным разбрызгиванием, или раз­брызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми деталями

рис. 1. Система смазки двигателя: 1 - масляный насос, 2 - дренажный канал, 3  - масляный фильтр, 4 - масляная форсунка

Давление в системе смазки создается, шес­теренчатым масляным насосом), установ­ленным снаружи в передней части блока цилиндров и приводимым в действие цепью от переднего конца коленчатого вала. На­сос выполнен с внутренним трохоидальным зацеплением шестерен.

Насос всасывает масло из масляного карте­ра двигателя через маслоприемник с сетчатым фильтром и через полнопоточный масляный фильтр 3 с фильтрующим элементом из пористой бумаги подает его в главную масляную магистраль, расположенную в тело блока ци­линдров

От главной масляной магистрали отходят кана­лы подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала

К шатунным подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле коленчатого вала.

От главной масляной магистрали отходит вертикальный канал под­вода масла к подшипникам распределительных валов

Помимо этого от главной масляной магистрали двигателя масло подается под дав­лением к масляным форсункам 4 для охлажде­ния и смазки поршней, а также к натяжителю цепи и в систему изменения фаз газораспре­деления.

Для смазки подшипников распределительных валов масло из вертикального канала поступает в центральные осевые каналы распределитель­ных валов через радиальные отверстия в шайках крайних подшипников и распределяется по ка­налам к остальным подшипникам.

Кулачки распределительных валов смазы­ваются маслом, поступающим из центральных осевых каналов через радиальные отверстия в кулачках.

Излишнее масло сливается из головки блока в масляный картер через дре­нажный канал 2.

Для охлаждения масла между картером двигателя и масляным фильтром установлен теплообменник, соединенный с системой ох­лаждения двигателя.

Возможные неисправности масляной системы и способы устранения

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе:

  • - использование масло несоответствующей марки - Замените масло рекомендованным
  • - разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости - Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости. Замените масло
  • - загрязнение рабочей полости или износ масляного насоса - Промойте или отремонтируйте масляный насос
  • - засорение масляного фильтра - Замените масляный фильтр
  • - ослабление крепления или засорение маслоприемника - Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр
  • - увеличенный зазор между вкладышами коренных или шатунных подшипников и шейками коленвала - Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
  • - трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей - Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок
  • - неплотная установка заглушек масляных каналов или их отсутствие - Восстановите герметичность заглушек, установите отсутствующие заглушки

Повышенный расход масла:

  • - подтекание масла через уплотнения двигателя - Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
  • - засорена система вентиляции картера - Промойте детали системы вентиляции картера
  • - износ поршневых колец или цилиндров двигателя - Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
  • - поломка поршневых колец - Замените кольца
  • - закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней - Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло
  • - износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов - Замените маслосъемные колпачки
  • - повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок - Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров