В статье рассмотрим возможные неисправности, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля.
Двигатель не заводится
Запуск двигателя с системой впрыска топлива одинаков при любых температурах окружающего воздуха и жидкости в системе охлаждения двигателя.
Для пуска двигателя нужно только включить стартер, не нажимая на педаль газа, и система сама подстроится под необходимые параметры подачи топлива и опережения зажигания.
Если двигатель с трех попыток не завелся то:
Открываем капот, потянув ручку привода на себя
Измеряем щупом уровень масла
В двигателе K4M, уровень масла должен находиться между верхней и нижней границей заштрихованного участка
В двигателе F4R – между нижней и верхней метками на щупе
Проверяем уровень охлаждающей жидкости
Он должен быть между метками MIN и MAX на расширительном бачке.
Осматриваем двигатель.
Обращаем внимание на потеки бензина, масла и охлаждающей жидкости.
Проверяем целостность электропроводки. Проверяем посадку колодок жгутов проводов в разъемах катушек зажигания.
После осмотра двигателя и систем, еще раз пробуем завести двигатель.
Если двигатель с первой попытки не завелся, то нажимаем педаль газа до упора и включаем стартер на две – три секунды.
В этом режиме продуваются цилиндры, топливо не подается через форсунки и напряжение не подается на свечи зажигания.
После продувки цилиндров пробуем запустить двигатель в обычном режиме, не нажимая на педаль газа.
Если все-таки двигатель не завелся, значит:
- - не работает система питания;
- - не работает система зажигания;
- - не работает система пуска.
Неисправности пуска
Стартер не включается. Причиной может быть нарушение контактов и соединений.
Обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность тягового реле.
Если при включении стартера слышны щелчки, то причина в разряженном аккумуляторе, окислены или слабые контакты на аккумуляторе или стартере.
Также причиной может быть неисправность удерживающей обмотки тягового реле.
Если стартер включается, но якорь либо не вращается, либо вращается медленно.
Причина – разряжен аккумулятор, нарушены контактные соединения, подгорели контакты тягового реле, загрязнен коллектор или изношены щетки, межвитковое или короткое замыкание в обмотках стартера.
Если стартер включается, его якорь вращается, но маховик неподвижен.
Причиной может быть ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни привода, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.
Если стартер не выключается после пуска двигателя.
Причина – неисправность муфты свободного хода стартера, спекание контактов тягового реле. Если возникает такая неисправность, нужно сразу остановить двигатель.
Проверка системы зажигания
Система зажигания на автомобиле микропроцессорная (МПС3) высокой энергии.
В катушках зажигания преобразуется напряжение примерно 40000 вольт.
Проверяем целостность и посадку катушек зажигания на свечах
Проверяем катушки зажигания. Для этого снимаем катушку первого цилиндра.
Устанавливаем в катушку проверенную свечу и прижимаем свечу к металлической части двигателя.
Помощник проворачивает стартером коленчатый вал двигателя.
Между электродами свечи при этом должна проскакивать сильная искра.
Если искра отсутствует, нужно заменить катушку зажигания. Таким же образом проверяем остальные катушки.
При этой проверке нужно чтобы был надежный контакт свечи с массой, иначе может быть поврежден блок системы управления двигателем или высоковольтная цепь катушки зажигания.
Такую проверку нужно делать не более пяти секунд, чтобы не повредить нейтрализатор отработавших газов при попадании в него, не сгоревшего топлива из цилиндров двигателя.
Если после этой проверки двигатель не заводится, нужно проверить исправность системы управления двигателем.
Проверка системы питания двигателя
Основным критерием исправности системы питания является давление топлива в рампе.
Рекомендуется перед этой проверкой убедиться в чистоте воздушного фильтра.
Проверяем давление топлива с помощью манометра с переходниками.
При работающем на холостом ходу двигателе в рампе должно быть давление примерно 2,7 кгс/см 2.
Возможны такие причины снижения давления:
Неисправность топливного насоса
Загрязнение сетчатого фильтра топливного модуля
Проверить исправность насоса и чистоту фильтра можно только после снятия топливного модуля.
Неисправности системы впрыска топлива
На автомобилях применяется система распределенного впрыска топлива.
Распределенным впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной форсункой.
Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ходовых качеств и топливной экономичности автомобиля.
В системе впрыска топлива двигателя с обратной связью в системе выпуска установлены каталитический нейтрализатор отработавших газов и два датчика концентрации кислорода, которые и обеспечивают обратную связь.
Датчики отслеживают содержание кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по их сигналам поддерживает такое соотношение воздуха и топлива, при котором нейтрализатор работает наиболее эффективно.
Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Аккумуляторную батарею отсоединяйте только при выключенном зажигании.
Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.
Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
При зарядке отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля.
Не допускайте нагрева электронного блока управления (ЭБУ) выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80°С в нерабочем (например, в сушильной камере после покраски).
Если эта температура будет превышена, надо снять ЭБУ с автомобиля.
Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.
Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.
Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм.
Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому их легко может повредить электростатический разряд.
Чтобы не допустить повреждений ЭБУ электростатическим разрядом:
- – не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или электронным компонентам на его платах;
- – при работе с программируемым постоянным запоминающим устройством (ППЗУ) блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы.
При работе в дождливую погоду не допускайте попадания воды на электронные компоненты системы впрыска топлива.
Проверку системы впрыска проведите в следующем порядке:
- - проверьте соединение с «массой» двигателя и аккумуляторной батареи;
- - проверьте регулятор давления, топливный фильтр и топливный насос;
- - проверьте предохранители и реле включения элементов системы впрыска;
- - проверьте надежность контактов колодок с проводами элементов системы впрыска;
- - проверьте датчики системы впрыска.
Подавляющее большинство неисправностей системы впрыска топлива вызвано отказом следующих ее датчиков:
- – положения коленчатого вала — полный отказ системы впрыска, двигатель не пускается;
- – положения дроссельной заслонки — потеря мощности, рывки и провалы при разгоне, неустойчивая работа в режиме холостого хода;
- – температуры охлаждающей жидкости — трудности с пуском в мороз. Приходится прогревать двигатель, поддерживая обороты педалью акселератора. При перегреве существенно снижается мощность, появляется детонация;
- - датчик температуры всасывающего воздуха – при отказе датчика, трудности с пуском в мороз, приходится прогревать двигатель, поддерживая обороты педалью газа, при перегреве снижается мощность двигателя, возникает детонация.
- - датчик абсолютного давления (разряжения) во впускной трубе - увеличение расхода топлива, значительное ухудшение динамики, рывки и провалы, проблемы с пуском двигателя;
- – детонации — двигатель очень чувствителен к качеству бензина, повышенная склонность к детонации;
– управляющий датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) – увеличение расхода топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу.
Возможно повреждение каталитического нейтрализатора отработавших газов;
- - диагностический датчик концентрации кислорода. Возможно повреждение каталитического нейтрализатора отработавших газов
- – датчик скорости автомобиля
- — возможно ухудшение динамических качеств автомобиля в режимах с использованием максимальной мощности (интенсивный разгон);
Пропал холостой ход
Для определения причин этой неисправности требуется специальное диагностическое оборудование, поэтому в данном случае обратитесь на станцию технического обслуживания, специализирующуюся на ремонте автомобилей с инжекторными двигателями.
Чаще всего эта неисправность бывает вызвана отказом регулятора холостого хода или подсосом воздуха через неплотные соединения шлангов корпуса дроссельной заслонки.
Если заменой регулятора и подтяжкой хомутов шлангов восстановить холостой ход не удалось, обратитесь к специалистам.
Перебои в работе двигателя
При перебоях двигатель неровно работает на холостом ходу, не развивает достаточную мощность, повышенно расходует бензин.
Перебои, как правило, объясняются неисправностью форсунок или электробензонасоса; свечи зажигания одного из цилиндров, подсосом воздуха в один из цилиндров. Нужно найти неисправность и по возможности ее устранить.
Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Подойдите к выхлопной трубе и прислушайтесь к звуку выхлопа.
Можно поднести руку к срезу выхлопной трубы — так перебои ощущаются лучше. Звук должен быть ровным, «мягким», одного тона.
Хлопки из выхлопной трубы через регулярные промежутки времени свидетельствуют о том, что один цилиндр не работает из-за выхода из строя свечи, отсутствия искры на ней, об отказе форсунки, о сильном подсосе воздуха в один цилиндр или значительном снижении компрессии в нем.
Хлопки через нерегулярные промежутки времени возникают по причине загрязнения распылителей форсунок, сильного износа или загрязнения свечей зажигания.
Если хлопки происходят через неравные промежутки времени, можно попробовать самостоятельно заменить весь комплект свечей независимо от пробега и внешнего вида, однако лучше это делать после обращения на автосервис для диагностики и ремонта системы управления двигателем.
Если хлопки нерегулярны, остановите двигатель и откройте капот.
Проверьте состояние жгута проводов системы зажигания и крепление колодок проводов на катушках зажигания. Если есть повреждения проводов, замените весь жгут проводов системы зажигания.
Выверните свечи зажигания. Внимательно осмотрите свечи и сравните их внешний вид с приведенными фотографиями в статье ниже.
Если все свечи выглядят исправными, установите свечи и катушки на место и подсоедините к ним колодки жгута проводов.
Отсоедините колодку жгута проводов от катушки 1-го цилиндра. Пустите двигатель.
Если перебои двигателя не усилились, замените свечу в 1-м цилиндре заведомо исправной.
Наденьте высоковольтный провод и пустите двигатель.
Если перебои усилились, последовательно повторяйте процедуру со всеми цилиндрами, чтобы выявить неисправную свечу.
Если в результате принятых мер, перебои двигателя не устранены, проверьте компрессию в каждом из цилиндров.
- Нормальная компрессия — более 1,0 МПа (10 кгс/см 2), разница значений компрессии в цилиндрах более 0,2 МПа (2 кгс/см 2) свидетельствует о необходимости ремонта двигателя.
Диагностика по внешнему виду свечей зажигания
Нормальная свеча
Коричневатый или серовато-желтоватый цвет и небольшой износ электродов.
Соответствие теплового значения свечи для двигателя и рабочих условий.
Отложение сажи
Отложение сухой копоти указывает на богатую смесь или позднее зажигание.
Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск двигателя и неустойчивую работу двигателя
Замасленные электроды и изолятор свечи
Причина — попадание масла в камеру сгорания.
Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или через поршневые кольца.
Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и подергивания работающего двигателя.
Совет. Произвести необходимый ремонт головки цилиндров и поршневой группы двигателя. Заменить свечи зажигания.
Металлосодержащий налет
Отложение на юбке изолятора окислов железа коричневато-красного цвета из антидетонационных железосодержащих присадок (ферроценов) к бензину.
Откладываются ровным, плотным слоем.
При работе двигателя с большой нагрузкой с высокой температурой и давлением в камере сгорания окислы преобразуются в токопроводящие дорожки чистого железа, замыкающие центральный электрод на массу.
Это вызывает пропуски зажигания, падение мощности двигателя.
Это может вызвать повреждение каталитического нейтрализатора.
Налет практически не удаляется механическим способом и не выгорает при движении с большой скоростью.
Если нет возможности сразу заменить новыми свечами, то помещаем свечу в преобразователь ржавчины, после этого прочищаем свечу металлической щеткой, промываем водой, а затем бензином.
Оплавленные электроды
Раннее зажигание.
Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадания на него отложений из камеры сгорания. Может привести к повреждению двигателя.
Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, чистоту распылителей форсунок и топливного фильтра, работу системы охлаждения и смазки.
Изолятор с трещинами или со сколами
Повреждение вызвано детонацией. Может привести к повреждению поршня.
Возникает при неисправности датчика детонации. Убедитесь, что бензин соответствует требованиям.
Механические повреждения на свече
Повреждения могут быть вызваны инородными предметами, попавшими в камеру сгорания, а в случае использования свечи с длинной юбкой, ее электроды могут зацепить поршень.
Удаляем инородный предмет и заменяем свечу.
Автомобиль движется рывками
Применительно к автомобилю рывок — это кратковременное самопроизвольное изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя независимо от положения педали акселератора.
В повседневной эксплуатации, как правило, имеют место серии рывков.
Предельный случай рывка — провал — ощутимое запаздывание ответной реакции двигателя на нажатие педали акселератора.
Условно можно выделить три вида рывков:
- – в момент начала движения;
- – при разгоне;
- – при установившемся движении, т.е. при постоянном положении педали акселератора.
Для определения причин рывков при движении автомобиля с инжекторным двигателем требуется специальное диагностическое оборудование, поэтому в этом случае рекомендуем обратиться на сервис, специализирующийся на ремонте систем впрыска топлива.
Однако, как показывает практика, в большинстве случаев рывки бывают вызваны недостаточным давлением топлива в топливной рампе, неисправностями датчика положения дроссельной заслонки.
При наличии некоторых навыков причину рывков можно определить самостоятельно.
Рывок в момент начала движения
В момент начала движения чаще всего имеет место предельный случай рывка — провал.
Самые неприятные ощущения связаны именно с запаздыванием ответной реакции двигателя на нажатие педали акселератора.
Иногда двигатель при этом даже глохнет.
Рывок возникает в момент начала открытия дроссельной заслонки, когда по сигналу датчика положения дроссельной заслонки ЭБУ определяет момент перехода из режима холостого хода на нагрузочный режим и должен увеличить количество подаваемого через форсунки топлива.
При недостаточном давлении в топливопроводе (даже при увеличении длительности впрыска) топлива для плавного трогания с места не хватает.
Рывки при разгоне
Причиной рывков при разгоне может быть, так же как и в предыдущем случае, недостаточное давление топлива в топливопроводе.
Электронный блок управления двигателем, получив от датчика положения дроссельной заслонки сигнал об интенсивном открытии заслонки на большой угол, стремится максимально увеличить подачу топлива, но из-за пониженного давления топлива не в состоянии этого сделать.
Причины этого явления и способ проверки такие же, как и в предыдущем случае.
Рывки при движении
Такие рывки чаще всего бывают вызваны неисправностью системы зажигания.
Необходима диагностика и ремонт. В пути можно попробовать выполнить самостоятельно следующее:
- – внимательно осмотрите подкапотное пространство.
Выключите зажигание и проверьте надежность крепления колодок жгута проводов к катушкам зажигания.
Пустите двигатель и прислушайтесь к его работе: треск при пробое высокого напряжения «на массу» слабый, но отчетливый. В полной темноте хорошо видно искру при пробое;
- – замените свечи зажигания независимо от их состояния и пробега.
Обратите внимание на состояние свечей: если оно ненормальное, возможно, придется ремонтировать двигатель или его системы.
Специфической причиной рывков при установившемся движении автомобиля с инжекторным двигателем, может быть выход из строя датчика положения дроссельной заслонки.
Дополнительными симптомами, подтверждающими неисправность этого датчика, являются:
- – неравномерная работа двигателя на холостом ходу;
- – снижение максимальной мощности двигателя.
Датчик неразборный и поэтому неремонтопригоден. Если выявлена неисправность датчика, его заменяют в сборе.
Машина плохо разгоняется
Причин ухудшения динамики много, основные можно определить так.
Неисправность двигателя: снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах, подсос дополнительного воздуха во впускной тракт двигателя.
Закоксовывание системы выпуска или повреждение нейтрализатора отработавших газов.
Неисправность системы питания: засорение форсунок и топливного фильтра, шлангов системы подачи топлива.
Недостаточная подача бензонасоса. Применение низкокачественного топлива.
Неисправность системы зажигания: выход из строя свечи зажигания, пробой высоковольтной цепи системы.
Неисправность системы управления двигателем: отказ датчиков системы.
При отказе какого-либо датчика электронный блок управления переходит на работу по резервной программе, позволяющей доехать до гаража или автосервиса, но при этом снижаются мощностные и экономические характеристики двигателя.
Пробуксовка сцепления вследствие износа или нарушения регулировки.
Неисправность тормозной системы: притормаживание одного или нескольких колес во время движения, неправильная регулировка стояночного тормоза.
Недостаточное давление воздуха в шинах.
Перегрузка автомобиля.
Полную диагностику автомобиля должны проводить высококвалифицированные мастера с применением специального диагностического оборудования, поэтому обратитесь на автосервис.
Самостоятельно можно провести следующие работы:
Проверьте и доведите до нормы давление воздуха в шинах.
Проверьте работу рабочей тормозной системы и стояночного тормоза. Снимать колеса для этого необязательно.
Найдите ровный участок дороги и в сухую безветренную погоду проведите заезд на определение выбега автомобиля.
Автомобиль должен быть полностью заправлен, в салоне только водитель.
Разгоните автомобиль до 50 км/ч, выровняйте скорость, а затем выключите передачу и двигайтесь по инерции до полной остановки.
Выполните еще один заезд в обратном направлении. Выбег должен составить около 500 м.
Проверьте работу системы зажигания, как описано выше.
Проверьте работу сцепления автомобиля с механической коробкой передач.
Первоначальную проверку проводят на ровной, свободной от препятствий площадке.
Установите педалью акселератора повышенную частоту вращения холостого хода — примерно 1500 мин -1 .
Затормозите автомобиль стояночным тормозом.
Выжмите сцепление и включите первую передачу. Затем начинайте плавно отпускать педаль сцепления.
Если двигатель заглохнет, сцепление исправно и не буксует.
Если двигатель не глохнет, сцепление изношено, надо его заменить или отрегулировать привод.
Проверьте исправность системы управления двигателем.
Двигатель заглох во время движения
Рано или поздно каждый водитель может попасть в ситуацию, когда автомобиль, еще несколько мгновений назад подчинявшийся всем командам, вдруг перестает реагировать на нажатие педали акселератора, а на приборной панели загораются красные огоньки.
Двигатель перестал работать, автомобиль теряет скорость. Что делать в такой ситуации?
Самое главное — не нервничайте! Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части.
Учтите, что при неработающем двигателе эффективность тормозной системы автомобиля снижается, поэтому для торможения может потребоваться большее усилие на тормозной педали.
Включите стояночный тормоз. Если автомобиль остановился на уклоне, используйте противооткатные упоры.
В сложных условиях движения и на загородных дорогах выставьте знак аварийной остановки, как это предусмотрено "Правилами дорожного движения". Теперь необходимо выяснить и устранить возникшую неисправность.
Существуют две основные причины:
- – не работает система зажигания;
- – не работает система питания.
Для начала определите, есть ли бензин в баке. Включите зажигание и посмотрите на указатель уровня топлива.
Если желтая сигнальная лампа резерва топлива не горит, а стрелка указателя показывает наличие топлива, можно предположить, что бензин в баке есть.
Откройте капот и внимательно осмотрите подкапотное пространство.
Обратите внимание на целость всех агрегатов. Проверьте, на месте ли все провода, нет ли оборванных, перегоревших, с поврежденной изоляцией.
Осмотрите бензиновые шланги, топливопровод двигателя и топливный фильтр – нет ли потеков бензина.
Если подтекает бензин, ни в коем случае не пускайте двигатель до полного устранения неисправности!
Осмотрите расширительный бачок системы охлаждения — не вытекла ли охлаждающая жидкость.
Проверьте также уровень масла в картере двигателя.
Если все в порядке, приступайте к проверке систем зажигания и питания, описанной ранее, но предварительно проверьте состояние ремня привода газораспределительного механизма.
При оборванном ремне двигатель не будет пускаться без видимых причин.
Упало давление масла
В комбинации приборов автомобиля есть сигнальная лампа аварийного падения давления масла в двигателе.
Для надежной работы двигателя необходимо, чтобы в системе смазки постоянно обеспечивалось достаточно высокое давление.
Если при работающем двигателе загорается сигнальная лампа аварийного падения давления масла и продолжает гореть при повышенной частоте вращения, то это тревожный признак.
Нужно немедленно прекратить движение, остановить двигатель и выяснить причину.
Дальнейшая работа двигателя при пониженном давлении масла может привести к серьезной его поломке и большим финансовым затратам на ремонт.
Откройте капот. Не спешите сразу проверять уровень масла в двигателе, дайте ему стечь в масляный картер, это займет две-три минуты.
За это время внимательно осмотрите двигатель, выясните, нет ли на нем свежих потеков масла.
Загляните под переднюю часть автомобиля — не пробит ли масляный картер двигателя, нет ли там течи.
Если обнаружена течь масла из пробитого масляного картера, попытайтесь временно заделать ее на месте.
Для этого можно использовать автомобильную камеру, кусок резины, тряпку, деревянную пробку и т.п.
Хороший результат может дать применение современных ремонтных материалов типа «холодная сварка», имеющихся в продаже в автомагазинах.
Обратите особое внимание на масляный фильтр.
Масло может подтекать из-под резиновой прокладки фильтра, если она повреждена или фильтр плохо закреплен.
Если масло подтекает из-под масляного фильтра, иногда бывает достаточно немного довернуть его по часовой стрелке.
Будьте осторожны: о горячие детали двигателя можно обжечься, поэтому наденьте перчатки и одежду с длинными рукавами.
Если уровень масла ниже нижней метки шкалы, долейте масло до нормы.
Пустите двигатель.
Если при нормальном уровне лампа аварийного падения давления масла погасла, можно продолжать движение.
Если лампа не гаснет, проверьте исправность датчика давления масла.
Он установлен на стороне блока цилиндров, обращенной к радиатору системы охлаждения.
Выверните штатный датчик давления масла и установите на его место механический манометр.
Если при нормальной частоте вращения холостого хода давление более 0,06 МПа (0,65 кгс/см 2) и увеличивается с повышением частоты вращения, неисправен датчик или его электрическая цепь.
Если у вас нет манометра, остается только проверить надежность контакта в колодке с проводами датчика или заменить датчик на заведомо исправный.
Если после устранения всех видимых причин давление масла в двигателе недостаточно (горит лампа аварийного падения давления масла), проведите диагностику и ремонт двигателя.
Перегрев двигателя
Нарушения в работе системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя.
Если пропустить момент перегрева двигателя, могут возникнуть:
- - пробой прокладки головки блока цилиндров;
- - коробление головки.
В комбинации приборов находится указатель «А» температуры охлаждающей жидкости и сигнальная лампа «Б» перегрева двигателя.
Если двигатель перегревается, шкала указателя заштриховывается полностью (при нормальной температуре, заштрихованы четыре нижних деления шкалы) и загорается сигнальная лампа.
Проверка системы охлаждения
При первых признаках перегрева, если шкала указателя полностью заштрихована, но из-под капота не вырываются пары, нужно включить максимальный режим отопителя салона, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости.
Нельзя останавливать двигатель сразу, если нет течи жидкости из лопнувшего шланга или при образовании другого места утечки.
Остановите двигатель.
Откройте капот и определите место утечки жидкости.
Загляните под коврики пола переднего пассажира и определите, нет ли под ними вытекающей жидкости из радиатора отопителя.
Если во время поездки нет антифриза, то можно просто долить воду. Нельзя доливать холодную воду в перегретый двигатель.
Двигатель может перегреться в случае неисправности термостата.
Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру нижнего шланга, соединяющего радиатор с двигателем.
Если нижний шланг холодный, термостат неисправен, циркуляции жидкости через радиатор нет.
Часто причиной перегрева двигателя является отказ электродвигателя вентилятора
Запустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения.
Если он не включается, причиной может быть неисправность дополнительного сопротивления, перегорание предохранителя, неисправность реле включения, окисление контактов в колодке жгута проводов или перегорание электродвигателя.
Замените предохранитель «А» в монтажном блоке двигательного отсека.
Если вентилятор не стал работать после замены предохранителя, заменяем реле «Б» и «В».
Если после этих манипуляций электровентилятор не стал работать, проверяем электродвигатель вентилятора.
Для этого подсоединяем провода напрямую к электродвигателю и к аккумулятору.
Если электродвигатель начал работать, значит, неисправна электропроводка.
Большую роль в обеспечении оптимального температурного режима играет клапан пробки расширительного бачка. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2).
При этом температура кипения воды повышается до 120°С, а тосола до 130°С.
При заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления [более 0,2 МПа (2 кгс/см 2)], что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов.
Раз в год промывайте ячейки радиатора водяной струей высокого давления (на специальной мойке), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. При этом частично восстанавливается эффективность радиатора.
Аккумулятор не заряжается
На автомобиле два источника тока – аккумуляторная батарея и генератор. Аккумуляторная батарея используется при пуске двигателя и для питания электрическим током напряжением 12 В стартера и других потребителей при неработающем двигателе.
Когда двигатель работает, основной источник тока — генератор — обеспечивает электрическим током все потребители, включая систему зажигания, и заряжает аккумуляторную батарею.
Если на приборной панели горит красная лампа зарядки аккумуляторной батареи, значит, ток не поступает от генератора в бортовую сеть и расходуется запас энергии аккумуляторной батареи.
Этот запас ограничен и зависит от емкости.
Если аккумуляторная батарея была заряжена полностью, можно доехать до гаража и без генератора, но лучше попытаться устранить неисправность на месте.
Проверка электрооборудования
Проверяем, не оборван ли ремень привода вспомогательных агрегатов. Если оборвался ремень, заменяем его.
Если ремень цел, проверяем и при необходимости регулируем его натяжение.
Надавливаем на ветвь ремня большим пальцем, если расстояние между центрами шкивов 180-400 мм, прогиб должен быть примерно 6 мм, а если расстояние 300-400 мм, прогиб должен составлять 13 мм.
Если после проверки натяжения ремня сигнальная лампа все равно горит, проверяем провода, подсоединенные к клемме «+» аккумулятора
Проверяем провода подсоединенные к клемме «-» аккумулятора
Проверяем провода, подсоединенные к стартеру
Проверяем провода, подсоединенные к генератору
Если после принятых мер, лампа зарядки все равно горит, значит, неисправность в самом генераторе.
Стуки в двигателе
Если вам показалось, что при работе двигателя появились звуки, которых не было раньше, немедленно убедитесь, все ли в порядке с двигателем.
Чаще всего стуки в двигателе связаны с серьезными неисправностями, для диагностирования и устранения которых придется разбирать двигатель в условиях сервиса или гаража.
Можно попытаться самостоятельно определить причину стуков, чтобы решить, ехать в автосервис своим ходом или на буксире.
Если у вас появятся малейшие сомнения в результатах самостоятельной диагностики, доставайте буксирный трос.
Серьезный ремонт поврежденного двигателя будет стоить дороже, чем услуги буксировщика.
Стук коренных подшипников — очень опасен; немедленно остановите мотор, в автосервис или гараж придется ехать на буксире. Стук низкого тона.
Прослушивается в нижней части картера, заметно усиливается под нагрузкой и при увеличении частоты вращения.
Часто его появление сопровождается падением давления масла (лампа аварийного падения давления масла горит практически постоянно).
Стук шатунных подшипников — очень опасен; немедленно остановите мотор, в автосервис или гараж придется ехать на буксире.
Звук ритмичный, звонкий, металлический, среднего тона. Значительно возрастает при увеличении нагрузки и полностью пропадает при отключении свечи зажигания.
Стук поршневых пальцев — опасен; не нагружая двигатель, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно.
Ритмичный, высокого тона с резким металлическим оттенком, слышен на всех режимах работы двигателя и усиливается при увеличении нагрузки на двигатель.
Полностью пропадает при отключении свечи зажигания.
Стук изношенных поршней и цилиндров — неопасен; не нагружая сильно двигатель, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно.
Звук, напоминающий стук глиняной посуды. Особенно хорошо слышен на непрогретом двигателе, по мере прогрева уменьшается или исчезает.
Стук клапанов — неопасен; можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Металлический стук на фоне общего глухого шума.
Хорошо прослушивается на малой и средней частоте вращения коленчатого вала со стороны головки блока цилиндров над местами расположения клапанов.
Детонационные стуки — опасны; однако, избегая сильной нагрузки двигателя, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно.
Звонкие металлические стуки, возникающие, как правило, при разгоне автомобиля.
Причина — неисправность датчика детонации, применение низкооктанового топлива, перегрузка двигателя при слишком раннем включении повышенной передачи, значительное нагарообразование в камерах сгорания.
Необходимо правильно выбирать передачу в зависимости от условий движения, заправляться бензином с октановым числом, которое рекомендовано изготовителем автомобиля, проверить датчик детонации, применить специальную присадку к топливу для удаления нагара на клапанах и в камерах сгорания.
Стуки в подвеске и трансмиссии
При появлении посторонних стуков в подвеске движущегося автомобиля необходимо сразу же установить их источник независимо от того, постоянный это стук или появляющийся только при проезде неровностей.
Проверьте подвеску.
Проверять состояние подвески лучше, установив автомобиль на эстакаду, осмотровую канаву или подъемник, а если такой возможности нет, можно выполнить эту работу, хотя и с меньшими удобствами, на свободной ровной площадке. В любом случае вам понадобится помощник.
Диагностировать исправность узлов трансмиссии по издаваемым ими шумам довольно трудно.
Если вам не удалось точно определить источник шума, обратитесь к квалифицированному специалисту.
Вышедшие из строя узлы подвески отремонтируйте или замените
Причиной стуков снизу могут быть неисправности не только подвески, но и рулевого управления автомобиля.
Состояние рулевого управления в значительной степени влияет не только на удобство управления автомобилем, но и на безопасность движения.
Причиной стуков и вибрации на рулевом колесе может быть неисправное состояние шаровых шарниров рулевых тяг и рулевого механизма, колес автомобиля. Проверьте рулевое управление.
Возможной причиной вибрации и ударов на рулевом колесе при движении со скоростью более 70–80 км/ч может быть дисбаланс передних колес.
Обратитесь в автосервис или пункт шиномонтажа для проверки балансировки передних колес.
Если удары и вибрация на рулевом колесе появляются в момент нажатия на педаль тормоза, необходима замена тормозных колодок, ремонт или замена передних тормозных дисков.