Стартер автомобиля представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с планетарным редуктором и электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.
Техническая характеристика стартера
- С возбуждением от постоянных магнитов, дистанционным управлением с электромагнитным включением, планетарным редуктором и муфтой свободного хода
- Номинальное напряжение – 12 В
- Номинальная мощность – 1,4 кВт
- Потребляемый ток на режиме холостого хода - 90А
- Частота вращения якоря на режиме холостого хода, мин, не менее - 6000
- Число зубьев шестерни привода – 8
Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
Причина неисправности - Способ устранения
Стартер не включается:
- Неисправна аккумуляторная батарея - Проверьте аккумуляторную батарею
- Окисление клемм аккумуляторной батареи и наконечников проводов - Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы техническим вазелином
- Нарушение контактов в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения и управления стартером - Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в цепях электроснабжения и управления стартером
- Нарушение в работе выключателя (замка) зажигания - Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания
- Неисправно тяговое реле - Замените тяговое реле
- Неисправный стартер - Отремонтируйте стартер
Тяговое реле включается, но якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно:
- Сильно разряжена аккумуляторная батарея - Зарядите или замените аккумуляторную батарею
- Окисление клемм аккумуляторной батареи и наконечников проводов - Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы техническим вазелином
- Слабая затяжка гаек крепления наконечников проводов на выводах тягового реле - Затяните гайки
- Неисправный стартер - Отремонтируйте стартер
Тяговое реле включается и сразу выключается (часто повторяющийся стук):
- Сильно разряжена аккумуляторная батарея - Зарядите или замените аккумуляторную батарею
- Увеличенное сопротивление цепи электроснабжения стартера - Зачистите и закрепите наконечники проводов. Неисправные провода замените
- Неисправен выключатель (замок) зажигания - Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания
- Неисправно тяговое реле - Замените тяговое реле
Стартер включается, но коленчатый вал не вращается:
- Неисправный стартер - Отремонтируйте стартер
Стартер включается, но шестерня не входит в зацепление:
- Забоины на зубьях шестерни муфты привода или венца маховика - Устраните забоины или замените маховик либо муфту привода стартера
Стартер не выключается после пуска двигателя:
- Заедание ключа в выключателе (замке) зажигания в положении «START» (стартер) - Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания
- Замыкание контактов выключателя (замка) зажигания - Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания
- Неисправный стартер - Отремонтируйте стартер
Повышенный уровень шума при вращении якоря стартера:
- Ослаблено крепление стартера - Подтяните болты крепления стартера
- Повреждены зубья шестерни муфты привода стартера или зубчатого венца маховика двигателя - Замените или отремонтируйте стартер, замените маховик двигателя
- Неисправный стартер - Отремонтируйте стартер
Крышки 1, 17 (рис. 1) и корпус статора 21 стянуты двумя болтами 15. В корпусе статора закреплены постоянные магниты. Вращение от ротора 20 электродвигателя передается валу 14 привода через планетарный редуктор, состоящий из коронной шестерни 6, водила, изготовленного за одно целое с валом 14 привода, и трех сателлитов 13. На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода 5.
Валы привода и якоря вращаются в двух металлокерамических втулках подшипников 2 и 18, запрессованных в крышки 1 и 17 соответственно.
На крышке 1 со стороны привода закреплено тяговое реле 11, якорь которого через рычаг 7 перемещает муфту 5 привода.
При повороте ключа в выключателе (замке) зажигания 13 (рис. 2) в положение «START» (стартер) сигнал поступает в блок управления 12 двигателем и через него на реле 2 стартера. В реле 2 стартера электромагнит замыкает контакты, и напряжение от аккумуляторной батареи 1 подается на втягивающую 3 и удерживающую 4 обмотки тягового реле, якорь 5 которого перемещает рычаг 6 привода. Шестерня 8 муфты 7 привода стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты «В» и (М) (в этот момент втягивающая обмотка выключается), и на электродвигатель стартера подается напряжение от аккумуляторной батареи. Якорь стартера через планетарный редуктор проворачивает коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превысит частоту вращения. вала стартера, муфта свободного хода при вода разблокируется и пробуксовывает, тем самым предохраняя стартер от высокой частоты вращения и повреждений.
В зависимости от модели двигателя на автомобили могут быть установлены стартеры различной мощности.
Полезные советы: Чтобы избежать многих неисправностей стартера, при его эксплуатации соблюдайте ряд простых правил. При пуске двигателя включайте стартер не более чем на 10-15 с и повторно через 20-30 с. Непрерывная, длительная работа стартера может привести к перегреву. Если после трех попыток двигатель не пускается, то следует проверить и устранить неисправности в системе питания двигателя или в системе зажигания. После пуска двигателя немедленно выключайте стартер, так как длительное вращение шестерни привода маховиком может привести к заклиниванию муфты свободного хода привода. Не допускается передвигать автомобиль с помощью стартера. Это вызывает его значительную перегрузку и повреждение.
Снятие и установка стартера
Стартер установлен на картере сцепления (картере коробки передач для автоматической коробки) с задней стороны силового агрегата.
Вам потребуются: ключ «на 12», торцовая головка «на 14», вороток.
- 1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
- 2. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).

- 3. Снимите впускной коллектор двигателя

- 4. Снимите передний брызговик двигателя
- 5. Отодвиньте резиновый чехол...

- 6. ... отверните гайку крепления наконечника силового провода...

- 7. ...и снимите провод с контактного болта тягового реле.

Сжав фиксатор отсоедините колодку жгута проводов от управляющей клеммы тягового реле.

Выверните два болта крепления стартера к картеру сцепления (коробки передач для автоматической коробки) и извлеките стартер.

Установите стартер и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
Ремонт стартера
Перед разборкой стартера убедитесь в его неисправности путем простых проверок.
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 12», молоток, отвертка с крестообразным лезвием, раздвижные пассатижи, автотестер.

- 1. С помощью отвертки проверьте легкость перемещения муфты привода вдоль вала.

- 2. Проверните шестерню муфты привода. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении.

- 3. Соедините проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятой с автомобиля аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод подсоедините одним концом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи, а другим к выводу (А) управляющего провода тягового реле. Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.
- 4. Отсоедините провод от управляющего вывода тягового реле и подсоедините к контактному болту (Б) (см. фото п. 3) тягового реле. Якорь стартера должен начать вращаться с частотой более 6000 мин. В противном случае отремонтируйте стартер.
Разборка и проверка стартера

- 1. Отверните гайку на правом контактном болту тягового реле....

- 2....и отсоедините от него вывод щеткодержателя.

- 3. Выверните два винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода...

- 4....и снимите тяговое реле.

- 5. Выверните два стяжных болта...

- 6....и разъедините статор и крышку со стороны привода.

- 7. Выверните два винта крепления к статору крышки со стороны коллектора...

- 8....и снимите крышку.

- 9. Снимите щеткодержатель с якоря. Для облегчения последующей сборки рекомендуется при снятии щеткодержателя сразу же зафиксировать в нем щетки, сдвигая щеткодержатель на головку подходящего диаметра из набора инструментов.

- 10. Извлеките из статора якорь.

- 11. Извлеките резиновый демпфер...

- 12. ...и накладку опоры рычага привода стартера.

- 13. Извлеките из крышки вал привода вместе с рычагом...

- 14....и снимите рычаг с муфты привода.
- 15. Снимите с осей водила три планетарные шестерни редуктора.

- 16. Для замены муфты привода сдвиньте по валу привода ограничительное кольцо, как показано на фото.

- 17. Поддев отверткой, снимите стопорное кольцо.

- 18. Снимите ограничительное кольцо и муфту с вала привода.
- 19. При необходимости замены снимите с вала привода коронную шестерню плане тарного редуктора.
- 20. Осмотрите щеткодержатель. Проверьте высоту щеток в щеткодержателе. Если высота 7 мм и менее, замените щеткодержатель новым. Проверьте изолированные держатели на замыкание с корпусом с помощью омметра. Сопротивление должно стремиться к бесконечности.

- 21. Якорь не должен иметь повреждений (забоин и задиров) шлицев и цапф вала. На коллекторе якоря не должно быть следов обгорания. Незначительное обгорание устраните ветошью, смоченной в бензине, и мелкозернистой наждачной бумагой. Изоляционная слюда между ламелями должна быть углублена не менее чем на 0,2 мм. При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его ламелями проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкозернистой наждачной бумагой. Минимально допустимый диаметр коллектора 29,4 мм. После проточки углубите на 0,5 мм слюду между ламелями, на пример, ножовочным полотном. Проверьте надежность припайки выводов обмотки (А) якоря к ламелям коллектора (Б). Осмотрите обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше диаметра пакета железа якоря. В противном случае замените якорь.

- 22. Проверьте обмотку якоря на замыкание «на массу» с помощью омметра. Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
- 23. Проверьте легкость перемещения якоря тягового реле стартера и замыкаются ли контактные болты контактной пластиной (омметром).
- 24. Проверьте муфту привода. Зубья шестерни муфты привода не должны иметь значительного износа. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении. Если зубья шестерни изношены, повреждены или шестерня проворачивается в обоих направлениях, замените муфту.
- 25. На рычаге привода стартера не должно быть трещин и следов значительного износа пазов вилок.
- 26. Соберите стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей:
- - смажьте шлицевую поверхность вала привода кремнийсодержащей смазкой GENERAL ELECTRIC CG321 или аналогичной;
Предупреждение: Муфта привода не нуждается в смазке в процессе эксплуатации, необходимо очистить ее от грязи. Не применяйте для очистки привода средства, которые могут вымыть заложенную в его муфту смазку.
- - смажьте моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера;

- - для установки ограничительного кольца воспользуйтесь раздвижными пассатижами.