На автомобиле с механической коробкой передач установлено однодисковое сцепление сухого типа центральной нажимной диафрагменной пружиной. Привод выключения сцепления гидравлический.

Рабочую жидкость в системе гидропривода выключения сцепления необходимо регулярно заменять в соответствии с планом технического обслуживания.

Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику. Она представляет собой стальной кожух, в котором установлены нажимной диск и нажимная диафрагменная пружина. Между нажимным диском и маховиком расположен ведомый диск.

Детали сцепления: 1 - ведомый диск; 2 - нажимной диск в сборе; 3 - болт крепления нажимного диска; 4 - выжимной подшипник; 5 - пружины крепления выжимного подшипника; 6 - вилка выключения сцепления; 7 - упор; 8 - чехол вилки

К обеим его сторонам приклепаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с четырьмя цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.

Гидропривод выключения сцепления состоит из главного и рабочего цилиндров выключения сцепления, связанных трубопроводом. В гидгидроприводе сцепления используется тормозная жидкость.

Гидропривод выключения сцепления: 1 - кронштейн крепления трубопровода; 2 - трубопровод; 3 - бачок с рабочей жидкостью; 4 - главный цилиндр; 5 - гайки; 6 - болты; 7 -рабочий цилиндр; 8 - прокачной штуцер; 9 - уплотнительные шайбы; 10 - соединительный шланг; 11 - болт-штуцер; 12 - элементы соединяющие трубопровод и соединительный шланг

Рабочий цилиндр 1 установлен на кожухе сцепления и воздействует на выжимной подшипник через вилку выключения сцепления 2.

Сцепление - проверка технического состояния

Срок службы сцепления зависит от условий эксплуатации и стиля вождения. Эксплуатация автомобиля с максимальной нагрузкой или по бездорожью, буксировка прицепа, неполное выключение сцепления (при трогании, во время ускорения и движения), а также длительное удержание выжатой педали сцепления при работающем двигателе значительно сокращают срок службы деталей сцепления.

Сцепление во включенном состоянии (при отпущенной педали) должно без «пробуксовки» передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии, а при нажатой педали сцепления полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления должно быть плавным без рывков.

Последовательность выполнения

Проверяем уровень жидкости в бачке главного цилиндра. Он должен находиться между кольцевыми метками максимального 1 и минимального 2 уровня.

При необходимости доливаем в бачок тормозную жидкость.

При неработающем двигателе нажимаем педаль сцепления несколько раз. Убеждаемся в отсутствии заеданий в механизме привода выключения сцепления, в отсутствии скрипов, стуков и других посторонних шумов.

Запускаем двигатель. Если из картера сцепления слышен воющий звук, усиливающийся при нажатии педали сцепления, вероятнее всего, изношен выжимной подшипник сцепления.

При работающем двигателе нажимаем педаль сцепления до упора и включаем передачу. Включение должно быть легким, без треска и хруста. Если при включении передач слышен треск, а выключение затруднено, значит, сцепление выключается не полностью — необходимо прокачать его гидропривод. Если воздуха в приводе нет, неисправность может быть вызвана неисправностью главного цилиндра сцепления, рабочего цилиндра сцепления, износом или потерей упругости диафрагменной пружины сцепления. Для замены этих деталей целесообразно обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

При работающем двигателе и включенной первой передаче, постепенно отпуская педаль сцепления, проверяем плавность включения сцепления и убеждаемся в отсутствии при этом рывков или посторонних звуков. Рывки и дребезг в момент включения сцепления могут быть вызваны замасливанием или короблением дисков сцепления или разрушением демпфера крутильных колебаний.

В движении на третьей или четвертой передачах резко нажимаем педаль газа. Если обороты коленчатого вала возрастают быстро, а автомобиль ускоряется вяло сцепление пробуксовывает. Также об этом свидетельствует появление в салоне запаха гари, издаваемого сильно нагретыми фрикционными накладками ведомого диска. Для устранения данной неисправности необходимо заменить сцепление.

Если вышеперечисленные признаки неисправностей в процессе диагностики сцепления не выявлены, сцепление находится в технически исправном состоянии.

Гидропривод выключения сцепления прокачка

Исправная работа гидропривода выключения сцепления возможна только при отсутствии воздуха в системе, иначе сцепление не будет полностью выключаться, и переключение передач будет затруднено или невозможно. Воздух в систему может попасть при понижении уровня жидкости в главном тормозном цилиндре ниже допустимого предела или в результате нарушения герметичности соединений. Герметичность необходимо восстановить, заменив поврежденные детали, а затем, для удаления воздуха прокачать гидропривод выключения сцепления.

Для выполнения работы потребуются прозрачная гибкая трубка с внутренним диаметром 4-5 мм, емкость объемом около 0,5 ли новая тормозная жидкость. Если жидкость с системы была полностью слита, то чтобы ускорить процесс, работу можно выполнить с помощником.

Последовательность выполнения

Подготавливаем автомобиль к выполнению работ

Отворачиваем против часовой стрелки и снимаем крышку бачка главного цилиндра. При необходимости доливаем в бачок тормозную жидкость

Помощник нажимает педаль сцепления 15 раз до упора и отпускает.

Очищаем прокачной штуцер рабочего цилиндра сцепления от грязи. Снимаем с него защитный резиновый колпачок.

Надеваем на штуцер накидной ключ на 10 мм и прозрачную трубку. Другой конец трубки опускаем в емкость.

Помощник нажимает педаль сцепления, и удерживает ее нажатой.

Накидным ключом отворачиваем прокачной штуцер до начала выхода из него жидкости.

После того как тормозная жидкость перестанет выходить из трубки, заворачиваем прокачной штуцер.

Выждав 5-10 секунд, повторяем операции. Работу повторяем пока не перестанут выходить пузырьки воздуха.

Снимаем трубку, ключ и надеваем на прокачной штуцер защитный колпачок.

Проверяем уровень тормозной жидкости и при необходимости доводим его до нормы.