Перегрев двигателя возникает при нарушениях в работе системы охлаждения

При перегреве двигателя стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости приближается к красной зоне

Перегрев двигателя автомобиля

При перегреве двигателя могут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие сложный ремонт двигателя

Проверка системы охлаждения

Если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, нужно включить максимальный режим отопления салона.

Это необходимо, чтобы снизить температуру жидкости в системе охлаждения двигателя

Нужно включить аварийную сигнализацию и переместиться к краю проезжей части, а если возможно, то за пределами проезжей части

Двигатель должен поработать пару минут на холостом ходу с включенным отопителем на полную мощность

Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие – сохранение герметичности системы охлаждения.

Если лопнул или соскочил шланг или образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель нужно остановить немедленно

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее перегретыми деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом

  1. Остановите двигатель
  2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство
Места возможных утечек охлаждающей жидкости двигателя

При осмотре двигателя обращаем внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целостность резиновых шлангов, радиатора, термостата

Перегрев двигателя автомобиля

Нельзя открывать сразу пробку радиатора.

Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки можно обжечься

Перегрев двигателя автомобиля

Также нужно заглянуть под панель приборов со стороны переднего пассажира – нет ли под ней течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора отопителя

Лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты

Течь радиатора, неисправность термостата или отопителя сложно устранить на месте, поэтому нужно долить в систему охлаждения воду и при движении следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения

Нельзя доливать холодную воду в перегретый двигатель.

Двигатель должен остывать с открытым капотом не менее 30 минут

Перегрев двигателя автомобиля

Обрыв или ослабление ремня привода вспомогательных агрегатов практически всегда приводит к перегреву двигателя.

Если ремень цел, нужно проверить его натяжение

Двигатель может перегреться в случае неисправности термостата, который регулирует прохождение жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя)

Перегрев двигателя автомобиля

Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру шланга, соединяющего термостат с радиатором.

Если шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет

Частой причиной перегрева двигателя является отказ электрического вентилятора радиатора

Запускаем двигатель, следим за температурой и обращаем внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения

Перегрев двигателя автомобиля

Перегрев двигателя автомобиля

Причиной не включения вентилятора может быть перегоревший предохранитель, неисправное реле включения, окисленные контакты в колодке проводов, перегоревшее дополнительное сопротивление вентилятора или сгоревший электродвигатель

Перегрев двигателя автомобиля

Если двигатель вентилятора не включается – замените плавкую вставку (А) в монтажном блоке предохранителей и реле, установленном в подкапотном пространстве

Если после замены плавкой вставки вентилятор не начал работать, нужно проверить электродвигатель вентилятора

Для этого нужно взять два дополнительных провода и подать питание непосредственно от аккумулятора на электродвигатель

Если электродвигатель начал работать, неисправна электропроводка, предохранители или реле включения вентилятора

Совет

В пробке радиатора установлены два клапана – впускной и выпускной.

Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении температурного режима двигателя

Перегрев двигателя автомобиля

Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 78,5-122,7 МПа (0,80-1,25 кгс/см²), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.

Если клапан заклинило в закрытом положении, при перегреве возникает значительное повышение избыточного давления – более 0,2 МПа (20 кгс/см²), что может привести к разрыву радиатора или срыву одного из шлангов.

Заклинивание клапана в открытом положении приводит к преждевременному закипанию охлаждающей жидкости

Нужно раз в год промывать пробку радиатора проточной водой. Если появились сомнения, заменяем пробку.

Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку радиатора и по времени это действие совпадет с тепловым ударом, то вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано

Периодически нужно продувать ячейки радиатора струей сжатого воздуха для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора.

Так можно частично восстановить эффективность радиатора