Все контрольно-измерительные приборы автомобиля и контрольные лампы установлены в щитке приборов. Тахометр и спидометр — электронно-механические, в щитке имеется встроенный информационный дисплей.
Для работы указателей и некоторых контрольных ламп на автомобиль установлены датчики.
Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости установлен в бачок главного тормозного цилиндра. При падении уровня жидкости ниже допустимого значения загорается контрольная лампа неисправности тормозной системы на щитке приборов. Эта же лампа загорается при включении стояночного тормоза.
Датчик аварийного давления масла установлен в кронштейн масляного фильтра. Контакты датчика замыкаются, когда давление в системе смазки двигателя опустится ниже минимально допустимого значения.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен в корпус термостата

Датчик указателя уровня и сигнальной лампы резерва топлива установлен в топливном модуле, который находится в топливном баке.
Датчики открытых передних дверей установлены в замках дверей, датчики задних — в дверных проемах на стойках кузова.
Датчик скорости автомобиля установлен на задней крышке раздаточной коробки.

Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости — проверка и замена
Датчик уровня тормозной жидкости установлен в бачке главного тормозного цилиндра. При падении уровня тормозной жидкости ниже допустимого минимума, по сигналу датчика включается соответствующая контрольная лампа на щитке приборов
Необходимо обязательно убедиться в работоспособности датчика, если будет обнаружено, что при понижении уровня тормозной жидкости до отметки ADD и ниже контрольная лампа не загорелась, а в случае его неисправности заменить. Датчик заменяют в сборе с бачком главного тормозного цилиндра. Желательно проверять работоспособность датчика уровня тормозной жидкости при каждом обслуживании автомобиля, выполняемом в соответствии с планом технического обслуживания. Если при достаточном уровне тормозной жидкости лампа продолжает гореть постоянно, то необходимо проверить электрическую цепь соединения датчика со щитком приборов.
Для выполнения работы потребуется мультиметр.
Последовательность выполнения
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов и, при необходимости, доливаем в бачок тормозную жидкость. Убеждаемся в том, что стояночный тормоз выключен.

Включаем зажигание, на щитке приборов должна загореться на две секунды и погаснуть контрольная лампа включения стояночного тормоза и неисправности тормозной системы.
В случае, когда лампа продолжает гореть, нажимаем фиксатор и отсоединяем от датчика колодку жгута проводов. Отсоединяем держатель разъема датчика от кронштейна.

Если после этого лампа погасла, то неисправен датчик.
Если лампа продолжает гореть, то, вероятно, неисправен щиток приборов, неисправна электрическая цепь датчика (короткое замыкание) соединения со щитком приборов.
Для проверки электрической цепи датчика один щуп мультиметра в режиме омметра подсоединяем к контакту (1) колодки жгута проводов (сине-черный провод), а второй к «массе». Мультиметр должен показывать бесконечно большое значение сопротивления (разрыв цепи). В противном случае устраняем замыкание.
Если после включения зажигания контрольная лампа загорелась и через две секунды погасла, щиток приборов исправен. Для проверки отсоединяем от датчика колодку жгута проводов. Отрезком провода замыкаем контакты колодки жгута проводов. Если лампа загорелась, то неисправен датчик. Если лампа не загорелась, неисправна цепь питания датчика (обрыв).
Резиновой грушей отбираем тормозную жидкость из бачка. Чтобы воздух не попал в тормозную систему, при отсутствии жидкости в бачке не нажимайте педаль тормоза.
Крестовой отверткой отворачиваем винт крепления и снимаем бачок.

Устанавливаем новый бачок и доливаем в него тормозную жидкость.
Датчик аварийного давления масла — проверка и замена
Для смазки поверхностей деталей, трущихся при работе двигателя, к ним по каналам системы смазки под давлением подается моторное масло. Величина давления зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Поэтому минимальное давление в системе смазки, при работе двигателя на холостом ходу.
Причем, для безопасной работы двигателя давление в системе смазки двигателя в этом режиме не должно быть ниже минимально допустимого предела (не меньше 78,5 кПа). При падении давления ниже этого предела срабатывает датчик аварийного давления масла и на щитке приборов загорается лампа аварийного давления масла.
Предупреждение!
Эксплуатация автомобиля, у которого горит контрольная лампа аварийного давления масла, может привести к серьезной поломке двигателя и дорогостоящему ремонту!
Проверка датчика
Контакты датчика при не работающем двигателе замкнуты, а при работающем — разомкнуты. При неисправности датчик может заблокироваться в одном из этих двух положений
Если контрольная лампа аварийного давления не гаснет после запуска двигателя или загорается во время его работы, то возможно неисправен датчик или давление в системе смазки двигателя ниже допустимого уровня, В этом случае проверяем уровень моторного масла и давление в системе смазки. Если давление в норме, причина включения лампы в неисправности датчика или его электрической цепи.
Если контрольная лампа не загорается при включении зажигания, то неисправен датчик или его электрическая цепь.
Замена датчика
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду
Снимаем защиту силового агрегата
Отсоединяем от датчика наконечник провода.

Если при включенном зажигании отсоединить от датчика колодку жгута проводов, то контрольная лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет, то в цепи
датчика замыкание на «массу», которое необходимо устранить.
Если при включении зажигания контрольная лампа не загорается, проверяем соединение вывода датчика с «массой». Если соединение отсутствует — датчик неисправен.
Выворачиваем датчик ключом на 27 мм.
Проверяем давление в системе смазки. Если давление в системе смазки в норме неисправен датчик, и его необходимо заменить.
Очищаем резьбу отверстия в блоке цилиндров от остатков старого герметика. Если будет устанавливаться старый датчик, очищаем и его резьбу.
Наносим немного герметика на пару витков резьбы датчика и заворачиваем его моментом 10 Нм
Предупреждение!
Герметик нужно нанести только на резьбу, причем, совсем немного. Лишний герметик может попасть внутрь масляной системы и закупорить ее каналы!
Датчик открытой двери — проверка и замена
Для повышения безопасности (чтобы случайно водитель не начал движение с открытой дверью и для работы сигнализации) автомобиль оборудован датчиками открытых дверей.
Датчики передних дверей установлены в замках, датчики задних дверей установлены на стойках в дверных проемах. По сигналу любого из этих датчиков на щитке приборов загорается контрольная лампа незакрытой двери, и блок управления электрооборудованием включает плафоны освещения салона.
Датчик незакрытой двери представляет собой концевой выключатель, контакты которого разомкнуты, когда шток утоплен. Убедиться в работоспособности датчиков можно, открывая поочередно все двери автомобиля
Для выполнения работы потребуется мультиметр.
Последовательность выполнения
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Поддеваем тонкой шлицевой отверткой и открываем защитную заглушку.

Крестовой отверткой отворачиваем винт крепления датчика и извлекаем датчик из стойки.

Освобождаем фиксатор и отсоединяем от вывода датчика колодку провода

Осматриваем разъем датчика и установочные отверстия в кузове, убеждаемся в отсутствии коррозии и повреждений. При необходимости обрабатываем контактные поверхности специальным средством для очистки и защиты электрических контактов и очищаем их от коррозии
Для проверки датчика подсоединяем мультиметр в режиме омметра к его выводу и корпусу датчика. Величина сопротивления датчика должна быть минимальна (цепь замкнута).
Нажимаем на шток датчика. Величина сопротивления датчика должна стремиться к бесконечности (цепь разомкнута). Неисправный датчик заменяем.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Парковочный радар — установка
При парковке в стесненных городских условиях движение задним ходом представляет наибольшие трудности. Это связано с затрудненной оценкой габаритов, поскольку задний бампер находится дальше от водителя, чем передний, что искажает восприятие расстояний, а также с плохим обзором, как правило, вызванным высоким расположением нижнего края заднего стекла. В подобной ситуации парковочный радар может оказаться очень полезным. На многих автомобилях парковочные радары устанавливаются на заводе-изготовителе по желанию заказчика. Если подобной опции изготовитель не предусмотрел, или же вы купили подержанный автомобиль, на который установка штатного радара неразумна, вам поможет универсальный установочный комплект парковочного радара. Такие комплекты выпускаются множеством фирм, однако стоимость аналогичных комплектов различных производителей примерно одинакова. Между собой комплекты различаются типом дисплея (обычный, светодиодный, жидкокристаллический, встроенный в зеркало заднего вида или расположенный отдельно и т. д.) количеством датчиков (два, четыре и более), способностью радара контролировать только заднюю часть машины или еще и переднюю и т.д. От указанных параметров зависит и цена комплекта
В данном разделе рассмотрим установку наиболее популярного комплекта со светодиодным дисплеем и четырьмя датчиками, осуществляющего контроль только за задней частью автомобиля.

Для выполнения работы потребуются рулетка, дрель, сверло диаметром, равным посадочному диаметру датчика (как правило, входит в комплект поставки), пластиковые хомуты и съемник для держателей обивки, сверло диаметром 10-15 мм. Может потребоваться круглый напильник или надфиль.
Последовательность выполнения
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
Размечаем на заднем бампере места для установки датчиков (в зависимости от количества датчиков, входящих в комплект поставки). Датчики должны располагаться симметрично относительно вертикальной оси автомобиля и на расстоянии 0,5—0,6 м от земли.


При помощи специального сверла с фрезой (как правило, входит в установочный комплект парковочного радара) делаем отверстия в заранее отмеченных местах.

Датчики могут иметь маркировку на тыльной стороне для их правильной ориентации.
Такие датчики следует устанавливать стрелкой вверх.

Через отверстие заводим провод датчика под бампер.
Устанавливаем датчик в отверстие так, чтобы лицевая поверхность датчика была перпендикулярна поверхности земли (или в соответствии со стрелкой, если есть).

Надавливаем на датчик до его фиксации в бампере

Жгут проводов и датчики имеют маркировку буквами латинского алфавита. При установке необходимо, чтобы при взгляде на автомобиль сзади колодки жгутов проводов и датчики располагались в алфавитном порядке слева-направо (если дисплей установлен на панели приборов или зеркале заднего вида) либо справа-налево (если дисплей установлен на задней полке).
Аналогично устанавливаем остальные датчики.
Чтобы проложить жгут проводов к датчикам снимаем левую обивку багажного отделения, для этого извлекаем два боковых держателя.
Прокладываем жгуты проводов через технологическое отверстие в полу багажного отделения.

Под накладкой заднего бампера подсоединяем провода датчиков к жгуту проводов в соответствии с обозначением разъемов.

Устанавливаем дисплей парковочного радара в удобном для водителя месте (например, на панели приборов, на зеркале заднего вида или на задней полке) и прокладываем жгут проводов от индикатора к заднему левому крылу. В процессе прокладывания жгута проводов демонтируем необходимые детали салона.
Дисплей крепится с помощью специальной наклейки с липким слоем.
Подсоединяем к блоку управления колодки
жгутов проводов датчиков (маркировка на жгутах должна соответствовать маркировке разъемов на блоке), колодку 2 проводов питания и колодку 3 жгута проводов дисплея.
Устанавливаем блок управления за обивкой багажного отделения.

Провода питания блока управления соединяем с цепью лампы света заднего хода и «массой» автомобиля.
Проверяем работу парковочного радара, устанавливая различные предметы перед задним бампером на разных расстояниях. При необходимости переустанавливаем датчики, изменяя их ориентацию. Радар работает, когда включено зажигание и включена передача заднего хода в МКП или в АКП режим R.
Закрепляем все висящие жгуты проводов парковочного радара. Устанавливаем обивку багажного отделения и другие снятые детали салона.