Система выпуска отработавших газов предназначена для отвода отработавших газов от цилиндров двигателя, а также для уменьшения шума от работы двигателя.

В состав элементов системы выпуска отработавших газов входят:

Выпускной коллектор, установленный на блоке цилиндров с правой стороны.

Приемная труба с каталитическим нейтрализатором 2. Каталитический нейтрализатор предназначен для снижения токсичности отработавших газов и, прежде всего, уменьшения выброса продуктов не полного сгорания топлива. Нейтрализатор представляет собой емкость все внутреннее пространство, которой заполнено трубчатыми сотами.

В приемную трубу встроена виброизолирующая муфта 1 сильфон, предназначенная для снижения передачи вибраций на кузов и уменьшения нагрузки на систему при колебаниях силового агрегата.

Промежуточная труба с дополнительным каталитическим нейтрализатором.

Глушитель.

Выхлопная труба.

Соединение элементов выполнено жестким и уплотнено прокладкой.

Система выпуска подвешена на резиновых опорах подушках. Эти подушки надеты на кронштейны системы выпуска отработавших газов и кронштейны кузова.

От воздействия высокой температуры (отдельные элементы системы выпуска отработавших газов разогреваются свыше 300°С) детали автомобиля защищают термозащитные экраны, расположенные на выпускном коллекторе и на кузове автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля элементы выпускной системы подвергаются воздействию высокой температуры, вибрации, а также воды, снега и реагентов, которыми поливают дорогу зимой. Поэтому, как правило, отдельные элементы системы выпуска отработавших газов служат на автомобиле не более пяти лет. Перегорают перегородки в глушителе, появляется сквозная коррозия, нарушается герметичность соединения элементов системы выпуска. Такие неисправности приводят к повышению уровня шума выхлопа работающего двигателя.

Система выпуска отработавших газов проверка технического состояния

Проверять состояние системы выпуска отработавших газов необходимо в строгом соответствии с планом технического обслуживания, а также, если шум выхлопа стал усиливаться.

Повышение уровня шума выхлопа работающего двигателя свидетельствует о негерметичности системы выпуска отработавших газов. Места нарушения герметичности определяем визуально по следам нагара. Место прорыва газов можно обнаружить, проводя рукой возле деталей выпускной системы, не касаясь их! Это может быть полезно, когда повреждение не удалось обнаружить по нагару (например, когда газы прорываются вверх, наблюдая снизу, место прорыва обнаружить затруднительно).

Неисправность каталитического нейтрализатора осмотром не определить. Признаками неисправности каталитического нейтрализатора могут быть заметная потеря мощности двигателя и неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.

Предупреждение!

Во избежание получения ожогов работу следует выполнять после остывания деталей системы выпуска отработавших газов до безопасной температуры. Выполняя проверку при работающем двигателе, не прикасайтесь к разогретым деталям.

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.

Последовательность выполнения

Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

Внешним осмотром проверяем целостность корпуса каталитического нейтрализатора и виброизолирующей муфты, убеждаемся в надежном креплении термозащитного экрана.

Проверяем состояние дополнительного каталитического нейтрализатора 1, подушку подвески 2, надежность крепления термозащитного экрана 3 и состояние фланцевого соединения 4.

Замечание: При осмотре убеждаемся в отсутствии механических повреждений на деталях системы выпуска отработавших газов, обращая особое внимание низко расположенным элементам.

Аналогично проверяем состояние глушителя.

Проверяем состояние других фланцевых соединений, подушек подвески и крепления термозащитных экранов.

Рекомендация. Неисправные элементы системы, поврежденные сквозной коррозией, необходимо заменить.

Восстановление герметичности системы выпуска отработавших газов с помощью сварки дает только кратковременный эффект. Прорыв газов через фланцевое соединение можно попробовать устранить подтягиванием гаек крепления. Если это не поможет, следует заменить уплотнительную прокладку.

Неисправные подушки подвески, имеющие трещины, разрывы и другие повреждения, также необходимо заменить (см. ниже). Следует заменить деформированные элементы, если они вызывают соударения элементов системы с другими деталями автомобиля или препятствует движению отработавших газов, при необходимости подтянуть болты крепления термозащитных экранов.

Подушки подвески системы выпуска замена

Заменять подушки подвески системы выпуска отработавших газов можно в произвольном порядке. Старые неисправные подушки можно просто разрезать ножом и удалить. При замене других элементов выпускной системы, исправные подушки следует снимать аккуратно, чтобы их можно было использовать в дальнейшем.

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.

Последовательность выполнения

Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

Предупреждение!

Во избежание получения ожогов работу следует выполнять после остывания деталей системы выпуска отработавших газов до безопасной температуры.

Чтобы снять заднюю подушку выхлопной трубы, монтажной лопаткой сдвигаем ее с кронштейнов кузова.

Снимаем подушку с кронштейна выхлопной трубы.

Для облегчения снятия подушки, обработайте ее силиконовой смазкой в аэрозольной упаковке. Перед установкой новой подушки ее отверстия также можно обработать силиконовой смазкой.

Устанавливаем подушку подвески системы выпуска отработавших газов, последовательно надевая ee на кронштейны.

Аналогично заменяем остальные подушки.

Глушитель замена

Заменяем глушитель при прогаре перегородок или корпуса, а также при появлении на выходных патрубках трещин и других механических повреждений. Необходимость выполнения данной работы должна быть определена в ходе проверки технического состояния системы выпуска отработавших газов.

Замечание. Попытка восстановить глушитель с использованием сварки или другими способами дает кратковременный эффект.

Предупреждение!

Во избежание получения ожогов работу следует выполнять после остывания деталей системы выпуска отработавших газов до безопасной температуры.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада.

Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

Металлической щеткой очищаем гайки и резьбовую часть болтов крепления глушителя к промежуточной трубе, и обрабатываем их проникающей смазкой.

Накидным ключом на 15 мм отворачиваем две гайки, удерживая болты от проворачивания ключом на 16 мм

Рекомендация. Если из-за коррозии гайки не удается отвернуть, надпилите их ножовочным полотном или отрезной машинкой и удалите. Можно попробовать нагреть гайки газовой горелкой или техническим феном. При выполнении операции соблюдайте правила пожарной безопасности

Отсоединяем подушки подвески от кронштейнов глушителя и выхлопной трубы (см. выше) и снимаем глушитель в сборе с выхлопной трубой.

Замечание. Отсоединяя подушки подвески, установите под глушитель регулируемый упор.

Ключами того же размера отворачиваем гайки крепления и отсоединяем от глушителя выхлопную трубу.

Осматриваем подушки подвески, поврежденные или деформированные подушки заменяем (см. выше).

Устанавливаем глушитель в обратной последовательности, при этом в соединение фланцев устанавливаем новые уплотнительные прокладки, а также заменяем поврежденные болты с гайками.

Замена приемной трубы

Необходимость выполнения данной работы должна быть определена в ходе проверки технического состояния системы выпуска отработавших газов

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.

Последовательность выполнения

Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

При необходимости, снимаем защиту силового агрегата .

Выворачиваем из приемной трубы управляющий датчик концентрации кислорода или, если приемная труба снимается не для замены, нажимаем фиксатор, отсоединяем колодку жгута проводов от выводов датчика.

Металлической щеткой очищаем гайки и резьбовую часть болтов крепления промежуточной трубы к приемной трубе и обрабатываем соединение проникающей смазкой.

Накидным ключом на 15 мм отворачиваем две гайки, удерживая болты от проворачивания ключом на 13 мм.

Рекомендация. Если из-за коррозии гайки не удается отвернуть, надпилите их ножовочным полотном или отрезной машинкой и удалите. Можно попробовать нагреть гайки газовой горелкой или техническим феном. При выполнении операции соблюдайте правила пожарной безопасности.

Извлекаем болты и разъединяем фланцы.

Металлической щеткой очищаем гайки и резьбовую часть болтов крепления приемной трубы к выпускному коллектору и обрабатываем соединение проникающей смазкой.

Ключом на 18 мм отворачиваем две гайки и отсоединяем приемную трубу от фланца выпускного коллектора.

Устанавливаем приемную трубу B обратной последовательности, заменив уплотнительные прокладки и, при необходимости, поврежденные болты с гайками.

Справочные данные:

Моменты затяжки резьбовых соединений