Коленчатый вал снимаем при капитальном ремонте двигателя
Снимите головку цилиндров, зубчатые ремни, поддон, масляный насос, маховик, и задний сальник
Переверните двигатель. Отверните болты поддона, обратив внимание на их расположение.

Снимите поддон, вскрыв уплотнение герметиком специальной выколоткой и постучав по углам резиновой киянкой. На небольшой части автомобилей поддон устанавливается на прокладке.
Снимите маслоприемник. Очистите разъемные плоскости поддона, промойте маслоприемник.
Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень был в НМТ (нижней мертвой точке). Отверните две гайки крепления крышки шатуна.
Снимите крышку шатуна. Если демонтаж крышки затруднен, предварительно строньте ее несильными ударами молотка. Номер цилиндра на крышке может быть не виден, в этом случае промаркируйте крышку номером цилиндра.
Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра и осторожно выньте поршень с шатуном из цилиндра. При этом следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна не касалась зеркала цилиндра, иначе зеркало можно повредить. Аналогичным образом снимите остальные поршни.
Если предполагается снимать поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке. На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он не виден, промаркируйте шатун.
Снимите маховик.
Отверните по два болта крепления пяти крышек коренных подшипников.
Снимите крышки.
Снимите коленчатый вал.
Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников и из постелей блока. Если не предполагается замена вкладышей, по мере снятия промаркируйте на нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей.

Если на поверхностях, по которым работают сальники (рис. 2), есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо заменить.
Промерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала.
Номинальные диаметры шеек коленчатого вала, мм: коренных - 56,98-57,00; шатунных - 44,98-45,00. Если износ шеек превышает 0,03 мм или овальность шеек превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.

Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:
- первый - 0,25 мм;
- второй - 0,5 мм;
- третий - 0,75 мм;
- четвертый - 1,00 мм.
Если на коренных и шатунных шейках (1) есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.

Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После отполируйте шейки и притупите острые кромки фасок масляных каналов (2) абразивным конусом (рис. 4).
Промойте коленчатый вал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек установите вкладыши ремонтных размеров.
Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите коленчатый вал и коренные вкладыши в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников.
Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала (рис. 5).

Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите стрелку индикатора на (0). Сдвиньте вал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала равен 0,05-0,18 мм, предельно допустимый - 0,25 мм.
Если зазор превышает предельно допустимый, замените коренной подшипник 4 (рис. 6).
Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Если на них есть трещины, задиры, выкрашивание - замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины:
- первый - на 0,25 мм;
- второй - на 0,5 мм;
- третий - на 0,75 мм;
- четвертый - на 1,00 мм.
Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметр шеек и диаметры коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор.
Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала равны:
- коренные подшипники (номинальный) - 0,02-0,04 мм,
- предельно допустимый - 0,1 мм;
- шатунные подшипники (номинальный) - 0,02-0,05 мм,
- предельно допустимый - 0,1 мм.
Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.
В специализированной мастерской можно замерить биение шеек коленчатого вала. Биение должно составлять коренные шейки - не более 0,03 мм;
Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленчатого вала.

При этом не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.

Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.

Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его надо заменить.

Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить.
Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив их диаметры
Сборка
Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях.
Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке. Обратите внимание, что вкладыши устанавливаются согласно рис. 6. При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей. Смажьте вкладыши моторным маслом.
Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке. При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек. Смажьте вкладыши моторным маслом.
Установите крышки в соответствии с метками. На крышках нанесены метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра. При этом номера цилиндров считаются со стороны привода распределительного вала.
Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления крышек тонким слоем.

Заверните болты и затяните их требуемым моментом (см. в конце статьи) в следующем порядке (рис. 11): первыми затяните болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой. После затяжки болтов проверните на 2-3 оборота коленчатый вал - он должен вращаться легко, без заеданий.
Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.
Установите масляный насос и заверните болты его крепления.
Установите поддон в обратном порядке.

Нанесите герметик MZ 100168 (или эквивалентный) на плоскость поддона, руководствуясь иллюстрацией.
Затяните болты поддона равномерно с моментом 7 Нм.
Моменты затяжки:
- - болт крышки коренного подшипника: 25 Нм+90˚ оборота;
- - гайка крышки шатуна: 20 Нм+90˚ оборота;
- - гайка и болт маслоприемника: 19 Нм;
- - сливная масляная пробка: 40 Нм