Система глушителей отработавших газов автомобиля состоит из основного и дополнительного глушителя, каталитического нейтрализатора отработавших газов, выпускного коллектора и соединяющих труб
Все детали системы, кроме выпускного коллектора соединены сваркой в единое целое.
К кузову система выпуска газов крепится с помощью резиновых подушек.
Выпускной коллектор закрепляется гайками к шпилькам головки блока цилиндров
Между выпускным коллектором и головкой блока цилиндров устанавливается металлическая прокладка
Приемная труба крепится к фланцу выпускного коллектора двумя шпильками с гайками
Фланцы стягиваются двумя гайками и цилиндрическими пружинами, надетыми на шпильки выпускного коллектора
Между фланцами вставляется уплотнительное кольцо со сферической поверхностью
В нижней части выпускного коллектора установлен управляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд).
Второй датчик концентрации кислорода (диагностический) установлен в трубе после каталитического нейтрализатора.
Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор предназначен для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов.
Каталитический нейтрализатор представляет собой керамический блок с множеством пор покрытых катализаторами дожига: родием, палладием, платиной.
Проходя через поры, оксид углерода превращается в углекислый газ, несгоревшие углеводороды — в водяной пар, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.
Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 98%.
Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах.
При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода быстро выходят из строя.
Поэтому даже кратковременная эксплуатация автомобиля на этилированном бензине категорически запрещается.
Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания или система питания.
При пропусках воспламенения несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор, догорает и спекает в нем блок с катализаторами, что может привести к закупорке выпускной системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя.
Глушители и каталитический нейтрализатор, соединенные трубами, — неразборные узлы, при выходе из строя их необходимо заменять новыми.
В запасные части поставляются нейтрализатор с приемной трубой, дополнительный и основной глушители с трубами определенной длины, а также специальные хомуты для соединения труб.
Для замены отдельного элемента цельной системы в двух местах на ее трубах нанесены метки (кернения), по которым можно разрезать трубы.
Обслуживание системы выпуска заключается в ее периодическом осмотре, проверке на герметичность соединений и наличие сквозной коррозии, предусматривает подтяжку ослабленных соединений и замену резиновых подушек подвески.