Ремонт поршневой группы производим при ремонте двигателя

Снятие поршней и шатунов

Отсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.

Слить охлаждающую жидкость.

Слить моторное масло из двигателя. Вкрутить и затянуть рекомендуемым моментом сливную пробку масляного поддона.

Использовать новую медную шайбу сливной пробки масляного поддона. Момент затяжки: 15 Нм-20 Нм.

Снять двигатель в сборе:

  • - Отвернуть крепежные гайки монтажных кронштейнов двигателя.
  • - Снять каталитический нейтрализатор.
  • - Снять приводной ремень, насос усилителя рулевого управления и компрессор кондиционера воздуха.
  • - Подсоединить лебедку к подъемному крюку двигателя.
  • - Поднять двигатель, чтобы извлечь его из моторного отсека.
  • - Поместить двигатель на ремонтный стенд.

Во время снятия двигателя, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить маслопроводы, датчики или электрические элементы.

Снять промежуточный ролик приводного ремня.

Снять ремень привода ГРМ и зубчатое колесо распределительного вала:

  • - Отвернуть десять крепежных болтов с шестигранной головкой (M6×16, M10×35 и М10х50) и снять кожухи ремня привода ГРМ.

 

  • - Снять натяжной шкив ремня привода ГРМ.
  • - Снять ремень привода ГРМ.
  • - Снять зубчатое колесо распределительного вала.

Снять головку блока цилиндров:

  • - Снять крышку головки блока цилиндров.

 

  • - Снять крышку постели распределительных валов.
  • - Поочередно ослабить и отвернуть десять болтов крепления головки блока цилиндров к блоку цилиндров, и затем снять головку блока цилиндров двигателя.

Снять нижний масляный поддон, маслосборник и верхний масляный поддон:

  • - Отвернуть четырнадцать болтов с шестигранной головкой (М6х12) крепления нижнего масляного поддона к верхнему масляному поддону при помощи гаечного ключа. Отсоединить нижний масляный поддон от верхнего масляного поддона.

 

  • - Отвернуть два болта с шестигранными головками (М6х16) крепления маслопровода и два болта с шестигранными головками (М8х12) крепления маслосборника. Снять маслосборник и прокладку с верхнего масляного поддона.
  • - Отвернуть пятнадцать болтов с шестигранной головкой (М6х20, M6×110, M8×25 и М8х45) крепления верхнего масляного поддона к блоку цилиндров двигателя при помощи гаечного ключа. Отсоединить верхний масляный поддон от блока цилиндров двигателя.

Снять крышки шатунов:

  • - Отвернуть восемь крепежных болтов, и затем снять четыре крышки шатунов и четыре нижних вкладыша шатунных подшипников.

 

  • - Если планируется повторное использование нижних вкладышей шатунных подшипников, то необходимо нанести на них идентификационные метки, чтобы облегчить их дальнейшую установку.
  • - Проверить резьбу болтов крепления крышек шатунов на предмет наличия следов повреждения или растяжения. При необходимости заменить болты крепления крышек шатунов.

Снять поршни в сборе с шатунами:

  • - Перед снятием поршней в сборе с шатунами, необходимо удалить при помощи скребка нагар с верхней части стенок цилиндров.

 

  • - Переместить поршень вверх до упора и нажать на нижнюю часть шатуна при помощи рукоятки молотка или другого подходящего приспособления. Извлечь поршень в сборе с шатуном.

Соблюдать осторожность во время снятия поршня в сборе с шатуном, чтобы не поцарапать шатунную шейку коленчатого вала и внутреннюю поверхность цилиндра.

  • - Если планируется повторное использование верхних вкладышей шатунных подшипников, то необходимо нанести на них идентификационные метки, чтобы облегчить их дальнейшую установку.

 

Примечание: Расположить снятые поршни и шатуны таким образом, чтобы избежать их дальнейшей неправильной установки.

Снять поршневые кольца:

  • - Снять два компрессионных и одно маслосъемное кольцо при помощи приспособления для разжатия поршневых колец.

 

  • - Расположить снятые поршневые кольца таким образом, чтобы избежать их дальнейшей неправильной установки.

Не пытаться снять поршневые кольца при помощи других специальных приспособлений

Снять стопорное кольцо поршневого пальца:

  • - Извлечь стопорное кольцо поршневого пальца из установочного паза при помощи острогубцев.
  • - Проверить стопорное кольцо поршневого пальца на предмет наличия следов повреждений и деформации. Заменить стопорное кольцо при необходимости.

Снять поршневой палец:

  • - Выбить поршневой палец из установочного отверстия при помощи деревянного пробойника или медного стержня.

 

  • - Если планируется повторное использование поршней и поршневых пальцев, то необходимо нанести на них идентификационные метки, чтобы облегчить их дальнейшую установку.

Снять поршень:

  • - Снять медные втулки с обеих сторон поршня.

 

  • - Расположить снятые поршни таким образом, чтобы избежать их дальнейшей неправильной установки.
  • - Удалить нагар с поршней при помощи деревянного скребка.

Установка поршней и шатунов

Установить поршни на шатуны.

 

Примечание: Метка на днище поршня должна быть направлена в ту же сторону что и метка на шатуне.

Соблюдать осторожность, чтобы не перепутать местами поршни и поршневые пальцы.

Установить поршневые пальцы:

  • - Установить медные втулки в поршень.
  • - Нанести тонкий слой смазывающего масла на поршневые пальцы, перед установкой их внутрь установочных отверстий. Марка смазывающего масла: Mobil API CI-4.
  • - Установить поршневой палец внутрь установочного отверстия. Поршневой палец должен плавно вращаться внутри установочных отверстий.

 

Установить стопорное кольцо поршневого пальца внутрь установочного паза и убедиться, что стопорное кольцо установлено должным образом.

Установить поршневые кольца:

  • Установить два компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо в соответствующие установочные пазы поршня при помощи приспособления для разжатия поршневых колец.

  • - Установить компрессионные кольца таким образом, чтобы метка «ТОР» находилась вверху. Поршневые кольца должны перемещать плавно внутри установочных пазов поршня. После установки поршневых колец, необходимо проверить их боковой зазор и зазор замков поршневых колец.

 

Компрессионные кольца не являются взаимозаменяемыми.

Не наклонять поршневые кольца во время их установки. Убедиться, что в установочных пазах поршневых колец нет посторонних материалов.

Стандартное значение зазора поршневых колец:

  • - первое компрессионное кольцо: боковой зазор поршневого кольца 0,055-0,100 мм; зазор замка поршневого кольца 0,20-0,40 мм;
  • - второе компрессионное кольцо: боковой зазор поршневого кольца 0,035-0,080 мм; зазор замка поршневого кольца 0,65-0,85 мм;
  • - маслосъемное кольцо: боковой зазор поршневого кольца 0,030-0,070 мм; зазор замка поршневого кольца 0,25-0,50 мм;

Установить поршни в сборе с шатунами:

  • - Подобрать вкладыши шатунных подшипников (если используются новые вкладыши шатунных подшипников).
  • - Нанести тонкий слой смазочного масла на стенки цилиндра, вкладыши шатунного подшипника, шатунную шейку коленчатого вала, и на поверхность каждого поршневого кольца и поршня. Марка смазывающего масла: Mobil API CI-4.
  • - Расположить замки поршневых колец так, как показано на рисунке.

 

Примечание: Убедиться, что замки поршневых колец расположены должным образом.

 

  • - Вставить поршень и шатун в сборе в цилиндр с верхней стороны таким образом, чтобы стрелка на днище поршня была направлена к передней части двигателя. Сжать поршневые кольца при помощи приспособления для сжатия колец, затем вставить поршень с шатуном в цилиндр.

Специальное 5-8840-9018-0. приспособление:

 

Примечание: Не применять силу к поршню, чтобы избежать повреждения поршневых колец и шатуна.

Установить крышки шатунов:

Убедиться, что идентификационная метка крышки шатуна соответствует идентификационной метке шатуна.

Проверить резьбу болтов крепления крышек шатунов на предмет наличия следов повреждения или растяжения. При необходимости заменить болты крепления крышек шатунов.

  • - Установить крышку шатуна таким образом, чтобы ее метка была направлена к передней части двигателя.
  • - Вкрутить болты крепления крышки шатуна и затянуть их за два шага рекомендуемым моментом затяжки.

Момент затяжки:

  • - Шаг 1: 25 Нм ± 3 Нм.
  • - Шаг 2: 90° ±5°.

 

Установить верхний масляный поддон, маслосборник и нижний масляный поддон:

Примечание: Проверить установочные поверхности верхнего масляного поддона и блока цилиндров двигателя на предмет наличия следов грязи или царапин.

  • - Нанести валик герметика на установочную поверхность верхнего масляного поддона. Марка герметика: Loctite 587.
  • - Установить верхний масляный поддон на блок цилиндров двигателя и зафиксировать его при помощи пятнадцати болтов с шестигранными головками (M6×20, M6×110, М8х25 и М8х45). Затянуть крепежные болты рекомендуемым моментом затяжки.

Момент затяжки:

  • - Болт (М6): 9 Нм ± 3 Нм.
  • - Болт (М8): 23 Нм ± 3 Нм.

Тщательно удалить следы лишнего герметика.

  • - Нанести тонкий слой смазывающего масла на прокладку маслосборника. Марка смазывающего масла: Mobil API CI-4
  • - Совместить маслосборник C всасывающим отверстием верхнего масляного поддона и установить прокладку маслосборника. Вкрутить два болта с шестигранными головками (М6х16) и затянуть их рекомендуемым моментом затяжки.

Момент затяжки:

  • - Болт (М6): 9 Нм ± 3 Нм.
  • - Болт (М8): 23 Нм ± 3 Нм.

Примечание: Проверить установочные поверхности верхнего масляного поддона и нижнего масляного поддона на предмет наличия следов грязи или царапин.

  • - Нанести валик герметика на установочную поверхность нижнего масляного поддона. Марка герметика: Loctite 587.
  • - Установить нижний масляный поддон на верхний масляный поддон и зафиксировать его при помощи четырнадцати болтов с шестигранными головками (М6х12). Затянуть крепежные болты рекомендуемым моментом затяжки в порядке, указанном на рисунке. Момент затяжки: 9 Нм ± 3 Нм.

 

Установить головку блока цилиндров:

  • - Тщательно очистить установочные поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров.
  • - Установить центрирующие штифты головки блока цилиндров внутрь соответствующих отверстий блока цилиндров при помощи специального приспособления, и затем убедиться, что штифты установлены надежно и должным образом.
  • - Поместить прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров.

Примечание: Убедиться, что прокладка головки блока цилиндров двигателя установлена должным образом.

  • - Поместить головку блока цилиндров на блок цилиндров двигателя.
  • - Вкрутить и затянуть за несколько шагов рекомендуемым моментом затяжки десять болтов (М11×1,5×162) крепления головки блока цилиндров в порядке, указанном на рисунке.

Момент затяжки:

  • - Шаг 1: 50 Нм ± 3 Нм.
  • - Шаг 2: дотянуть на 90°.
  • - Шаг 3: дотянуть на 120°.

 

Перед установкой, необходимо проверить техническое состояние болтов крепления головки блока цилиндров двигателя. При необходимости, заменить болты крепления головки блока цилиндров.

Установить коромысла клапанов и гидрокомпенсаторы:

Нанести смазочное масло на шаровую головку гидрокомпенсатора и затем установить его внутрь зажима в задней части коромысла клапана.

 

  • - Снова нанести смазочное масло на поверхности коромысла и гидрокомпенсатора, и затем вставить коромысло клапана в сборе с гидрокомпенсатором в соответствующее отверстие головки блока цилиндров. Марка смазочного масла: Mobil API CI-4.

Установить впускной/выпускной распределительный вал:

  • - Нанести тонкий слой смазочного масла на шейки распределительных валов. Марка смазочного масла: Mobil API CI-4.
  • - Установить впускной и выпускной распределительные валы внутрь головки блока цилиндров, как показано на рисунке.
  • - Совместить метки «-» на ведущих звездочках впускного и выпускного распределительных валов.

Установить крышку постели распределительных валов:

  • - Нанести герметик на установочную поверхность головки блока цилиндров двигателя. Марка герметика: Loctite 510 или аналогичный.
  • - Установить крышку постели распределительных валов и зафиксировать ее при помощи двадцати двух крепежных болтов с шестигранной головкой. Затянуть шестнадцать крепежных болтов (М6х35) рекомендуемым моментом затяжки, затем затянуть шесть крепежных болтов (М6х20) рекомендуемым моментом затяжки, поочередного двигаясь от центра к краям. Момент затяжки: 9 Нм ± 3 Нм.

Установить вакуумный насос:

  • - Установить вакуумный насос на головку блока цилиндров.
  • - Вкрутить и затянуть рекомендуемым моментом затяжки болты (М6×20) крепления вакуумного насоса к головке блока цилиндров. Момент затяжки: 9 Нм ± 3 Нм.
  • - Установить вакуумный соединительный шланг.

Установить топливные форсунки:

  • - Вкрутить в головку блока цилиндров и затянуть рекомендуемым моментом затяжки опорные болты держателей топливных форсунок. Момент затяжки: 23 Нм ± 3 Нм.
  • - Установить медные шайбы и уплотнительные кольца на топливные форсунки.

Примечание: Убедиться, что на топливной форсунке установлена только одна медная шайба,

  • - Установить топливные форсунки в монтажные отверстия головки блока цилиндров в соответствии с идентификационными метками, нанесенными при снятии.
  • - Поместить один конец держателя топливной форсунки на опорный болт держателя, а второй конец установочный паз, как показано на рисунке.
  • - Вкрутить и затянуть рекомендуемым моментом затяжки болт крепления держателя топливной форсунки. Момент затяжки: 25 Нм-35 Нм.

Установить крышку головки блока цилиндров:

Установить возвратный топливопровод.

  • - Подсоединить четыре возвратных топливопровода к топливным форсункам (для модификации с топливными форсунками DELPHI).
  • - Подсоединить четыре коротких возвратных топливопровода к топливным форсункам и зафиксировать их при помощи крепежных зажимов, затем подсоединить длинный возвратный топливопровод к тройнику на топливном насосе высокого давления и зафиксировать его при помощи крепежного зажима (для модификации с топливными форсунками ВOSCH или XINFENG). (3) Установить опорный кронштейн и хомуты возвратного топливопровода.

Убедиться, что в местах подсоединения возвратного топливопровода нет следов утечки топлива.

Подсоединить впускные топливопроводы топливных форсунок:

  • - Извлечь уплотнительные заглушки.
  • - Подсоединить впускные топливопроводы к топливным форсункам и зафиксировать их при помощи соединительных гаек. Затянуть соединительные гайки с обеих сторон впускных топливопроводов рекомендуемым моментом затяжки, Момент затяжки: 32 Нм ± 3 Нм.

Убедиться, что в местах подсоединения впускных топливопроводов к топливным форсункам и к топливной рампе нет следов утечки топлива.

Убедиться, что соединительные гайки впускных топливопроводов затянуты строго рекомендуемым моментом затяжки.

Установить ремень привода ГРМ и зубчатое колесо распределительного вала:

  • - Установить сегментную шпонку в выпускной распределительный вал, установить зубчатое колесо на выпускной распределительный вал и зафиксировать его при помощи крепежного болта. Затянуть крепежный болт рекомендуемым моментом затяжки. Момент затяжки: 110 Нм ± 5 Нм.
  • - Совместить метку для установки фаз газораспределения зубчатого колеса выпускного распределительного вала с граничной линией, как показано на рисунке.
  • - Совместить метку для установки фаз газораспределения на демпфирующем шкиве с меткой для установки фаз газораспределения кожуха №2 ремня привода ГРМ, как показано на рисунке.
  • - Совместить метку для установки фаз газораспределения на шкиве топливного насоса с горизонтальной полоской на корпусе водяного насоса, как показано на рисунке.
  • - Установить зубчатый ремень привода ГРМ.

- Установить натяжной шкив ремня привода ГРМ. Зафиксировать ограничительный кронштейн натяжного шкива ремня привода ГРМ в месте, где в головке блока цилиндров установлена круглая заглушка, и затем повернуть натяжной шкив при помощи шестигранного торцового гаечного ключа таким образом, чтобы отверстие под штифт установилось в положение чуть больше 30° по отношению к вертикальной линии и индикатор натяжного шкива установился в положение 1°-2° после нижней кромки установочного паза. Затем затянуть крепежные болты. После снятия гаечного ключа, установочного штифта зубчатого колеса распределительного вала и приспособления для блокировки коленчатого вала, необходимо провернуть коленчатый вал на два полных оборота и убедиться, что метки для установки фаз газораспределения демпфирующего шкива коленчатого вала, зубчатого колеса распределительного вала, шкива топливного насоса совмещены с соответствующими метками для установки фаз газораспределения на блоке цилиндров/головке блока цилиндров. В противном случае, необходимо ослабить крепежный болт и отрегулировать положение зубчатого колеса распределительного вала.

  • - Установить кожух ремня привода ГРМ и кожух №1 ремня привода ГРМ. Вкрутить и затянуть рекомендуемым моментом затяжки десять болтов с шестигранной головкой (М6х16, М10х35 и М10х50) крепления кожухов ремня привода ГРМ.

Момент затяжки: Болт (М10): 45 Ном ± 3 Ном. Болт (М6): 9 Нм ± 3 Нм.

Установить промежуточный ролик приводного ремня и зафиксировать его при помощи крепежного болта. Затянуть крепежный болт рекомендуемым моментом затяжки. Момент затяжки: 22-26 Н.м.

Установить двигатель в сборе.

  • - Подсоединить лебедку к подъемному крюку двигателя и поместить двигатель на его установочное место в моторном отсеке.

Во время установки двигателя, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить маслопроводы, датчики или электрические элементы.

  • - После установки двигателя, необходимо затянуть рекомендуемым моментом затяжки две гайки крепления левого/правого монтажного кронштейна двигателя к шпилькам, чтобы зафиксировать двигатель. Момент затяжки: 95 Нм ± 10 Нм.
  • - Установить насос усилителя рулевого управления, компрессор кондиционера воздуха и приводной ремень.

Убедиться, что приводной ремень установлен должным образом.

Установить каталитический нейтрализатор.

Подсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.

Залить охлаждающую жидкость.

Залить моторное масло в двигатель.

Запустить двигатель, и затем проверить систему охлаждения и систему смазки на предмет наличия следов утечки охлаждающей жидкости и моторного масла соответственно.