Компрессия (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах это важнейший показатель состояния двигателя без его разборки
По средней величине и по разнице величин в отдельных цилиндрах можно достаточно точно определить степень износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя и выявить ее неисправности и деталей клапанного механизма
Проверяется компрессия специальным прибором - компрессометром
Так выглядит компрессометр
Есть компрессометры, у которых вместо резьбового штуцера для вворачивания вместо свечи зажигания установлен резиновый наконечник
Для правильности показаний при проверке, нужно чтобы стартер и аккумулятор были исправны
Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры
Снижаем давление в системе питания двигателя, для этого:
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отключаем топливный насос, вынув предохранитель или реле топливного насоса в монтажном блоке, расположенном в моторном отсеке
На задней крышке блока предохранителей и реле нанесена схема расположения предохранителей и реле
Подсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Запускаем двигатель и даем ему поработать до полной остановки двигателя
Выключаем зажигание. Теперь в топливной рампе нет давления топлива.
Предохранитель цепи топливного насоса в центральный монтажный блок не устанавливайте!
Снимаем декоративный кожух двигателя
Отсоединяем колодки жгутов проводов от катушек зажигания
Выкручиваем болты крепления катушек зажигания
Снимаем катушки зажигания со свечей зажигания
Выкручиваем все свечи
Вкручиваем или вставляем в свечное отверстие проверяемого цилиндра компрессометр
Помощник нажимает на педаль газа до упора, чтобы при проворачивании коленчатого вала стартером дроссельная заслонка полностью открылась в режиме продувки цилиндров двигателя
Включаем стартер, и проворачиваем коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться. Это соответствует примерно четырем тактам сжатия
Для получения правильных показаний компрессометра коленчатый вал должен вращаться со скоростью 180-200 мин-1, или выше, но не более 350 мин-1.
Записываем показания компрессометра
После этого устанавливаем стрелку на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха
Повторяем операции для остальных цилиндров
Давление должно быть не ниже 1,36 МПа (13,6 кгс/см2) и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 0,1 МПа
Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть:
- - в результате неплотной посадки клапанов в седлах;
- - повреждения прокладки головки блока цилиндров;
- - поломки или прогорания поршневых колец.
Пониженная компрессия во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец
Чтобы выяснить причину недостаточной компрессии нужно залить в цилиндр с пониженной компрессией 20 мл чистого моторного масла и вновь измерить компрессию
Если показания компрессометра повысились, вероятная неисправность поршневых колец
Если величина компрессии осталась неизменной, значит, тарелки клапанов неплотно прилегают к их седлам или повреждена прокладка головки блока цилиндров
Причину недостаточной компрессии можно выяснить и подачей сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно установлен в ВМТ такта сжатия.
Для этого снимите с компрессометра наконечники присоедините к нему шланг компрессора.
Вставьте наконечник в свечное отверстие и подайте в цилиндр воздух под давлением 0,2-0,3 МПа.
Чтобы коленчатый вал двигателя не провернулся, включите высшую передачу и затормозите автомобиль стояночным тормозом.
Выход (утечка) воздуха через дроссельный узел, свидетельствует о негерметичности впускного клапана, а через глушитель - о негерметичности выпускного клапана.
При повреждении прокладки головки блока цилиндров воздух будет выходить через горловину расширительного бачка в виде пузырей или в соседний цилиндр, что обнаруживается по характерному шипящему звуку