Генератор предназначен вырабатывать электроэнергию во время работы двигателя. На автомобиле установлен трехфазный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением, диодным выпрямительным блоком и со встроенным регулятором напряжения.
Генератор 1 установлен на правой стенке блока цилиндров и приводится поликлиновым ремнем 2 от шкива коленчатого вала двигателя 3.

От натяжения ремня привода зависит правильная работа генератора и электрических приборов автомобиля. Состояние ремня и его натяжение необходимо периодически проверять согласно плану технического обслуживания
Если на щитке приборов загорелась контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, не спешите сразу снимать генератор для ремонта или замены. Сначала убедитесь, что неисправность вызвана отказом самого генератора, а не проводов его электрической цепи или ослаблением натяжения ремня привода.
Технические характеристики генератора:
- Номер - SMD354804?JFZ1925;
- Номинальное напряжение - 12 вольт;
- Максимальная сила тока - 90 А;
- Пределы регулируемого напряжения - 14,1-14,7 вольт;
- Минимальная высота выступания щеток - 2 мм.
Генератор — диагностика неисправностей
Для выполнения работы потребуются мультиметр и технический стетоскоп.
Работу удобно выполнять с помощником.
Последовательность выполнения
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
Проверяем состояние и натяжение ремня привода генератора и при необходимости подтягиваем его («Ремни привода вспомогательных агрегатов — проверка, регулировка натяжения»).
Замечание: Износ ремня привода приводит к его проскальзыванию по шкиву и не позволяет генератору развить необходимую мощность. Косвенно проскальзывание ремня можно определить по тусклому свечению фар в темное время суток и по свистящему звуку в передней части двигателя при резком нажатии педали газа.

Проверяем поступление напряжения от аккумуляторной батареи на контакт (S) колодки жгута проводов и надежность подсоединения проводов к выводам генератора. Если напряжение не поступает, восстанавливаем электрическую цепь.
Проверяем цепь контакта (L) колодки жгута проводов на отсутствие короткого замыкания и при необходимости устраняем его.

Запускаем двигатель и наблюдаем за контрольной лампой заряда аккумуляторной батареи на щитке приборов (она должна загореться при включении зажигания, и погаснуть после запуска двигателя).
Включаем все мощные потребители электроэнергии автомобиля: обогрев заднего стекла, электровентилятор климатической установки, дальний свет фар, обогрев сидений. Помощник, нажимая педаль газа и контролируя работу двигателя по тахометру, поддерживает частоту вращения коленчатого вала двигателя 2500 мин ¹.
При отсутствии помощника можно подсоединить мультиметр к аккумуляторной батарее с помощью двух отрезков проводов. Длина проводов должна быть достаточной, чтобы можно было прибор расположить в салоне автомобиля.
Мультиметром в режиме вольтметра измеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи. Вольтметр должен показывать напряжение в пределах 14,1-14,7 В
Замечание: Если напряжение ниже 14 В, возможно, неисправен регулятор напряжения, замаслены или изношены щетки, либо неисправен сам генератор. Если напряжение выше 16 В, скорее всего, неисправен регулятор напряжения.
Стетоскопом по шуму оцениваем состояние подшипников генератора. Сильный гул свидетельствует об износе подшипника или подшипников (наиболее часто выходит из строя передний подшипник, со стороны шкива).
Генератор — снятие и установка
Последовательность выполнения
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
Отсоединяем клемму провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи

Ослабляем хомут (1) и отсоединяем от корпуса воздушного фильтра воздуховод. Отворачиваем три болта крепления (2) и снимаем корпус воздушного фильтра.

Сдвигаем резиновый колпачок по проводу и ключом на 12 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода.

Снимаем наконечник силового провода с вывода генератора

Освобождаем фиксатор и отсоединяем от генератора колодку жгута проводов.

Ослабляем гайку болта нижнего крепления генератора.

Ключом на 12 мм ослабляем болт натяжения и отворачиваем болт крепления. Снимаем со шкива генератора ремень привода.
Окончательно отворачиваем гайку болта нижнего крепления генератора, извлекаем болт и снимаем генератор.
Устанавливаем генератор в обратной последовательности регулируем натяжение ремня привода («Ремни привода вспомогательных агрегатов — проверка, регулировка натяжения»). Болт верхнего крепления затягиваем моментом 23 Нм, гайку болта нижнего крепления затягиваем моментом 44 Нм. Перед подсоединением осматриваем колодку жгута проводов и наконечник силового провода, убеждаемся в отсутствии коррозии и повреждений. При необходимости обрабатываем их специальным средством для очистки электрических контактов. Гайку крепления наконечника силового провода затягиваем моментом 14 Нм.
Генератор — ремонт
Замечание: Для ремонта генератора нет необходимости его полностью разбирать. Объём выполняемой работы зависит от конкретной неисправности, которую необходимо устранить. Ниже показана проверка, не требующая специального оборудования и инструментов. Так, для проверки обмотки статора необходимо отпаять его выводы от выпрямительного блока. Поэтому достаточно ограничиться внешним осмотром и проверкой замыкания обмотки на корпус. Выполнять более полную разборку генератора следует только в случае крайней необходимости.
Для выполнения работы потребуется мультиметр.
Разборка
Снимаем генератор с автомобиля
Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем четы ре болта, стягивающие переднюю и заднюю крышки корпуса генератора

Отсоединяем заднюю крышку вместе с меткой статора от передней крышки
Проверка
Измеряем высоту (А) выступания щеток Прикладывая щупы мультиметра к одному из выводов обмотки статора (стрелка) и к крышке генератора проверяем статор на отсутствие короткого замыкания на корпус

Прикладывая щупы мультиметра к контактным кольцам ротора, проверяем обмотку возбуждения на отсутствие обрыва (сопротивление исправной обмотки возбуждения должно составлять несколько Ом).

Подсоединяя щупы мультиметра к любому контактному кольцу и к ротору, проверяем обмотку возбуждения на отсутствие замыкания на «массу» (при исправной обмотке ротора омметр должен показать бесконечно большое сопротивление).

Для определения технического состояния заднего подшипника покачиваем его наружное кольцо из стороны в сторону и энергично вращаем (подшипник не должен иметь значительный люфт, кольцо должно свободно вращаться без заеданий и сильного шума при быстром вращении).
Аналогично проверяем передний подшипник, вращая его за шкив генератора.
Визуально по следам нагара можно определить пробой обмоток статора. Неисправные ротор и статор необходимо заменить. Если высота выступания хотя бы одной из щеток меньше 2,0 мм, следует заменить щеточный узел. В крайнем случае, можно отпаять провода щеток, извлечь щетки и заменить их. Неисправные подшипники можно заменить по отдельности или в сборе с ротором. Для выполнения таких работ требуется навык, так как при этом легко повредить исправные детали. Целесообразно ремонт генератора доверить специалисту или заменить генератор в сборе.
Сборка
Поджав щетки генератора, фиксируем их тонким гвоздём, отрезком проволоки или канцелярской
скрепкой диаметром 0,8-1,0 мм.
Предупреждение! Не прилагайте боковых усилий к графитовым щеткам.
Устанавливаем ротор в статор так, чтобы приливы под болты на крышках генератора располагались друг против друга.
Удаляем фиксатор из задней крышки генератора.
Равномерно, в несколько приемов, крест- накрест заворачиваем болты, стягивающие крышки генератора. При этом вращаем ротор генератора, убеждаясь в его свободном вращении. Окончательно затягиваем гайки моментом 4 Нм
Предупреждение! Если ротор за что-то задевает или туго вращается, необходимо убедиться, что крышки установлены правильно, без перекоса.