Проверять уровень охлаждающей жидкости необходимо по возможности чаще.
Охлаждающая жидкость в двигателе должна быть заменена первый раз при пробеге 22000 км или после 18 месяцев эксплуатации, в зависимости оттого, что наступит раньше.
Далее жидкость нужно заменять через каждые 30000 км или через 18 месяцев.
Проверка уровня охлаждающей жидкости двигателя
Уровень охлаждающей жидкости повышается при увеличении температуры. Поэтому проверять ее уровень следует только на остывшем двигателе (после стоянки не менее 2-3 часов)
Открыв капот, визуально определяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке (уровень на непрогретом двигателе должен находиться между отметками min и max)

Предупреждение!
Никогда не открывайте крышку радиатора при прогретом двигателе! Это опасно! При открывании пробки давление в системе охлаждения резко снизится и горячая охлаждающая жидкость мгновенно закипит. B результате кипяток, выплеснувшись из заливной горловины радиатора, может вызвать серьезные ожоги!
Если уровень охлаждающей жидкости ниже отметки MIN, ее необходимо долить. Для этого открываем крышку расширительного бачка и отводим в сторону вместе со шлангами.
Через воронку доливаем предварительно приготовленную охлаждающую жидкость.

Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения
Плотно закрываем крышку расширительного бачка.
Открываем крышку радиатора - уровень охлаждающей жидкости должен быть в районе нижней кромки заливной горловины. Если уровень существенно ниже, необходимо проверить герметичность трубопровода, соединяющего радиатор и расширительный бачок (указан стрелкой).

Проверка системы охлаждения
Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду
Проверяем уровень охлаждающей жидкости расширительном бачке и при необходимости доводим его до нормы
Убеждаемся в том, что крышка радиатора плотно завернута.
Визуально проверяем целостность расширительного бачка его шлангов, шлангов радиатора и герметичность их соединений, а также шланги радиатора отопителя.
Рекомендация: Течь охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, заменив штатные хомуты винтовыми. Только не перетяните их, так как они могут порезать шланги.
Проверяем наличие течи охлаждающей жидкости из-под насоса системы охлаждения. Течь из-под прокладки устраняется заменой прокладки. Течь из-под шкива свидетельствует о неисправности сальника насоса необходимо заменить насос
Следующую операцию следует выполнять каждый раз при снятии ремня привода генератора. Для проверки люфта вала насоса достаточно ослабить натяжение этого ремня
Потянув за шкив насоса, проверяем люфт вала насоса, его наличие свидетельствует об износе шариковых подшипников насоса. Вращаем шкив, если при этом работа насоса сопровождается повышенным шумом, его также необходимо заменить.
Осматриваем снизу переднюю часть автомобиля.
Убеждаемся в отсутствии потеков охлаждающей жидкости в салоне из радиатора отопителя ковровое покрытие под панелью приборов и со стороны переднего пассажира должно быть сухим.
Осматриваем через отверстия в переднем бампере конденсор климатической установки. Если он из-за сильного загрязнения затрудняет обдув радиатора, очищаем его
Для проверки исправности системы охлаждения запускаем холодный двигатель и следим за тем, как он будет прогреваться. Вначале нижний шланг и радиатор должны оставаться холодными, а верхний будет постепенно нагреваться со стороны двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости приблизится к рабочей температуре, клапан термостата начнет открываться.
При этом сначала нагреется радиатор, а затем и нижний шланг. Если радиатор начинает нагреваться сразу, или остается едва теплым при перегретом двигателе, неисправен термостат — его следует заменить.
В соответствии с планом технического обслуживания проверяем плотность охлаждающей жидкости
Проверка плотности охлаждающей жидкости
Плотность охлаждающей жидкости рекомендуется проверять раз в год, перед наступлением холодов.
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Открываем крышку радиатора системы охлаждения
Набираем в ареометр столько охлаждающей жидкости, чтобы всплыл поплавок. По шкале поплавка определяем ее плотность.

Ареометр представляет собой поплавок со шкалой, градуированной в единицах плотности кг/м³. В зависимости от плотности жидкости поплавок будет погружаться на разную глубину. Шкала нанесена на поплавок таким образом, чтобы уровень жидкости располагался напротив значения, соответствующего ee плотности. Антифриз продается либо в разбавленном виде, готовом к применению, либо в виде концентрата, который необходимо перед заливкой разбавить дистиллированной водой в соответствии с температурой эксплуатации автомобиля. Концентрация антифриза определяется по его плотности (см. таблицу). Иногда на шкале указан диапазон минимально допустимой температуры.
Плотность и концентрация антифриза

Разбавлять антифриз необходимо до его заливки в систему охлаждения, поскольку, только таким образом можно обеспечить точное соблюдение указанных соотношений антифриза и дистиллированной воды. Плотность антифриза проверяем после перемешивания.
С помощью таблицы, по плотности антифриза определяем его концентрацию и минимальную температуру, при которой его можно эксплуатировать.
Замечание: Не нужно увеличивать концентрацию этиленгликоля. При увеличении ее свыше 60% температура замерзания антифриза снова начинает увеличиваться и при 100% этиленгликоля составит 12,9 °C.
Система охлаждения замена охлаждающей жидкости
Заменяем охлаждающую жидкость в зависимости от результатов проверки ее плотности или когда наступит плановый срок замены
Предупреждение!
Чтобы избежать ожогов, заменяйте охлаждающую жидкость при температуре двигателя не более +40 °С. Охлаждающая жидкость токсична, поэтому не выливайте ее на почву или в канализацию.
Последовательность выполнения
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду
Снимаем брызговик и переднюю часть защиты двигателя
Подготавливаем емкость для слива охлаждающей жидкости объемом не менее десяти литров. Если жидкость сливается не для замены, то емкость должна быть чистой.
Снимаем крышку радиатора.

Если необходимо полностью слить охлаждающую жидкость, шестигранным ключом отворачиваем пробку сливного отверстия в блоке цилиндров и сливаем жидкость из блока цилиндров в заранее подготовленную емкость. Пробка расположена на левой боковой стенке блока цилиндров ближе к передней его части под компрессором климатической установки.
Наносим на пробку герметик и заворачиваем ее в блок моментом 44 Нм.
Подставляем емкость под сливное отверстие радиатора. Отворачиваем на несколько оборотов пробку сливного отверстия и сливаем охлаждающую жидкость в подготовленную емкость. Заворачиваем пробку.

Рекомендация
Для более полного удаления жидкости можно продуть систему сжатым воздухом, подав его через расширительный бачок. Если слитая охлаждающая жидкость мутная, имеет осадок, следует очистить систему, промыв ее чистой проточной водой. При замене охлаждающей жидкости целесообразно промыть систему, залив в радиатор чистую воду, а затем слив ее как описано выше.
Снимаем крышку расширительного бачка, ключом на 10 мм отворачиваем болты его крепления, снимаем бачок и выливаем охлаждающую жидкость. Если в нем накопилось много отложений, промываем бачок, и устанавливаем на место.

Подготавливаем охлаждающую жидкость.
Предупреждение!
Разбавляйте концентрированный антифриз дистиллированной водой заранее (до заливки в систему охлаждения). Только таким образом можно обеспечить точное соблюдение указанных соотношений антифриза и дистиллированной воды.
Медленно заливаем охлаждающую жидкость в радиатор до нижнего края заливной горловины и устанавливаем крышку.
Заливаем охлаждающую жидкость в расширительный бачок до метки МАХ и закрываем крышку.
Запускаем двигатель. Проверяем, не подтекает ли охлаждающая жидкость из-под пробок сливных отверстий радиатора системы охлаждения и блока цилиндров. Обнаруженные течи устраняем.
Прогреваем двигатель до рабочей температуры (электровентилятор должен включиться не менее двух раз). Останавливаем двигатель и когда он полностью остынет, проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. В случае необходимости, доводим его до нормы, вновь прогреваем двигатель и повторяем проверку.
Устанавливаем брызговик и переднюю часть защиты двигателя в обратной последовательности
Термостат — проверка и замена
Необходимость выполнения работы определяется в ходе проверки технического системы охлаждения
Последовательность выполнения
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Замечание. Работу следует выполнять при холодном двигателе. При отсоединении патрубка, под которым находится термостат, из блока цилиндров может вытечь некоторое количество охлаждающей жидкости — подставьте под этим местом автомобиля емкость.
Сливаем охлаждающую жидкость
Ключом на 12 мм отворачиваем два болта крепления патрубка к корпусу насоса системы охлаждения.

Отводим патрубок и извлекаем термостат.
Измеряем глубиномером штангенциркуля размер между корпусом термостата 1 и плоскостью клапана 2.

Погружаем термостат в воду и нагреваем. При достижении температуры 95°C термостат должен полностью открыться. При этом клапан должен переместиться не менее чем на 8,5 мм.

Рекомендация
На воздухе термостат быстро остывает. Поэтому, чтобы результаты были точнее, лучше проводить замеры, не вынимая его из воды.
Если ход клапана меньше или температура полного открытия термостата отличается от указанной, термостат необходимо заменить.
Предупреждение!
Термостат всегда устанавливайте только с новой прокладкой.
Устанавливаем детали в обратной последовательности, затягивая болты крепления крышки термостата моментом 13 Нм.
Заливаем охлаждающую жидкость
Насос системы охлаждения проверка и замена
Состояние насоса охлаждающей жидкости проверяем при замене ремня привода ГРМ. Если шкив насоса имеет люфт, при вращении заедает, а его подшипник шумит, насос следует заменить. Определить неисправность подшипника насоса можно без разборки двигателя по повышенному шуму помощью стетоскопа
Насос крепится к блоку цилиндров пятью болтами. Соединение уплотняется прокладкой.
Для замены насоса системы охлаждения необходимо снять ремень ГРМ. Поскольку эта работа требует достаточной квалификации и специального оборудования ее следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания, располагающей необходимым оборудованием.
Электровентилятор системы охлаждения проверка и замена
Когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора системы охлаждения, включается электровентилятор.
Электровентилятор включается по команде электронного блока управления двигателем (ЭБУ).
Предупреждение!
Электровентилятор включается автоматически вне зависимости от того, работает двигатель в данный момент или нет. Во избежание травм при выполнении работы не допускайте попадания рук и других частей тела в зону вращения крыльчатки электровентилятора.
Перед выполнением работы возле электровентилятора рекомендуется отсоединять клемму провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
Неисправность электровентилятора является одной из причин внезапного перегрева двигателя. Нарушения в его работе может быть вызвано неисправностью его электродвигателя, повреждением электропроводки, а также связаны с нарушениями в работе ЭБУ.
Проверка электроцепи электровентилятора
Электрические цепи электровентилятора системы охлаждения двигателя защищает предохранитель, расположенный в блоке предохранителей и реле системы охлаждения двигателя (Б), который находится в моторном отсеке рядом с блоком предохранителей и реле (А).

В этом блоке находятся два реле электровентилятора: реле высокой скорости Er13 и реле низкой скорости Er14. Цепи обоих реле защищает один предохранитель Ef30 40A.

Если предохранитель и реле исправны, проверяем электродвигатель электровентилятора и, при необходимости, заменяем его.
Проверка электродвигателя и резистора
Для выполнения работы потребуется мультиметр.
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Если электровентилятор не работает ни на каком режиме, проверяем предохранитель Ef30 40 Α.
Если не работает один из режимов, проверяем соответствующее реле: высокой скорости электровентилятора Er13 или низкой скорости электровентилятора Er14
Если предыдущие проверки не выявили неисправности, проверяем электродвигатель электровентилятора и добавочный резистор. Для этого нажимая фиксатор, отсоединяем колодку жгута проводов от разъема на кожухе радиатора.

Если электровентилятор не работает ни на одном из режимов, проверяем мультиметром в режиме омметра сопротивление между выводом 50 колодки жгута проводов 1 и отрицательным выводом АКБ показания прибора должны стремиться к нулю. В противном случае необходимо устранить обрыв в цепи.

Если цепь «массы» исправна, проверяем «на обрыв» цепи электродвигателя. Для этого воспользуемся соответствующими выводами колодки 2 жгута проводов (см. рис. ниже).

Если электровентилятор не работает ни на одном из режимов, проверяем мультиметром в режиме омметра сопротивление между выводами 1 и 3. Если оно стремится к бесконечности, неисправен электродвигатель или идущий к нему провод. Если электровентилятор не работает только на низкой скорости, проверяем сопротивление между выводами 1 и 2. Если оно стремиться к бесконечности, неисправен дополнительный резистор или идущие к нему провода. Неисправные детали заменяем.
Если проверяемые детали исправны, проверяем разъемы и, при необходимости обрабатываем средством для очистки и защиты электрических контактов. Если проверка показала, что электровентилятор исправен, но он не включается при прогреве двигателя, виновата проводка или ЭБУ. Для диагностики и устранения таких неисправностей необходимо обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.
Замечание: При отсутствии мультиметра можно обойтись и без него. Соедините проводами вывод 3 разъема электродвигателя минусом АКБ, а 1 и 2, поочередно, с положительным выводом аккумуляторной батареи. При этом электровентилятор должен вращаться, соответственно, с высокой и низкой скоростью.
В провод, при помощи которого электродвигатель будет соединен с положительным выводом аккумуляторной батареи, необходимо врезать предохранитель с номиналом 50 А. Для этой цели очень удобно использовать готовый элемент, который можно приобрести в магазине автозапчастей.

Замена электровентилятора
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Отсоединяем колодку жгута проводов электровентилятора.

Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем два болта крепления кожуха и, выведя из нижних держателей, снимаем его (для наглядности, на фото снят брызговик двигателя).


Торцовым ключом отворачиваем болт крепления крыльчатки электровентилятора и снимаем крыльчатку.


Торцовым ключом отворачиваем болты крепления электродвигателя и заменяем электродвигатель.

Устанавливаем детали в обратной последовательности.
Радиатор системы охлаждения замена
Необходимость выполнения работы определяем в ходе проверки системы охлаждения. Признаками неисправности являются следы антифриза под машиной после стоянки, а в случае сильной течи, запах антифриза в салоне. Кроме того, эту деталь иногда, в случае сильного загрязнения, приходится снимать для чистки.
Для выполнения работы потребуется емкость для слива охлаждающей жидкости объемом не менее 10 л
Последовательность выполнения
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Работу следует выполнять при холодном двигателе.
Сливаем из радиатора охлаждающую жидкость
Отсоединяем колодку жгутов проводов
Отсоединяем шланг расширительного бачка от штуцера радиатора и двух креплений (одно указано стрелкой, второе расположено на правом краю верхнего бачка радиатора).

Отсоединяем верхний и нижний шланги радиатора.

Снимаем кожух электровентилятора вентилятором.
Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем два болта крепления верхних кронштейнов радиатора (на фото показан левый).

Наклоняем радиатор в сторону моторного отсека, поднимая его, выводим нижние держатели радиатора из отверстий и снимаем радиатор.

Проверяем состояние резиновых опор радиатора: нижних и расположенных в снятых верхних кронштейнах. Потрескавшиеся или затвердевшие опоры необходимо заменить.
Если предполагается установить радиатор снова, промываем и продуваем его.
Рекомендация: При очень сильном загрязнении радиатора (например, когда он забит затвердевшей грязью) допускается вымывать загрязнения из его ячеек мягкой малярной кистью.
Устанавливаем детали в обратной последовательности.